Лестница странников


Предыстория

Странные люди с интересными идеями появлялись в начале 90-х в сообществе инновационной педагогики. Их выношенные годами идеи лежали «в столах», так как пробиться через академические заслоны официальной науки было непросто. И вот они почувствовали, что их время настало. Казалось, что начался пересмотр всей системы образования, стали востребованы новые подходы и взгляды и ждавшие этого годами воспарили. Среди моря халтуры и идиотизма, обрушившегося на нас со всех сторон в то время, некоторые идеи действительно стоили того, чтобы на них обратили внимание.

Одна из них, под названием «Лестницы Странников», прижилась, так как оказалась очень удобной для использования в нашей педагогической практике. Автора её никто уже и не помнит. Приходил в одну из Точек потоков некий человек и читал лекцию, а мы задавали ему коварные вопросы. Человека мы потом уже не нашли, говорят, что он эмигрировал. Может быть.

Теперь трудно даже сказать, в чистом виде мы излагаем его концепцию или в своей переработке. Но так ли это важно? Она зажила своей жизнью, терминология разошлась по среде педагогов, самодеятельных социологов и социотехников лидеров неформальных объединений.


Концепция

Каждые три года в мышлении человека образуются некие доминанты, которые становятся в центр его восприятия действительности. Мышление по ряду своих характеристик напрямую зависит от этих доминант. Осваивая новый стиль мышления, человек переходит к следующей ступени, которая закономерно вытекает из предыдущей. Новая ступень задаёт новые рамки картины мира, формирует мышление и так далее, до некоего рубежа.

При нормальном развитии сдвиг «по Лестнице» осуществляется каждые три года, в период от рождения до 24 лет. Некоторые из педагогов, правда, оспаривают этот тезис, утверждая: к следующей ступени человек переходит, только освоив предыдущую ступень, и это напрямую не зависит от возраста.

Пояснение, или Почему данная тема важна для рассмотрения

Для нас чрезвычайно важно, что независимо от авторов «Лестницы Странников» неформальная практика установила типичное время жизни клуба (или цикл его развития до кризиса) примерно такое же 3,5 года. (Из них несколько месяцев уходит на процесс «бунта стариков», конфликты и разборки, так что реальные цифры практически совпадают.)

В любом коннективе эволюционным путём устанавливается определённая сетка ролей: лидер, энтузиасты, ведомые, старейшины и т. д. Каждый занимает нишу, соответствующую уровню его развития как вообще, так и с точки зрения освоения деятельности. Стабильность этих ролей детерминирует стабильность группы. Если предположить, что каждые три года формируются новые структуры в мышлении молодого человека, и он склонен по-другому смотреть на вещи и перестраивать характер взаимоотношений с окружением, если каждые три года происходит следующий шаг в развитии, и люди поднимаются по ступеньке «Лестницы», то, естественно, они выбирают другие роли в группе, а старые часто оказываются неприемлемыми. Конечно, есть какие-то факторы, задающие консервативность в поведении, например, берновские сценарии[18]. Но всё равно, изменение ситуации становится столь значительным, что старые связи разрушаются, происходит кризис, эффективность работы группы падает. Возникает вероятность появления новых лидеров.

Пользуясь гипотезой «Лестницы Странников», лидер неформальной группы или педагог получает новый инструмент для прогнозирования, повышения эффективности группы и взращивания новых молодёжных групп. «Лестница Странников» помогает нам разобраться в нюансах молодёжных субкультур. Подростковые клубы и студенческие не одно и то же. Да и подростковые, до 13–14 лет, с 14 до 17 не одно и то же с точки зрения особенностей поведения. Мы рассматриваем то, что важно учитывать при создании новых клубов, как в рамках существующего движения, так и при синтезе принципиального нового.

Наконец, это помогает работать и со взрослыми людьми, например, с менеджерами движения, с педагогическим коллективом, использующим неформальную педагогику. Необходимо на разных этапах освоения деятельности задавать и учитывать разную культуру, обладающую определёнными свойствами.



0-3. Предмет

Первым в этом ряду стоит предметное освоение мира. Пик его приходится на начало жизни до трёх лет. Ребёнок осваивает мир, находящийся вокруг него, через освоение окружающих предметов. Он пробует их на ощупь, на вкус, на вес. Он осваивает цвета предметов, их яркость или тусклость и т. д. Ребёнок изучает вещь. Потом бросает её, переходя к следующей. Какие-то из вещей становятся любимыми, какие-то нет. (Но это вопросы из другой области знания.) Знаковое слово данного этапа «ПРЕДМЕТ».

В принципе, в этом утверждении нет ничего нового. Ещё Эльконин[19], работы которого изучаются в большинстве педагогических и психологических вузов страны, утверждал то же. Правда, на первые полгода-год жизни он выделял как ведущую деятельность общение ребёнка с матерью (или её аналогом, т. е. с тем, кто за ним ухаживает). Потом действительно шла деятельность предметного освоения, потом игровая деятельность, потом учебная (она приходилась на начальные классы, когда ребёнок часто достаточно охотно учится). Затем социально значимая деятельность (она ложилась на сложный подростковый возраст, когда интерес к учёбе нередко падал, зато начинались «подростковые похождения»); и деятельность профессионально ориентированная (старшие классы и студенчество).

Таким образом, в начале «Лестница Странников» фактически совпадает с теорией Эльконина.


3-6. Пространство

Второй этап в формировании мышления человека (период от 3 до 6 лет) открывается при освоении ПРОСТРАНСТВА, в котором находятся предметы. Освоив то, что, собственно, существует в этом мире, человек начинает осваивать, как эти предметы расположены относительно друг друга. Это становится наиболее значимым и определяет соответствующий набор деятельностей.

Вот собака она обычно сидит под столом, а не на столе, или в будке, а не на дереве. А вот стул на нём сидят люди, и его тоже, как правило, задвигают за стол. Ребёнок любит изображать предмет, имитируя его свойства и помещая его в соответствующую часть пространства. Отсюда игра как ведущая деятельность, выделенная Элькониным. Например, ребёнок играет в собачку: лает из-под стола. При этом старая деятельность предметная, не исчезает полностью, а лишь отодвигается на второй план. Мы имеем дело с суперпозицией, наложением одного на другое. (Здесь зарождается и третий этап, задавая новые мотивы в поведении, но ведущими они станут только на следующем этапе.)

С пространственным освоением связаны такие явления как боязнь темноты или замкнутых пространств (часто дети боятся спать с закрытой дверью потом это проходит). И то, и другое ограничивает видимое пространство. По той же причине дети совершают свои детские подвиги, выбегая в неизведанное пространство: обежать дом, выбежав за пределы двора; залезть в какое-то немыслимое место и т. д.


6-9. Последовательность (действие)

Третьим этапом является освоение некой динамики изменения положения предмета в пространстве. Становится понятно, что предметы как-то двигаются в пространстве. Это и осваивается мышлением. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ знаковое слово периода, длящегося с 6 до 9 лет.

Ребёнок играет в песочнице: двигает игрушечным самосвалом по туннелям и мостам, предварительно созданным им в песке. Движение автомобиля в этом кайф. Играет в индейцев: «охотится» в зарослях с копьём. Играет с куклой в дочки-матери. Куклу пеленают, выводят на прогулку, кормят и т. д.

Ребёнку для такой игры не нужны соучастники. Наоборот, они могут помешать выполнять осваиваемую последовательность. Поэтому смотреть на его действа допускается, а иногда и приветствуется (здесь проявляется уже оформление мотивационной структуры, в частности, мотива самоутверждения), но вмешиваться нет.

Однажды дети старшей группы детского сада играли в пожарников. Одни стояли и держали в руках палки, изображающие пожарные шланги, «тушили огонь». Другой геройски полез спасать куклу. Когда кукла была спасена, он сказал: «Всё огонь потух!» и развернулся. Но остальные с энтузиазмом продолжали тушить «пламя»: они играли в разные сюжеты, и их никак не устраивало, что «огонь потух». Спасатель обиделся: «Вы чего? Огонь погас, я говорю!» Остальные отмахивались: отстань!

В специально устроенных для проверки гипотезы педагогических ролевых играх для детей дошкольного возраста большинство детей не могли уловить весь ход событий и взаимовлияния одних сюжетных линий на другие. Это улавливали единицы. Большинство играло «само в себя», не особенно обращая внимания на остальные сюжеты игры. Только единицы, улавливающие всю картину в целом старшие (не всегда по возрасту) дети иногда начинали верховодить, у них начинало вызревать мышление следующих этапов.

«Проба запретов» явление, хорошо известное педагогам, работающим с этой возрастной группой. Взрослый говорит: не перешагивай через эту линию, не суй сюда пальцы. И уходит. Ребёнок же, посмотрев на линию или миску с тестом, делает как раз то, что запрещалось. Потом больше нарушений нет. Ребёнку для того, чтобы понять действие, надо его совершить; это хорошо укладывается в логику «Лестницы Странников».


9-12. Общение (взаимодействие)

Следующий этап связан с взаимовлиянием последовательностей друг на друга, взаимодействием. Человеку становится понятно, что в мире существует множество последовательностей, существующих параллельно друг другу, и время от времени они пересекаются, влияя друг на друга. Это точка пересечения и ставится в центр внимания.

Резко возрастает роль контакта, общения. Слово «ОБЩЕНИЕ» часто полагают знаковым для периода 9-12 лет, и далее, в 12–15, оно сохраняет своё большое значение. У родителей и учителей вызывают беспокойство дети, у которых в этом возрасте обнаруживаются проблемы с коммуникабельностью.

Общение это следствие зоны пересечения. Если раньше общение часто было непродуктивным, то сейчас оно становится очень важным. Начинается эра групповой, контактной игры: настолки, войнушки, казаки-разбойники, салочки и т. д. Но эффект «пожарников» ещё слишком силён. Со временем, к 13–15 годам, слушать начинают больше, ценность рассказа другого возрастает, вследствие снижения значимости этого этапа. (если нет застревания инфантильности.)

Принимать сюжетообразующие решения, влиять на ситуацию в точках её бифуркации это уже характеристики следующего этапа. К 12 (и в особенности к 15) годам он набирает силу и становится ведущим, и потому дети, наиболее быстро идущие вперёд, выделяются из общего ряда, захватывая лидерство в группах. Они становятся способными руководить, направляя толпу остальных.

Понятно, что чем старше «руководитель», тем легче ему удаётся это руководство, так как младшие «руководители» часто сами склонны «сваливаться» в фон и забывать о сюжете, сливаясь с фоновой толпой. Таким образом, дети сами по себе часто не могут определить тип контактной деятельности это не их этап. Им нужен заводила, и они рады появлению подобного «руководителя», с ним интересней живётся. Среди мальчишек может стать лидером и девчонка, бойкая на заводящие идеи. Ребята в возрасте 9-12 лет легко воспринимают и привязываются к старшему вожатому, командиру отряда, обладающему подобными качествами.

Таким образом, виды внимания, требующиеся младшим детям и подросткам, очень разные. Младшим важна ласка, плюс внимание к собственной последовательности, жажда иметь слушателя, жажда внимания как таковая. Подросткам же нужны «зажигатели» их затей, а это часто совсем иной психотип.


12-15. Поступок

Знаковое слово следующего этапа «ПОСТУПОК». С точки зрения освоения действительности происходит следующее. Если раньше рассматривались предметы и их динамика-движение в пространстве, столкновение друг с другом, то теперь в центре внимания вопрос: что было причиной первоначального движения?

Камень падает в воду, и по воде начинают расходиться круги. Если раньше в центре внимания человека были эти круги, а откуда они взялись было не столь важно, то теперь в центр внимания перемещается камень. Становится интересно быть этим самым «камнем», и деятельность начинает обладать соответствующими характеристиками. Человеку важно, чтобы от него расходились «круги», неважно какие, главное научиться их вызывать!

Здесь легко скатиться и в асоциальную деятельность, так как восприятие того, что хорошо, что плохо, менее важно по сравнению с вызыванием кругов. Типа: во как забегали классно! Отсюда и сложный подростковый возраст. Отсюда же и понятие социально-значимой деятельности у Эльконина. На какую «дорожку» встанет подросток, напрямую зависит от среды педагогов (учителей не в формальном, а в жизненном смысле), в окружении которых он окажется.

Если освоить этот этап возможно в рамках позитивной деятельности, то скатывание в асоциальность не обязательно. Если же нет, то человек может начать поиск реализации своего поступка именно там, так как это гарантированно вызывает бурную реакцию окружающих.



15-18. Гипотеза (теория)

Ключевое слово следующего этапа «Гипотеза», а людей этого типа часто называют «теоретиками». Мышление человека переживает трансформацию. Становится понятным, что могут существовать разные причины действия. Не те, привычные, которые осваивались в рамках предыдущего этапа, а совсем другие. И вполне возможно, что вся динамика предметов, которые мы наблюдаем, все явления вызваны совсем другими причинами, чем казалось ранее.

Таким образом, становится возможным сменить всю картину мировосприятия, что становится интересным и новым для мышления и, в свою очередь, оказывается в центре. В этот период человек, если у него достаточно развито абстрактное мышление, склонен увлекаться новыми для себя теориями и гипотезами. Он «тащится», если встречает подобные позиции в рамках дискуссий. Вообще, дискуссионная деятельность для подобного контингента с развитой головой идёт просто на «ура!».

Важный практический и проверенный практикой вывод: старший подросток или студент в этот период способен сменить логику жизни, резко сменить привычную для себя среду. В практике неформальной педагогики это выливается в потерю большей части детского состава на рубеже 14–15 лет; например, это типично для скаутов и «крапивинских» РВО. Наоборот, другие молодёжные движения начинают набирать новых членов как раз в этом возрасте, что было ранее распространено у панков, коммунаров, футбольных фанатов, а сейчас типично для ролевиков, скинхедов и различной политической молодёжки.

На период 17–18 лет приходится смена статуса со школьника (ребёнка) на студента (взрослого), хотя характер деятельности по форме остался тот же учёба. Но быт и культура меняются существенно.

В принципе смена объединения не обязательна. Возможна простая смена роли в группе: раньше ты смотрел на всё глазами участника, а теперь глазами организатора. А это и особый взгляд на мир, и особая среда.

Если у человека абстрактное мышление оказалось не сильно развитым, то наблюдается явление смены культурного поля. Особенно хорошо это прослеживается на музыкальной культуре. Скажем, слушал хард-рок и вдруг перешёл к экзотическому этно. Как правило, смена культурного поля подразумевает не только смену ведущих понятий, но и смену среды общения. Получается в итоге то же самое, что и у теоретиков, с той лишь разницей, что подобные люди с трудом могут логично описать свои новые жизненные основы они живут чувствами. Но смена позиции, свойственная этому периоду, также налицо.

Сложности подросткового возраста здесь достигают своего пика. Родители, бывшие учителя и педагоги могут потерять контакт с подростком, так как являются носителями старого культурного поля. Кроме того, ориентация на поступок ещё достаточно сильна, и эту смену логики жизни подросток может обставить серьёзными «выкидонами», стремясь вызвать посильнее «круги на воде». Иногда для родителей и старых друзей это превращается в кошмар. Но случаются и обратные истории: был обыкновенный троечник и вдруг взялся за ум!

Чем больший выбор различных позитивных сред имеет человек на грани этого периода, тем более вероятна его позитивная трансформация. Именно поэтому педагоги-новаторы ставят вопрос о создании поликультурных сред в сегодняшнем образовательном пространстве, в то время как в прошлом часто доминировала монокультурная среда.

Интересно ещё одно наблюдение. В течение этого периода человек успевает сменить позицию не один раз, а не менее двух, чаще трёх раз. А если больше это уже редкий случай, связанный с сильными жизненными потрясениями. То есть, если подросток резко сменил среду на некую новую культуру, с большой вероятностью он в ней не останется. В ней он будет находиться от полугода до полутора лет, после чего произойдёт новая смена. Исключение: та самая смена позиции, роли в группе, которая была описана раньше. И далее снова так же.

Но это не означает, что на подобное переключение можно не обращать внимания, мол, само пройдёт «перебесится», как иногда говорят в этом случае. В возрасте от 15 до 18 лет окончательно оформляется мотивационная структура человека, его набор ценностей. От того, какая деятельность захватит подростка, зависит и то, каким он войдёт в зрелую жизнь, что будет нести с собой. Важно, что отложится в это время в душе.

В последующем цикле, в 18–21 год, эта тема ещё продолжает быть достаточно актуальной, хоть и уступает в доминировании. Данный период оптимален для формирования качеств толерантности личности, о чём стоит помнить педагогам.

Примерно в этом месте начинают наблюдаться расхождения гипотезы «Лестницы Странников» с теорией Эльконина. Фактический материал, которым мы располагаем на сегодняшний день, входит в противоречие с «таблицей Эльконина», во всяком случае, для предмета этой книги неформальных молодёжных сообществ.

Противоречие просматривается уже в том, что очень многие из неформальных движений носят игровой характер, хотя участвуют в них подростки, старшие классы и студенчество. Игровые характеристики свойственны не только движению ролевиков, хотя то, что именно оно является одним из самых массовых и мощных, весомый факт. С точки зрения не только дилетантской социотехники, но и некоторых школ академической психологии, игровой характер имеют очень массовые движения скейтбордистов, велосипедистов, флэшмоберов и квестеров (чистая игра, по их же самосознанию), спортсменов-экстремалов, например, парашютистов, прыгающих со зданий, смертельно рискованная, но игра. Многие течения (а не движения), основным признаком которых является определённый стиль поведения и одежды (например, эмо театр без сцены и сценария), собственно, являются игрой в персонажа.

В этом возрасте, по Эльконину, ведущая деятельность никак не может быть игровой. Но по факту мы видим обратное.

Гипотеза «Лестницы Странников» устраняет это противоречие. Суть её сводится к тому, что форма деятельности может быть любой; главное — не форма, а то, что происходит, структурируется и образуется в это время в психике и мышлении человека. С этой точки зрения в разные возрастные периоды человек играет совершенно по-разному. Соответственно, извлекаемые из игры смыслы различны постольку, поскольку различается потребностная сфера подростков, старших школьников и студентов.



18-21. Парадокс

С 18 по 21-й год жизни человек вдруг начинает осознавать, что те различные картины мира, которые он раньше себе представлял и осваивал, которыми увлекался, могут противоречить друг другу. Движение вещей может объясняться совершенно по-разному, и главное совершенно непонятно, из чего же всё-таки надо исходить. А выводы из них часто являются прямо противоположными. Отсюда и парадокс.

Поведение молодых людей в этот период бывает двух типов: «парадоксал страдающий» и «парадоксал смакующий».

Страдающий парадоксал очень переживает сам факт осознания противоречия. «С одной стороны, получается так, а с другой ведь… — переживает он — Что же делать?»

Например (важный для нас случай), если этот молодой человек является педагогом или лидером неформальной группы, то для него типичен такой случай страдательства по парадоксу: «Мы не можем решать за ребёнка, это будет манипуляция. Он должен решить всё сам. Но когда мы его оставляем для этого, то его утаскивает „та самая“ компания. Она-то им как раз манипулирует. Это видно. Берёт „на слабо“ и т. д. Но ей на это плевать. А что делать нам? Так же активно вмешиваться и вытягивать из этого „болота“? Но это же выбор за него. Так нельзя. Поговорить? Так он этого не понимает. Ничего не делать? Тоже нехорошо…»

В быту страдающий парадоксал становится более пассивным, склонным к рассуждениям или переживаниям. Его часто можно увидеть задумчивым, замкнутым. Нередко он подвержен угрызениям совести и занимается самокопанием. Он весь внутри себя, у него всегда то одно, то другое. Зато если у такого человека развит вкус и навыки, то он легко создаёт интересные произведения искусства (стихи, песни, игры, рассказы, картины), так как противоречивость делает произведения искусства более глубокими. Неформальная педагогика советует в это время заняться творчеством. Тогда такой парадоксал из «непродуктивного» превращается в очень даже продуктивного, яркого и деятельного субъекта. Творческая деятельность оптимально ложится на его потребностное состояние.

Смакующий парадоксал вовсе не грустит. «Смотрите, как прикольно выходит!» вот его лозунг. Он с шутками и прибаутками раскрывает осознанные противоречия, в его рассказах полно юмора и сатиры. Он смотрит на ситуации как бы извне, ситуации не ранят его, а скорее, забавляют. Это не значит, что он нечувствителен, он просто другой. Такой парадоксал тоже успешно может заниматься различными видами искусства, но его произведения будут иного жанра. Иногда с такими парадоксалами легко, так как они брызжут оптимизмом, тогда как страдающие парадоксалы несколько пессимистичны. Но иногда с ними становится трудно, так как они не могут остановиться в своём порыве всё поддразнивать и осмеивать, и потому начинают сильно раздражать.

Бывают случаи, когда человек переключается с одного типа на другой: он то смакующий, то страдающий, и наоборот… Иногда это даже вполне управляемо. С такими личностями обычно легче.

Если у человека развито логическое мышление, то в этот период легко увлечься логическими противоречиями вроде известного софизма «Ахиллес и черепаха». Подобные задачки легко найти в курсе математики и физики. Если развито абстрактное, но не логическое мышление, то хорошо «идёт» сюрреализм и различные метафорические произведения.



21-24. Синтез

На этом этапе человек осваивает рамки применимости прошлых теорий и картин мира. «Это употребимо здесь, но не тут». Парадоксы исчезают, так как с наложением рамок исчезает и зона «наезжания» теорий друг на друга. Появляются мудрость, зрелость. Этап начинается с 21-го года и длится, по идее, до 24-х, но фактически дольше. До этого этапа не все «доплывают». Мышление же осваивает именно это умение всё «разложить по полочкам», ликвидацию противоречий.


Расширение концепции

Данные этапы свойственны не только возрастному оформлению, но и вообще освоению любой деятельности как таковой.

Допустим, человек уже взрослый, старше 24-х лет, занялся программированием. Сначала он осваивает круг понятий, это аналогично предметному этапу. Потом он осваивает пространство использования этих понятий: где что уместно называть так, а не иначе. Это пространственный этап. Потом он знакомится с некоторыми логическими цепочками и построениями. Это последовательность.

Потом начинает понимать, где одни понятия завязаны, аналогичны, параллельны и т. д. другим. Это этап взаимодействия. Далее разрозненные кусочки связываются в единую картину: становится понятно, что и откуда и что во главе всего, и откуда корни растут. Это этап поступка, и на нём начинается осознанная практическая деятельность с претензией на профессионализм. Претензия это часто обладает чертами, весьма сходными с подростковыми.

Далее идёт освоение альтернативных школ (на простом уровне языков программирования, хотя «по жизни» всё сложнее) и увлечение ими. Это этап теоретика. Потом некое замешательство и профессиональный «кризис», когда становится понятным, что все теории «так себе»: это мы переползаем через «парадоксала». И, наконец, синтез уже истинный профессионализм.

Кстати, если к этому времени человек уже освоил иную сферу деятельности, например, менеджмент или альпинизм, то на этапе синтеза происходит упорядочивание и интеграция и новых, и ранее освоенных понятий. Понимание становится более широким и глубоким, увязывая явления различных сфер между собой.

«Странниками» несколько поэтично названы люди, которые, раз пройдя по этой «лесенке» с рождения до 24 лет, далее делают это снова и снова, осваивая различные области человеческих знаний и деятельностей, и в итоге, синтезируя всё это, создают новое понимание, открытия, области применений и т. д. Отсюда и название всей концепции. Подразумевается, что раз прошедший по цепочке ступенек второй раз двигается уже быстрее опыт перехода со ступени на ступень усваивается и используется автоматически.

Сразу укажем, что мы, соглашаясь с фактом освоения деятельности по этой цепочке, не считаем убедительным первоначальный обрыв её на 24 годах. Может быть, авторов концепции «Лестницы Странников» просто не хватило на дальнейший анализ.

На основе теории неплохо описываются личностные кризисы на ранних стадиях жизни. Но ведь на этом всё не кончается. Хорошо известны кризисы «тридцатилетних» и «сорокалетних». Наверняка они также связаны с особенностями мышления и мировосприятия соответственной возрастной группы. Но они не так гармонично ложатся в общую концепцию, вот их и предпочли проигнорировать, а зря. Тут надо продолжать работу.



Инфантильность

Уже не раз наблюдалось, что нередки случаи задержки развития, когда взрослые люди демонстрируют психологические качества более ранних подростковых этапов. Попросту говоря, явление инфантильности.

В молодёжных движениях эти случаи весьма наглядны. Юридически взрослые студенты, как самые настоящие дети, выкидывают фокусы на публике при флэшмобе или соксе, бегают по городу в поисках тайников (квест), махаются мечами в ролевых играх и… затевают драки с «чужими», как футбольные

фанаты и скины.

С точки зрения «Лестницы Странников», эти дяди «не доиграли в детстве», не проработали достаточно полноценно соответствующий этап на «лестнице», в данном случае взаимодействие и поступок. Наша система образования не нацелена на учёт данной потребностной сферы, и те формы работы, которые она навязывает, не соответствуют этапам развития мышления. Кстати, по той же причине в подростковом возрасте система образования часто демонстрирует провал в эффективности работы.

Если человек «недобрал» на одном этапе, ему трудно проходить и через следующий. Например, не набрав разных теорий, трудно осваивать и стадию парадоксалов. То же самое относится и к более ранним стадиям. Не пройдя этап последовательностей, трудно осваивать этап их взаимодействий. Но нельзя сказать, что этапы эти не проходят вообще. Проходят, но в каком-то урезанном виде.

Ощущая такую нехватку, человек как бы проваливается на раннюю стадию и начинает жадно добирать то, что в своё время (чаще в детстве) упустил. В большинстве случаев это проходит. В молодёжных движениях наблюдается огромная ротация активистов. Люди «добирают», перерастают и уходят из движения в обычную семейную и социальную жизнь.

Но иногда происходит зацикливание, когда радость образа жизни «странника», соответствующего внутренней потребности человека, входит в противоречие с затхлой повседневностью, не несущей никакой радости. Тогда он стремится убежать в мир этой радости как бы навсегда. Она, правда, всё равно уходит, так как наполняется потребностная сфера, но у человека исключительно такая жизнь начинает ассоциироваться с полноценной, и он стремится вернуться к ней снова и снова.



Примечания:



Выходные данные бумажной версии


ISBN 978-5-9900354-3-0

Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники

(Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы).

(Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008.

— 336 c., ил.

Это книга о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов… О неформальном движении как особом типе социального взаимодействия, о том, как оно устроено, как зарождается, как живёт и отчего умирает. Свой анализ авторы, неформалы со стажем, чередуют иллюстрированными примерами из жизни различных сообществ коммунаров, туристов, ролевиков, педагогов-новаторов и др.

Редактура и рисунки — П.Вахотина

Редактура части текста — О.Ксендзюк

Дизайн и вёрстка — группа «Эйдос»

Шрифты заголовков — Г.Глазунов

Корректура — А.И.Фрумкина

Фотографии предоставлены героями очерков и их друзьями.

Издание осуществлено Некоммерческим партнёрством

«Образовательное бюро Солинг»

www.soling.su

© Кордонский М.: текст

© Кожаринов М.: текст

© Вахотина П.: иллюстрации

© Глазунов Г.: шрифт


[1] Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889–1975) — британский историк и общественный деятель. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд — фундаментальное 12-томное «Исследование истории» (1934–1961) — принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. (6).

[2] Валерий Абрамкин — директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, автор многочисленных публикаций и докладов для международных правозащитных организаций и правительств. В 70-х — один из трех сопредседателей Московского (практически всесоюзного) Совета КСП.

[3] По некоторым источникам в недавней переписи населения РФ около 200 000 взрослых людей самоопределились как «эльфы» и «гоблины». По этому поводу было множество публикаций, свидетельств переписчиков, но на официальном сайте Переписи таких национальностей не находится. При переписи в Австралии 70 тыс. граждан в графе «вероисповедание» написали: «религия Джедай». Мы не имеем возможности проверить точные цифры, но уверены, что такие случаи вполне могли быть.

[4]«…Бытие социально-классовой организации общества может быть представлено как бесконечное количество непрерывно сменяющих друг друга социально-классовых фракталов».(6)

[5] О.В. Лишин — один из основателей научной неформальной педагогики в России, доктор психологических наук. Его разработки использованы в этой книге (11).

[6] Клуб «Город мастеров» один из осколков Системы «Рассвет», в которой технология ролевых игр применялась в педагогических целях ещё задолго до «эпохи толкиенизма».

[7]Использованы материалы из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

[8] Ниже использованы отрывки из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

[9] В случае, если авторы внешние наблюдатели с этим согласны, такой частный случай неформальной группы маркируется термином «информальная».

[10]Геодакян Виген Артаваздович, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы связанные с полом проблемы эволюции, генетики, экологии, асимметрии мозга и психологии, а также вопросы информации и организации систем.

[11] Ассоциация Action pour une taxe Tobin d'aide aux citoyens (За налог Тобина в помощь гражданам). «Налог Тобина» предполагает отчисления со всех международных финансовых операций в размере 0,1 %, что, по мнению его сторонников, сократит масштабы «вредных» кратковременных финансовых спекуляций.

[12] Уманский Л.И. (1921–1983) — доктор психологических наук, проф. Курского гос. педагогического института, затем Костромского и Ярославского университетов. Основатель Курской педагогической школы. Автор научных трудов по социальной психологии молодёжных групп и лидерству в коллективе. (15). См. также: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. (16).

[13] Использована работа: Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.(11)

[14] Своеобразна в этом смысле ситуация у оппозиционных политических организаций. Но они нетипичны для неформального поля — их численность очень мала на фоне массовых аполитичных неформальных сообществ. И даже они стараются действовать в рамках закона, не переносить идейную конфронтацию с властями в плоскость бытового конфликта.

[15] Есть некоторые отличия. Например, среди неформалов практически нет представителей так называемых «новых религий» — мормонов, Свидетелей Иеговы и т. п. Есть неформальные сообщества, среди которых процент религиозных больше или меньше, чем в среднем. Например, скауты, в основном, православные, а политические левые — атеисты.

[16] Информационно-консультационный Центр священномученика Иринея Лионского научно-богословское учреждение Русской православной церкви, занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов, а также социальной психологии, психологии насилия, проблемами прав человека и др.

[17] В бытовой речи иногда называют баптистами всех «неофициальных верующих», используя это слово как синоним слова «секта». Подчеркиваем, что мы имеем в виду одну конкретную конфессию — евангельских христиан-баптистов. Это легальная религиозная организация (точнее — сеть организаций), официальное православие именует её не сектой, а церковью. РПЦ поддерживает официальные дружественные контакты с Союзами церквей евангельских баптистов в парадигме экуменизма — движения за воссоединение христианских церквей. Кстати, основатель экуменизма Джон Мотт, получивший за это в 1946 году Нобелевскую премию мира, был и основателем одного из первых в мире неформального молодёжного движения — Всемирной студенческой христианской федерации. В начале 20-го века в движении участвовали многие христианские конфессии, в том числе и евангельские баптисты, и русские православные студенты.

[18] Берн (Bern) Эрик (1910–1970) — американский психиатр и психоаналитик, создатель трансактного анализа. «Берновские сценарии» изложены в книгах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и других.

[19] Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) — педагог и психолог. Начиная с 1929 г., одной из магистральных тем его работ (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. Работы Д.Б. Эльконина являются одним из фундаментальных источников принятой в современной педагогической психологии теории деятельности.

[20] Детская парусная флотилия «Каравелла», фактически — учреждение дополнительного образование в г. Екатеринбурге. Основатель и наставник «Каравеллы» педагог и детский писатель Владислав Крапивин является основоположником неформального педагогического движения РВО РазноВозрастных Отрядов.

[21] А также к «Идущим вместе», «Молодой гвардии», «Местным» и т. п. Население, несмотря на обилие оригинальной атрибутики, их нередко путает. Слово «Наши» имеет некоторые тенденции к тому, чтобы стать нарицательным. Аналогичные тенденции более ярко проявились с названием некогда молодёжной, а ныне коммерческой организации «Green Peace». Теперь во многих сленгах есть слово «гринписы», обозначающее экологов-экстремистов.



This file was created with BookDesigner program bookdesigner@the-ebook.org 01.06.2010






Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке