|
||||
|
Этапы клубного генезиса Группа с максимальной эффективностью внешней деятельности, развитыми межличностными отношениями и опытом межчеловеческого взаимодействия у нас и (по случайному совпадению) в академической науке называется коллективом. Трактовка этого термина резко отличается от бытового словоупотребления (типа «коллектив нашего „Газпрома“»). У нас это высокоразвитая малая (5-15 человек) группа. О том, как её развить, мы расскажем словами и методами достигших успеха неформалов. В научном виде та же концепция содержится в работах Л.И. Уманского и его последователей[12] На пути к коллективу группа проходит определённые фазы. Адаптация (конгломерат) В группе незнакомых людей (будь то клуб или купе поезда) человек пытается определить допустимые, «принятые» рамки поведения. Групповые нормы, заданные в этой фазе, становятся базовыми на длительный период, и даже бунты с намерением их ниспровержения подтверждают, что нормы приняты как данность. Преимущество в формировании этих норм получает тот, кто первым начинает их создавать, демонстрирует своим уверенным поведением или даже декларирует вслух. Даже если для него самого ситуация неясна, группа воспринимает его как помощника в вопросах адаптации, и фактически он начинает создавать нормативное пространство. Рекомендуется максимально использовать этот момент для продвижения нужных поведенческих норм. Иногда для этого ссылаются на «неформальное законодательство»: «У нас в клубе такой закон». Можно использовать более мягкое слово «традиция» или бытовое «здесь так принято», но суть от этого не меняется. Для быстрейшего продвижения к стадии коллектива следует, в первую очередь, вводить нормы открытости и доброжелательности друг к другу. Во вторую поощрить инициативность, перевести новичков из состояния зрителей в состояние правомочных решателей, вершителей. Например, предложить им переформулировать существующие законы или дополнить их новыми. Часть предложений должна быть коллегиально принята и включена в состав нормативов поведения группы. Если некоторые предложения окажутся неприемлемыми, то ситуация может выйти из-под контроля, а лидер потерять завоёванные позиции. При начале такой рискованной адаптационной игры есть два варианта. Лучший харизматический: ощущение лидером своего положения как уверенного, авторитетного. Другой терпимый, осуществим, если группа находится в рамках более широкой общности: слёт, лагерь, форум и т. п., и неприемлемые предложения запрещаются внешней по отношению к группе стороной. Лидер оказывается как бы ни при чём, а группа продвигается на следующую ступень адаптации воспринимает границы своей правомочности. Создание позиции лидера очень облегчает наличие у него внешней атрибутики, символики. У КСП-шников это гитара, у скинхедов, панков, хиппи причёска и одежда, у скаутов галстук, у дружин охраны природы нарукавная повязка и т. п. Даже если в группе новичков всего один носитель атрибутики, и именно он начинает объяснять, чего здесь можно, а чего нельзя, его имидж воспринимается группой как дополнительное свидетельство полномочий. Нередко бывает, что группа ещё не выбрала себе вид неформальной деятельности, да и вообще не предполагает стать клубом. Например, студенты-первокурсники (формальная группа) встретились на предмет знакомства. Претенденту на лидерство будущего клуба рекомендуется предложить им разовое мероприятие в том виде деятельности, где он сам компетентен и обеспечен ресурсами. Например, отправиться в поход («палатки я достану»), поехать на ролевую игру («у меня, кстати, костюмы завалялись»), принять участие в митинге («прикольно же, а у меня флаги и лозунги есть») и т. д. Успешная совместная деятельность способствует росту авторитета, неудачная его падению. Понятие удачи тесно связано с личностным «вероятностным прогнозом» (17). Собираясь принять участие в неком событии, человек имеет некие ожидания и опасения. Друг с другом они соотносятся как противоположности. Например, собираясь в поход, человек ожидает, что погода будет хорошая, компания подберётся дружная, маршрут будет интересным и т. д. Опасается же он обратного: погода может испортиться, компания окажется не той, маршрут убогим или слишком уж тяжёлым. После того как событие прошло, баланс соотношения оправдавшихся ожиданий и опасений и определяет степень эмоционального восприятия события. Одно и то же дело может восприниматься с положительным окрасом и с отрицательным в зависимости от первоначального прогноза. Кроме осознанных, в вероятностный прогноз входят и подсознательные ожидания: проявить себя, добиться внимания противоположного пола, в том числе ожидание приятных неожиданностей. В результате событие, обеспеченное большим числом таковых, вызывает восторженное и долговременное воспоминание. Если группа проводит серию однотипных, без усложнения, мероприятий, то в дальнейшем этого эффекта нет, так как сам факт повышенной эмоциональности начинает входить в вероятностный прогноз. Это уже не неожиданность, а вполне ожидаемое состояние. Человек начинает ощущать, что чего-то не хватает. Чего непонятно, но что-то не то. Талантливые неформальные лидеры самых разных субкультур и движений интуитивно это понимают и всегда тащат новую группу в неизвестную для неё, но хорошо знакомую лидеру деятельность. Единственный обладающий опытом этой деятельности лидер стремится сформировать у группы оптимальный для себя вероятностный прогноз (в сленге неформалов «поднятие флагов», «флаг события»). С одной стороны, лидеру выгоднее, чтобы прогноз на приятности был занижен, тогда ощущение успеха возрастёт. Этот эмоциональный фон ассоциируется с лидером и укрепляет его авторитет. С другой стороны, слишком занижать прогноз тоже нельзя, иначе группа может отказаться участвовать в предложенном событии. Обычно поднятие флагов реализуется через обсуждение предстоящего события, рассказы, различные байки о прошлых подобных ситуациях. Кроме создания нужного прогноза, оно продолжает формировать групповые нормы. Поднял не те флаги не жалуйся потом, что группа воспринимает происходящее как неудачу. Фаза адаптации продолжается ещё некоторое время после того, как группа осознала лидера лидером и практически исполняет групповые нормы. В этот период лидеру рекомендуется не почивать на лаврах, быть осторожным. Некоторые люди (особенно подростки и юноши) любят намеренно провоцировать нарушение норм для проверки рамок дозволенности. Они ожидают ответных действий лидера, воспринимают всё в ключе «можно нельзя», психологически готовы к любой реакции и уже выстроили свою линию защиты. Достучаться до их сознания и разобраться в сути происшествия в этот момент тяжело. Но и замалчивать происшествие, если оно выходит за нормы допустимости в понимании лидеров группы, тоже нельзя. Рекомендуетсяотсрочить реакцию на событие (за исключением, конечно, тех редчайших случаев, когда нарушение представляет собой непосредственную опасность для жизни и здоровья конкретного человека) и начать «разбор полётов» в неожиданный для нарушителей момент. Тогда появляется возможность поговорить о более глубинных вещах, чем просто «можно нельзя». Разговор оказывает более сильное впечатление на участников и позволяет укрепить межличностные отношения в группе. Ассоциация Участники группы приняли нормативы поведения, лидеров и деятельность как данности, но не обязательно приятные. Они могут иметь абсолютно разное к ним отношение и начинают собираться в микрогруппы, сначала случайные (выпало вместе дежурить, оказались попутчиками и т. д.), а потом по интересам, культурным стереотипам и, наконец, отношению к нормативам большой группы. Каждая микрогруппа обсуждает происходящее лишь внутри себя, что сплачивает членов микрогрупп между собой и создаёт враждебность с другими микрогруппами, представители которых слышат отдельные обрывки фраз и начинают переживать, что где-то их обсуждают, а раз скрытно, то наверняка недобро. На стадии «группирования» (ассоциации) застревает большинство неформальных, а также и формальных групп: студенческих, школьных классов, производственных подразделений. Неформальная практика рекомендует выносить вопросы, замкнутые в микгрогруппах, на общее обсуждение, задавая в общегрупповой норме культуру уважительного отношения к разным мнениям, но не допуская перерастания разговора в склоку. Иногда для этого используются специальные процедуры, являющиеся частью традиций группы: собрание, общий сбор, разбор дня, некоторые даже называют это «откровенный разговор». Микрогруппы пока не желают совместного обсуждения и стремятся превратить «разбор полётов» в формальный и неискренний. Существует несколько способов преодоления этого: тактика «танка», когда лидер, он же ведущий разговора, задаёт вопрос за вопросом представителю замкнувшейся в себе группировки, вынуждая его раскрыть отношение к нужной теме; тактика «провокации», когда тему поднимает не ведущий, а кто-нибудь со стороны, порой в достаточно резкой форме: «тут некоторые внутри себя судачат то-то и то-то». Тактика провокации вынуждает соответствующую сторону дать «законный отпор», начинается конфликт, в рамках которого лидер с позиции авторитета и арбитра и начинает раскручивать данную тему; тактика типа «кстати, между прочим», когда первоначально поднимается нейтральная для микрогрупп тема, а потом постепенно, раскручивая разговор и добившись активного обсуждения, лидер беседы переводит разговор в нужную плоскость. Разгорячённые участники легко переключаются на тему, на которую в начале разговора ни за что не начали бы говорить. В процессе откровенного разговора выясняется, что большинство напряжённостей порождены не реальными проблемами, а недоразумениями, неизбежно возникающими в атмосфере недоговорённостей и взаимной подозрительности. При любой тактике следует категорически избегать «ярлыков» оценок и характеристик конкретных людей, а обсуждать только ситуации и отношение к ним: «Мы оцениваем поступок, а не человека». Очень желательно скорректировать какой-то старый, идеологически не стержневой норматив, не устраивающий новую группу, показав тем самым правомочность новичков и готовность лидеров уступать власть. В результате такой открытой политики новички получают навык выслушивать друг друга и строить общение с «инакомыслящими». Одновременно следует наращивать событийность жизни и обязательно перемешивать членов разных микрогрупп в конкретных делах, например, в походе ставить на дежурство, в политической деятельности посылать вместе на акцию и т. п. После этого людям есть что вспомнить вместе, события поставили их на «одну сторону баррикад», они были соучастниками и соратниками, и общность совместного переживания сближает их. Между ними образуются новые нити неформальных отношений, разрушающие старые «вредные» микрогруппы. Требуется постоянно повышать число событий и подчёркивать общность переживаний в новых микрогруппах, например, просить их рассказать эпизоды совместной деятельности в общем присутствии. Это преодолевает лёд недоверия между старыми микрогруппами и работает на сплочение всей группы в целом. В редких случаях, при наличии яркого контрлидера, желающего самоутвердиться и сохранить за собой эксклюзивное пространство влияния во что бы то ни стало, конфликт с одной из микрогрупп или отдельным её членом становится непреодолимым. Приходится принимать жёсткие меры, крайней и нежелательной из которых является изгнание, исключение. Иногда это приводит к расколу группы, но если уходящая с контрлидером часть незначительна, то это оказывает куда более благотворное влияние на оставшуюся группу и её развитие, чем сохранение в её теле чужеродной единицы. Чаще всего удаётся ограничиться временным изъятием контрлидера из группы, на неформальном сленге «ссылкой»: по коллективному решению группы, если позиции основных лидеров в ней уже доминируют; по решению внешних арбитров, если группа является подразделением более крупной общности (организации, лагеря, фестиваля и т. д.); по соблазну, когда контрлидера приглашает к себе некая дружественная группа, с которой произошла соответствующая договорённость. Иногда достаточно изолировать контрлидера на день-два, за это время группа переходит в следующую фазу развития, и возвращение уже не играет особой роли. Кооперация Кооперация — следующая кратковременная фаза развития группы характеризуется воистину детской эйфорией, состоянием дружественности: «один за всех все за одного», «чтобы ни делать лишь бы вместе». Отношения в группе становятся предельно откровенными и искренними, она ощущает себя единым целым. Скоротечность этой фазы можно объяснить гипотезой вероятностного прогноза. Если ранее восторг от искренней дружбы был приятной неожиданностью, то позже он начинает включаться в прогноз, а новых приятных неожиданностей подобного масштаба нет, и эмоции притупляются. Поскольку неформалы такие же люди, как и все, то подобные фазы развития группы происходят и в других сообществах. Для некоторых фаза кооперации имеет важное производственное значение, и её стараются продлить. Так, многие тренинговые компании используют состояние кооперации, которого достигают на своих тренингах, для организации набора новых групп. В состоянии кооперации они поручают участникам курса привести и записать на новый тренинг новых участников, цена же курса порой довольно высока. Но в состоянии кооперации люди берутся за это дело, за которое, кстати, вряд ли бы взялись до этого. Их горящие глаза убеждают кандидатов в неофиты, ведь мечта о Светлой Дружбе и Чистых Отношениях живёт в душе у слишком многих. Так тренинговые компании решают порой свои финансовые вопросы. Большинство неформалов, ориентированных на внешнюю деятельность, не разделяют подобной тактики. За щенячьим восторгом не стоит ничего толкового. Члены группы ещё не имеют серьёзных знаний, умений и навыков будущей деятельности (например, туристская группа не умеет натягивать переправы, управляться с парусами и т. п.), не отлажен навык группового взаимодействия и т. д. В этот момент группа в своём развитии оказывается перед развилкой. Один путь ведёт в корпорацию, другой в коллектив. Нецелесообразный выбор тактики уводит группу в тупик. Корпорация Корпорация — консервативная фаза, которая может оказаться очень длительной. Продление приятного эмоционального фона становится главной целью существования группы. В погоне за исчезающим кайфом общения группа стремится вернуть «всё, как было тогда», вернуться на то же географическое место, к той же деятельности, собрать тех же людей. В результате корпорации плохо воспринимают новые идеи и редко принимают в себя новых людей. Если в состоянии кооперации у группы был яркий лидер, то группа теряет способность к совместной деятельности в его отсутствие. Производительность труда группы резко падает по сравнению не только с фазой кооперации, но с последним этапом фазы группирования. Из корпорации очень трудно повернуть в сторону коллектива. Лидеру, стремящемуся создать группу с высокой эффективностью деятельности, следует опасаться такого тупика. Неформальная практика рекомендует просто разрушать корпорации, коль уж они возникли. Наиболее эффективно это происходит при растаскивании членов по различным группам. Коллектив Коллектив получается, если группе удаётся избежать тупика корпорации. Главное для выхода в коллектив как можно больше активной внешней деятельности. В фазе кооперации этому помогает состояние «что бы ни делать, лишь бы вместе». В это время рекомендуется не замыкать группу на одного лидера, а практиковать систему, когда в роли лидера сможет побывать как можно большее количество участников группы. Самый главный критерий коллектива: наибольшую ценность для его членов имеет внешняя деятельность, её важность для окружающего мира, её эффективность производительность труда. Межличностные отношения отходят на второй план, и коллектив относительно спокойно переносит уменьшение плотности эмоционального фона после кооперации. Этого легче добиться, если члены группы заранее введены в описываемый понятийный аппарат, например, с ними можно провести семинар по теме данной главы. Коллектив наиболее конструктивная, долговременная и работоспособная фаза группы. Наибольшую эффективность он показывает при отсутствии одного лидера и привычке работать при сменном ситуативном лидерстве. Такой коллектив имеет высокую степень взаимозаменяемости членов группы, когда болезнь или иные обстоятельства, по которым выпадают из работы одни члены группы, не парализуют работу, и группа способна эффективно действовать и самостоятельно принимать необходимые для эффективной работы решения. Множественность лидеров характерна не только для временной оси, когда лидеры меняются во времени, но и для пространственной, когда группа легко разделяет полномочия между членами и делегирует принятие решений в рамках одних задач одним, в рамках других другим. Так, у туристов есть отдельные «начальники» по питанию и снаряжению (соответствующие завхозы), ответственный за аптечку (медик), за прохождение участка маршрута (штурман). Каждая акция нацболов осуществляется несколькими параллельными группками, например, на информационном пикете одни распространяют литературу, другие уводят в сторонку для беседы заинтересовавшихся людей, третьи организуют охрану и оповещение об опасности вокруг места пикета. Все эти должности-функции действуют параллельно с общим лидером группы руководителем похода, гауляйтером и т. п. Многие неформальные группы без специального обучения, на таланте и интуиции своих членов и лидеров, показывают высокую степень владения технологией ситуативного лидерства самоуправления. Важную роль в самоуправлении играет общий сбор номинальной группы, который ставит групповые задачи, распределяет делегирование полномочий между отдельными лидерами группы, проводит рефлексию результатов деятельности. Не все группы, прошедшие кооперацию и не провалившиеся в корпорацию, демонстрируют принципы самоуправления. Встречаются группы с очень высокой эффективностью деятельности, которые держатся исключительно на харизме лидера. Однако для большинства развитых неформальных движений самоуправляющееся коллективы более типичное состояние, чем строгие иерархичные системы. Если деятельность группы по каким-либо причинам начинает разрушаться, то сначала портятся отношения между членами группы, затем может произойти провал на более низкие стадии развития. При этом деградирует и мотивация группы: ориентация на внешнюю деятельность отступает на второй план. Чаще всего падение происходит в фазу ассоциации. Группа вновь распадается на микрогруппы, нарастает атмосфера недоговорённости, недоразумений, а после и недоверия. Если процессы распада идут и дальше, то группа может развалиться или самораспуститься. Но бывает, что после распада группа собирается вновь и вновь проходит все пройденные когда-то ступени, вновь добираясь до фазы коллектива. Этот повтор (при условии вновь налаженной деятельности) происходит намного быстрее. Люди уже имеют опыт нахождения в различных состояниях группы и потому сами стремятся к развитию. Иногда такое восстановление группы от адаптации до коллектива происходит буквально за часы, но и тогда строгость в последовательности прохождения фаз соблюдается, хотя яркость фаз, например, кооперации, оказывается значительно ниже. Группа чаще всего существует как динамичная система, то проваливаясь на более низкие фазы, то поднимаясь вверх. Внимательно наблюдая (можно проводить стандартные тесты социометрии и референтометрии, измерять производительность труда, но можно и «на глаз») и усредняя результаты за какие-то периоды времени (неделя, месяц, год), можно определить, в какой фазе группа находится чаще, а в какой реже. Фазу, которая демонстрирует наибольшую устойчивость на данный промежуток времени, и считают характеристикой уровня развития группы. Ассоциация, как правило, чаще демонстрирует признаки микрогруппирования и интрижности, но в какие-то краткие моменты может показаться и кооперацией, и коллективом. Сильный коллектив демонстрирует свои черты только статистически, иногда он может и провалиться вниз. Но статистическая достоверность позволяет сделать уверенный прогноз, что группа быстро выберется из провала. Некоторое статистическое усреднение необходимо не только по времени, но и по персоналиям, распределению ролей в группе. Стадии группы определяет её основной массив. Всегда могут быть отдельные люди, которые либо опережают большинство, либо отстают от него по фазе развития. Как правило, ядро коллектива представляет собой массив опережающих, задаёт тон, является мейнстримом для актива. Неформальная практика рекомендует лидеру сосредотачивать внимание на ядре. Именно оно, если не угодит в тупик корпорации, втянет в коллектив остальных. Коллектив, в отличие от корпорации, как правило, легко принимает новичков, втягивает их в свою систему открытости отношений и ситуативного лидерства. Попавший в уже сложившуюся группу новичок сам, как бы в одиночку, проходит все фазы, доходя до той, на которой группа остановилась в своём развитии. Продвижение новичка в коллективе происходит быстро, но он всё равно проходит и группирование, первоначально с кем-то наиболее симпатичным из базового коллектива, потом восторженную кооперацию и т. д. Вот так, время от времени проваливаясь и поднимаясь, подтягивая до своего уровня отдельных новичков и актив, ядро пребывает в состоянии коллектива вплоть до кризиса, маркируемого в неформальной практике как «бунт стариков». Структура неформального поля Неформальное поле совокупность наложенных друг на друга отдельных движений имеет многоуровневую структуру. На нижнем уровне отдельные клубы, мы называем их консорциями первого порядка. Каждый клуб состоит из слоев с совершенно различным уровнем внутренней организации: тусовка, флэш-группа, коннектив. Часть клубов объединяются в сообщества круги или системы — от 3–4 до 10–12 клубов в каждом это консорции второго порядка. Движения состоят из клубов, кругов и систем, которые живут и умирают в теле движения. Иногда внутри движений выделяют отдельные субкультуры или субдвижения различные полюса культурного притяжения, на которые разбивается движение в целом. Весь этот уровень движений и субдвижений назовем консорцией третьего порядка Тусовка Когда мы приводим цифры (экспертные оценки) численности неформальных движений мы всегда включаем в их число множество, которое на большинстве сленгов неформалов называется «тусовка». Слово «тасовать» есть и в русском, а может и в каком-то праязыке. Очень удачное слово, точно отражающее и внешний вид и суть явления: броуновское движение, хаотическое перемещение в пространстве отельных элементов, в данном случае людей. Человек подойдет, то к одному о чем-то перемолвится, то к другому — постоит, послушает. Тусня самый рыхлый уровень организации, масса иногда редко, иногда часто встречающихся людей. Тусовщики заняты общением, информационным обменом, фоновой деятельностью, например, катаются на скейтах, поют или слушают песни и т. д. Человек, попавший в тусовку, либо вообще не имеет устойчивых связей с остальными, а только начинает их заводить, либо входит в одну из микрогрупп, на которые разделено все поле тусовки. Тусовка характеризуется низким уровнем межличностных отношений, люди в ней знакомы друг с другом поверхностно: одни лишь адаптируются, другие — чувствуют общую атмосферу недоговоренности и некоторого недоверия, отвечают тем же и не особенно стремятся к более глубоким взаимоотношениям. За исключением, конечно, знакомств между парнями и девушками, но подробное рассмотрение этих процессов предполагает другую дефиницию «глубоких взаимоотношений» и вообще не является темой этой книги. Устойчивые характеристики тусовки — конгломерат, ассоциация. Время от времени тусовка может доходить до стадии кооперации, например, в чувстве восторга от совместной ритмики на рок-фестивалях по хорошо изученным в академической социальной психологии закономерностям поведения толпы. Высокая плотность массы людей, нехватка кислорода, повышенная энергетика, легко передающаяся возбуждаемость — вот те характеристики, которые сопутствуют подобному порыву. Это состояние неустойчиво, быстро исчезает и не является для тусовки характерным. Тем не менее, раз переживший подобное состояние человек часто вновь и вновь стремится попасть в ту же тусню, и еще раз ощутить пережитое. Продвинутые неформалы нередко называют тусню «отстойником». Это удачное название, отражающее множество смыслов, характерных для тусовки. С одной стороны, оно подчеркивает низкий уровень развития данного сообщества. «Отстой» в молодежном сленге обозначает низкий уровень, падение, дно. С другой стороны, в отстойниках отстаиваются: здесь можно найти ценных кадров, приятелей, товарищей для собственных более организованных групп, ведь это поле адаптации, куда забредают те, кто что-то ищет, те, кому чего-то не хватает по жизни. Потому иногда тусовку презирают, а иногда относятся к ней благожелательно, как к понятному и организованному месту вербовки, нахождения «своих». Осознанное использование отстойника как элемента социальной технологии типично для неформальных сообществ, преследуемых властями, например, диссидентов прошлой эпохи или нацболов текущей. И тогда, и ныне тусовка сама по себе бездеятельна и ненаказуема, но является центром притяжения для пассионариев, склонных к определенному мировоззрению. Найти в ней «своего» гораздо легче, чем просто на улице. В тусовке попадаются яркие личности, которых слушают, разинув рот, но в ней практически отсутствуют лидеры, потому тусовка трудноуправляема. На единое действие она способна лишь на короткий срок в трудно предсказуемый момент. Тем не менее, среди этой расплывчатой массы образуются плюс-минус постоянные сгустки — относительно устойчивые микрогруппы — основа стадии ассоциации. Иногда они кратковременны: люди объединились вокруг некого события — распили по бутылке пива, покатались вместе с горки и разбежались. А иногда демонстрируют некую стабильность. В этом случае взаимодействие в такой группе очень напоминает взаимоотношения приматов в стае. Одним из первых это заметил основатель этологии (науки о поведении животных) Конрад Лоренц. Замечали это и отечественные исследователи неформальных групп, например, В. Дольник «Непослушное дитя биосферы» (18) и Роман Морозовский «Лидер и законы неформальных групп»: «Структура стада обезьян либо автократична (кто сильнее прим. авт.) либо геронтократична (кто старше и опытней прим. авт.), но иерархия строится по одному и тому же принципу. Есть вожаки (либо группа вожаков, совместно достигших вершины и поделивших сферы власти), а возле них крутятся „шестерки“: во-первых, нужна информация, а „шестерки“ наушничают, во-вторых, эти не свергнут вожаков (статус не позволит), в-третьих, лидеры первого ранга получаются чуть в отдалении. В походе вожаки идут в центре, лидеры первого ранга впереди, чтобы вожаки их видели, а лидеры второго ранга сзади, поскольку для того, чтобы свергнуть вожаков, они должны сначала справиться с лидерами первого ранга, да и силы победить вожаков у лидеров второго ранга не хватит, даже если сзади напасть. Молодняк группами по 2–3 слева и справа рыскают в отдалении. Тот, кто читал „Боевой устав пехоты“, понимает: это подразделение на марше. И кто у кого схему стащил, тоже понятно. Среди стада обезьян время от времени возникают разборки. Обычно они касаются лидеров первого ранга, у них что-нибудь отбирается, чаще всего несущественное, но сопровождающееся травлей „шестерками“ и лидерами низших рангов. Это инспирированное вожаками превентивное воздействие, после чего лидер первого ранга долго приходит в себя и не помышляет о захвате власти. Кстати, лидеры первого ранга такие же штуки проделывают с нижестоящими и так далее до самого конца иерархии, когда самые бесправные вымещают злобу на неживой природе, кидаясь, чем попало и плюясь. Если вспомнить загаженные подъезды, разбитые телефоны и изрезанные сиденья в транспорте, то можно понять, куда уходит злоба наиболее бесправных членов нашего общества. Один из способов защиты у животных это оскал зубов. Он означает: „Я готов дать отпор“. Постепенно у людей оскал превратился в улыбку, хотя и осталось некоторое ощущение, что тот, кто улыбается, как-то более самостоятелен. Поэтому в тоталитарных обществах так ненавидели улыбку, в армии и во время любых совещаний в нашей стране любят говорить: „У нас серьезный вопрос, а вы тут улыбаетесь“ (19)». То же и в дворовых компаниях: «Чего ты здесь лыбишься?» нередко слышится в рамках такой дворовой стайки. Не надо думать, что подобные отношения распространяются на всю тусовку. В общем, это достаточно аморфная масса людей, слабо связанная друг с другом. Но среди редких сгустков в общем поле тусовки встречаются и такие похожие на приматов стайки. В поле тусовки вожаки первых рангов, а иногда и рядовые участники стайки нередко перемещаются от одной стайки к другой. Обычно лидеры стай этому не сильно препятствуют, лишь поулюлюкав и позлорадничав вслед. Тусовка не совсем безобидное явление для более организованных групп. Она легко растворяет группы более высоких стадий развития, испытавших на себе провал взаимоотношений. Поскольку деятельность любой группы не может всегда идти гладко, то такие провалы неизбежны. Тут-то и можно увязнуть в тусне, не имея никакой возможности преодолеть центробежные силы, отталкивающие микрогруппы друг от друга. Тусовка часто достаточно массивна, и те, кто уже готов что-либо делать, не могут преодолеть естественный конформизм и инерцию оставшегося пассива — уж больно он большой. Поэтому развитые коллективы предпочитают пространственно отделять себя от тусовки, допуская к себе лишь небольшую ее часть, всегда отслеживая численную пропорциональность свою и впущенной к себе тусни. Не доглядишь, и уже не поднимешься, и тогда тусню придется либо разгонять, либо менять собственное место дислокации. С тусней хорошо находиться рядом, но не в ней. Допускают в себя тусовочный поток только клубы, ощущающие особенную стойкость. Тогда рождается явление, названное нами «точкой потоков». Флэш-группа В теле тусовки формируется следующий уровень соорганизации флэш-группы. Обычно они появляются лишь на время одного совместного проекта и разбегаются после его реализации. На короткое время (до нескольких месяцев) они могут временно превращаться в работоспособные команды. Иногда флэш-группа образуется буквально на час-другой, но даже этого времени порой бывает достаточно, чтобы перейти к более высоким ступеням развития. Флэш-группы часто достигают уровня кооперации, устойчивые состояния для них ассоциация и кооперация. Стадий коллективов и корпораций они достигают редко и ненадолго даже по меркам их кратковременной жизни. Для людей, несколько раз испытавших состояние кооперации во флэш-группах, проектный стиль работы становится желаемой и привлекательной формой жизнедеятельности. Они начинают смутно осознавать, что могут растянуть удовольствие чувство кооперации, пусть и в разных группах, и становятся флэш-кочевниками. Они открыты и доброжелательны, энергичны и креативны, с ними легко работать в кратковременных проектах. Но стоит проекту стать долгосрочным, а сложные проекты часто являются таковыми, как такой человек сразу превращается в ненадёжного. Он часто исчезает, ввязывается в истории на стороне, где ищет новые флэш-группы, начинает подводить, нарушая собственные обязательства. Конфликты по этому поводу он воспринимает как лишнее свидетельство того, что во флэш-группах лучше, и надо туда и валить. Сильные клубы часто обрастают флэш-группами, но неформальная практика не советует слишком увлекаться ими. Если члены ядра клуба превратятся во флэш-кочевников, то клуб не сможет ввязываться в сложные долгосрочные проекты, вследствие чего его работоспособность снизится на порядок. В то же время работа с флэш-группами помогает постоянно обновлять состав клуба и усиливать его совокупную мощь. Флэш-группы важное дополнение в работе клуба, но не его основа. Коннектив В нашей терминологии «коллектив» не синоним понятия «формальная группа». Формальная группа может быть коллективом, а может и не быть. В коллективах дело ставится выше стремления к эмоциональному комфорту, к которому стремятся члены корпорации, что роднит коллективы с формальными группами, где дело также ставится выше межличностных отношений. Но формальная группа может находиться и на стадии ассоциации. Более того, большинство формальных групп именно там и пребывают, уровень межличностных отношений в них намного ниже, чем в коллективе. В академической социальной психологии измеряется как ИГС индекс групповой сплочённости.) Введением неологизма «коннектив» мы пытаемся частично избавиться от терминологической путаницы. За термином «коллектив» мы закрепляем понятие определённой фазы развития — это одно из значений слова «коллектив» в академической социальной психологии. Например, флэш-группа может кратковременно оказаться в фазе коллектива. Основу клубов составляют коннективы, которые живут долго до 3–4 лет, сохраняя свой состав или меняя его в незначительных пределах, и доходят до высших стадий развития группы. Другими словами, устойчивое состояние коннектива это коллектив или корпорация. Неформальный коннектив-коллектив в чём-то похож на формальную группу (ориентацией на дело), а в чём-то нет (уровнем развития межличностных отношений и собственного развития). Уровень межличностных отношений в коннективах высок, степень совместных переживаний значительна, часто они являются сообществами друзей. Это относится как к корпорациям, так и к коллективам. Ядром большинства клубов являются именно коннективы. Ядро-коннектив наиболее авторитетная и влиятельная часть клуба, как на правах старейшин-долгожителей, так и в силу большей работоспособности, чем отдельные флэш-группы и, тем более, околоклубная тусня. Информальная группа Частный случай коннектива такой, главной задачей которого является внешняя деятельность (направленная не на своих членов). Мы называем его информальной группой. Название предложено А.В. Шубиным (20) и подчёркивает, что отношения в информальных группах не совсем формальные и в чём-то имеют характеристики неформальных, но не совсем. Какие-то иные отношения. Информальные группы, как правило, открыты и легко интегрируются в современное «информационное общество». Информальная группа всегда коннектив-коллектив, то есть не только фаза развития, но долговременное сообщество, уже сложившаяся устойчивая группа, обладающая характеристиками коллектива. Информальные связи связывают своим стилем отношений как членов ядра, так и членов отдельных флэш-групп, а также людей, вообще не входящих в какую-то устойчивую группу или входящих в другие. Информальные отношения это отдельная субкультура в неформальном поле, формируемая в зоне пересечения неформальных и формальных отношений. Информальные связи могут быть, таким образом, и в формальных группах, если они находятся на стадии коллектива, и в неформальных коннективах. Информальные группы обычно демонстрируют высокую степень внутренней мобильности, самоуправления, рефлексии и самоидентификации. Производительность их труда, как правило, очень высока, как по отношению к другим неформальным субкультурам, так и по отношению к формальным группам. Информальная группа обычно открыта к новым контактам и взаимодействиям, но не ко всяким: часто можно наблюдать конфликты информальных групп как с туснёй, так и с коннективами-корпорациями. Информальные группы рьяно отстаивают тип собственных отношений, любят подчёркивать как собственную ориентацию на внешнюю деятельность, так и высокий уровень дружеских связей в теле собственной группы, хорошо осознавая эти свои особенности. Они отслеживают развитие собственных клубов, маркируя их терминами собственных сленгов. Например, распространено такое деление. Если лидер-руководитель приходит и каждый раз придумывает и проводит то, что происходит на каждом рядовом сборе это уровень кружка, секции. В праве называться клубом таким группам неформальная практика отказывает. Здесь нет ни ядра, ни актива один лишь руководитель. Если ядро, актив выделились и начинают планировать и проводить заседания клуба вместе с руководителем, лидером группы, деля с ним хлопоты и радости, то это уже клуб. Но такой клуб может работать и только вовнутрь, только лишь на собственных членов. Следующим уровнем развития клуба становится увеличение значения внешней деятельности в его жизни. Такой клуб на сленгах разных неформалов называют по-разному: отряд, бригада, партийная ячейка, иногда просто «сильный клуб». В любом случае осознаётся, что уровень информальных взаимоотношений достигнут, и клуб становится чем-то большим, чем просто клуб. Сленги всех развитых неформальных сообществ содержат термины, маркирующие разные уровни развития, в чём-то аналогичные терминам академической социальной психологии. Например, кружок это уровень тусни и флэш-групп или, по-другому, уровень конгломерата и ассоциации, иногда в развитых кружках встречается кооперация. Обычный клуб это уровень, где к тусовке и флэш-группам добавляется коннектив устойчивая долговременная группа, чаще всего для него характерны фазы ассоциации, кооперации, корпорации. И, наконец, сильный клуб коннектив-коллектив, информальная группа. «Информальная» традиция рекомендует как можно быстрее двигаться от кружка к клубу, выделяя актив из новичков и наделяя его организационной ролью, а потом от клуба к сильному клубу (он же отряд, бригада и т. д.), переходя в стадии кооперации к активной внешней деятельности (в кооперации в силу специфики этой фазы сделать это особенно легко) и укрепляя систему ситуативных лидеров. Сильный клуб это проекция всего неформального поля консорций первого порядка на отдельную группу, отдельную клубную общность. Текстовые иллюстрации Как анархисты повесили Путина Рассказывает Мукор, г. Владимир. На какой-то краткий момент у нас в клубе к ролевым играм подмешалась политика. Ушёл в легальную политику один из лидеров клуба и для массовости тащил на свои мероприятия клубный народ. Однажды в клубе я говорю: «Чего мы ходим туда? Чего мы сами хотим? Давайте в политическом спектре определимся». Так из клуба выделилась группа анархистов. Дальше как-то само собой получилось, что кто не определился тот из политической деятельности вообще выпал, на митинги уже не ходил. Пират, например, сказал: «Я похулиганить готов, но вы слишком серьёзно ко всему относитесь, я вашу идеологию не разделяю и из анархистов ухожу». Осталось человек 12 идейных, а всего в клубе было человек 40–50 в это время. Но клуб для политики не использовали! Все в клубе собирались, а политики на квартирах. Можно даже сказать, что анархисты немножко возвышались, дистанцировались, как отдельный клуб в клубе. И клубной деятельностью продолжали заниматься, оставались активом. Все об этом в клубе знали, анархисты сами хвастались, но вербовки по факту не происходило. Выделилась эта группа, и всё новичков не было. Мы не использовали технологию ролевых игр в политической деятельности, а ни о каких политических технологиях в то время не знали. Мы, скорее, базировались на каком-то романтическом представлении, времён начала XX-го века. Стандартный набор анархиста: листовки, прокламации, рисунки на стенах… К выборам мы не имели никакого отношения, более того, как только разок поимели, группа распалась. А против власти выступали! Просто так, в невыборный период. Нас не устраивало всё это вокруг! Путина мы повесили на 7-е ноября. Очень смешной, конечно, день 2000-го года. Чучело с лицом очень похожим получилось, издалека смотришь просто не отличишь. Мы эту акцию долго планировали. Где его увидит больше всего народу? Вышли на диспозицию вечером 6 ноября, посмотрели где, чего, как и увидели стройку реставрацию старинного здания в самом центре города, как раз на маршруте демонстрации коммунистов. Решили, что 7 ноября строить не будут, и если с утречка пораньше повесить всё о’кей. Часов в 6 утра прибыли. Он у нас в сумке лежал упакованный товарищ, одетый в майку «Идущих вместе», на шее табличка «Террорист». А на стройке гады-рабочие вдруг работают в такой праздник! Мы решили, что акцию срывать нельзя. Ганс пошёл и повесил его. Чтобы подольше провисел, мы ему на пояс картонную коробочку прицепили и от неё провода, красного цвета, к верёвке. Чтобы руками особо не трогали. Когда демонстрация прошла, рабочие посмотрели на это всё и просто его срезали, он вниз упал. Демонстрация видела, наверное, но нам показалось, что мало эффекта. Ну, как же столько готовились! Мы его забрали, задним двором просто под руки… Народ там, конечно, реагировал: «Ой, мальчишки, что это вы несёте? Это как-то он, сильно пьяный, кто это там? А-а-а!!!» И в тупую они уже там митинговали, на площади стояли мы через толпу прошли, под руки его неся, и примотали к забору. И ушли. Он под забором валялся. Это без планирования, стихийно получилось, а эффект гораздо выше. Милиция сразу начала бегать: «Кто это сделал?» привлекли внимание, все увидели. Ну, на волне этого нам показалось мало. Всё, уже кураж! Сбегали в универмаг, купили чёрной ткани, отобрали какие-то палки у «Идущих вместе», соорудили чёрные флаги и пошли на митинг. Нас патруль взял, загрузил в машину: — Что это за флаги? — Ну, чё, седьмое ноября как бы, мы социалисты. — С чёрными флагами? — А что? Ну, такой тупой разговор. — Вы анархисты, что ли? — Нет, социалисты, почему же анархисты? — Это вы, типа, весь город исписали как бы? — Нет, не мы. А чё тут фигня какая-то? Ну, давайте, отпускайте нас, у вас нет оснований. — Как нет? Вы пьяные! — Как пьяные? — Вот ты и вот он очень пьяные. Спорить будете? Мы решили, что спорить не надо, сознались в том, что мы пьяные, якобы. Нас после митинга отпустили. Удачная акция была! Анархическая группа распалась после того, как мы в выборы ввязались. Ну, это уже не для печати. Попытаться рассказать так, чтобы для печати? Ну, можно попробовать, не вдаваясь в подробности. Один ролевик, наш старый товарищ, работал политтехнологом на муниципальных выборах. Была очень грязная кампания. И обратился к нам: приехать и «чёрную» газету распространить ночью по городу. Ну, взял я этот заказ. Людей нужно было много, но собрать их было легко. Я конкурс объявлял! Пришёл вечером в клуб, сказал: «Кто возьмётся?» «Я! Я!..» «Ты не поедешь, ты маленький…» Да, в ролевой клуб, к нам в клуб. Рассказчик лукавит: он очень даже использовал ролевое движение в качестве инфраструктуры для политической деятельности. И мы это сделали! Газета имела серьёзный пиар-эффект: кандидат от власти проиграл из-за неё. Но как-то это сильно ударило. Не знаю, что сработало, то ли страх перед реальной опасностью ФСБшники начали ходить за людьми, какие-то типы в чёрном… То ли то, что просто за деньги сработали. Кураж прошёл. И деньги-то небольшие получили. Поучительная история, говоришь, настоящая об энтузиастах? Да, возможно… Энтузиазм пропал. Рассказ об анархистах среди ролевиков иллюстрирует зарождение флэш-группы и её путь. Шансы перейти к коннективу у группы были, ведь она провела не одну акцию, а серию, но не реализовались. Движение любителей авторской песни. Краткая справка Движение Клубов самодеятельной песни стало называть себя так (КСП) в начале 70-х годов ХХ века. Другие названия: бардовская песня, авторская песня, туристская песня. Истоком КСП послужило увлечение молодёжи конца 50-х — начала 60-х новой русской поэзией, несущей дух вольномыслия хрущёвской оттепели. Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Огромное количество не издаваемых на бумаге поэтов находили своих слушателей в лесах и на полулегальных концертах. Инкубаторами предтеч КСП были неформальные составляющие формальных и неформальных корпораций. Бытовали песни туристские, геологические, альпинистские, экспедиционные, молодёжностроевские, актёрские, блатные лагерные и др. Непременной формой бардовской песни был комплект «акустическая гитара — голос». Множество песен было приспособлено для хорового пения — наследие русского фольклора. Вылупление КСП в отдельное сообщество произошло из очень массовой в СССР (число участников — порядка 5 миллионов человек) консорции спортивного туризма. Первые фестивали КСП «оформлялись» под туристские слёты. До сих пор значительная часть бардовских фестивалей проходит в условиях лесного палаточного лагеря. Свойством концертной бардовской песни являлось совмещение в одном лице автора (позже и иногда — только автора музыки) с исполнителем. КСП дистанцировалось от рока с электроинструментами, в меньшей степени — от блатной гитарной песни, но активно взаимодействовало с движением самиздата (магнитиздат, Александр Галич), спортивными туристами, альпинистами, геологами и другими экспедиционниками (Александр Городницкий, Юрий Визбор), актёрскими сообществами (Владимир Высоцкий), самодеятельными поэтическими и театральными клубами. Бардовские песни распространялись живыми носителями, а с конца 60-х — и домашней звукозаписью. Таким образом, движение КСП явилось результатом синтеза движений: любителей и творцов новой русской поэзии шестидесятников, туризма и альпинизма, блатной песни, самиздата и диссидентства. Трансляторами КСП первоначально являлись: костёр (время досуга в походе или туристском лагере) или вечеринка (например, в актёрской среде). Затем трансляторами стали клубное «заседание» (посиделка, но уже специально с песенной целью), концерт, обязательно включающий «междусобойчик» — большую посиделку после выступления в зале авторов-исполнителей с узким кругом любителей. Дальнейшее развитие трансляторов — фестивали, слёты, конкурсы, творческие мастерские. В настоящее время КСП существует в мемориальной фазе, средний возраст участников — более 40 лет, однако массовость его всё ещё остаётся значительной. В русскоязычном пространстве б. СССР и русских диаспорах дальнего зарубежья ежегодно проходит порядка 500 фестивалей, конкурсов и слётов с числом участников от 100 до 10.000 человек. Общее количество активистов движения — до 20.000, зрителей и пассивных участников — порядка полумиллиона. Особое место занимает знаменитый Грушинский фестиваль на Волге, собирающий до 200.000 человек. Конвиксионная составляющая КСП реализована в виде культурного следа в песенном искусстве, а также в коммерческом благополучии производителей бардовских аудиозаписей и книг. КСП «Дорога» Рассказывает Елена Азарова, Саратов В клуб я пришла, когда мне было 17 лет. Раз в неделю человек 10 возраста 20–30 лет собирались дома у Наташи Зернаковой, пели, общались, изредка проводили концерты приглашённых бардов. В 2000-м году мы вдруг решили провести фестиваль. Было очень сложно, почти все в этом деле были новички, но фестиваль удался на славу! Нам выделили комнатку в ДК «Россия». Там помещалось человек 40. Повалили приятели, друзья из разных саратовских тусовок. Все обрадовались молодые, подвижные, своих семей нет. Заглядывали вахтёрши, ругались, что «они тут пьют чай и ничего не делают!». А мы считали, что петь песни это и есть дело. В мемориальной фазе старое неформальное сообщество либо превращается в тусню, либо формализуется. Внешняя деятельность резко сокращается. Старый клуб деградировал, и его пришлось возрождать заново. Новых людей часто набирают из родственных тусовок — «отстойников». Новички сорганизуются во флэш-группы, потом в успешном случае — в коннектив нового клуба. В таком виде клуб просуществовал меньше года. КСП «Дорога» существует в Саратове 35 лет. При ближайшем рассмотрении оказывается, что существует только его вывеска, брэнд. Менялись люди, помещения, формы деятельности. Тридцать пять лет говорят: «мы — клуб „Дорога“», но в это «мы» каждый раз вкладывается не только другой состав людей, но и разные формы социальных отношений. По нашей интерпретации понятия «клуб», под вывеской «Дорога» существовало не менее 10 клубов разных форм: от коллективов до тусовщиков. В 2001 году произошёл раскол на два лагеря. Один товарищ считал, что надо заниматься коммерческими концертами. А мы к тому времени подходили к мысли, что нужно делать что-то полезное для города проводить фестивали, регулярные концерты… Его попросили уйти, и он со своей командой ушёл, предварительно здорово потрепав всем нервы. Очень типично. Люди пытались создать (возродить) клуб, основываясь на общем содержании деятельности — бардовской песне. Логично. Но ничего, кроме конфликта, у них не вышло. Они тогда ещё не знали, что ценностно-личностные ориентации приоритетнее содержания. В дальнейшем мы увидим, что этот опыт их многому научил, и в следующих попытках они по-другому расставляли приоритеты и добились успеха. Авторы наивно надеются, что кто-то может избежать этих и других ошибок, прочтя эту книгу, а не ссорясь с друзьями. Осталось примерно человек 10. Мы стали активно работать, организовывать тематические вечера, «музыкальные гостиные». Съездили на фестиваль в Самару, где я просто влюбилась в подростковый клуб «Союз друзей» Ольги Паньшиной. Там был сильный состав в техническом плане и, что ещё больше поразило, в плане человеческом. Осенью мы набрали подростков в гитарную школу. К сожалению, в клубе опять начались конфликты. Мне хотелось работать с детьми, и, как оказалось, практически только мне. Остальные приходили попеть песен, обменяться новостями… Линия конфликта и раскола «внешняя деятельность — потребительство» является магистральной для всех неформальных сообществ. Хотя бывают и расколы по другим причинам. Со мной остались двое взрослых и старшеклассники из гитарной школы некоего подобия клуба, остальные ушли. Мне тогда было 24 года, ребятам лет по 15–16. Я училась в универе и работала в ДК руководителем кружка вот этой гитарной школы. При конфликте важнее всего — за кого встанут сами члены клуба. Но некоторое преимущество имеет сторона — держатель ресурса. Сторонники оказались у обеих сторон, и ресурсное обеспечение сыграло заметную роль. Цикл жизни клуба длился три года: 2000 (год первого фестиваля) — 2002. Потом конфликт, раскол, новый цикл. Тусовка существовала много дольше. И потихоньку из кружка «гитарной школы» начал создаваться клуб. Стали обрастать всякими предметами, налаживали какое-то хозяйство. Списали у «Союза друзей» законы клуба, создавали структуру, обычаи, ритуалы. Хотели было сделать Совет клуба, должности, но потом забросили. Самоуправление у нас не особенно работает. Фактически все принципиальные вопросы решает группа «стариков». Порой самоуправление понимают, как «когда решают все» Но реально ядро, актив, аура не могут участвовать в управлении в равной степени в силу разной включённости в жизнь клуба. Концентрация большей части решений в ядре наиболее типична и отличается от единоличного руководства коллегиальностью ядра, то есть самых активных членов клуба, которые делают большую часть клубной работы, являются ситуативными лидерами, принимают самостоятельные решения в рамках делегированных им полномочий. Кто делает, тот и решает — вот формула самоуправления у неформалов, это сильно отличается от формулы «здесь решают все вместе». Зимой мы поехали на фестиваль «Шестиструнная Самара» мне хотелось показать моим подросткам, что такое настоящий клуб. Взяли буквально полузнакомых ребят. Ни к чему хорошему это не привело: у них оказался низкий культурный уровень. Я тогда ещё не понимала, с кем хочу работать. Была готова каждого облагодетельствовать, привести в светлое будущее. Это сейчас мне лень всё это делать. Повезла я в Самару пятерых парней, а привезла уже… к тому времени двоих выгнала из клуба. Ещё одно, успешно преодолённое, но типичнейшее заблуждение: «клуб для всех», «открытый клуб», «мы принимаем всех», «не принимать кого-либо неэтично — это неравенство…». Это абсурдно. Клуб для всех — это клуб, членами которого являются шесть миллиардов человек. В реальной жизни количество людей в клубе, или даже системе клубов, ограничено множеством факторов, например, объёмом помещения. Выбор-отбор желательных людей происходит в любом неформальном сообществе. Либо в декларативной форме: «мы тебя принимаем, а тебя нет», «мы тебя выгоняем». Либо в другой, более эффективной: сильный клуб создаёт вокруг себя такое информационное поле, что у «не своего» человека просто не возникнет мысли в этот клуб прийти. А заглянет — не понравится, уйдёт сам. Мы набрали 10-12-летних ребят и стали с ними три раза в неделю заниматься гитарой и песней. «Мы» это актив, вот эти десятиклассники, они уже учили младших. У нас были не школьные, человеческие отношения, для начала и это неплохо. Но всё же это был ещё не совсем клуб, то есть… по сравнению с… много чем… это был всё-таки ещё не до конца клуб. На следующий год у народа началась активная подготовка к поступлению в вузы. Потом мы с младшим народом поехали к Паньшиной в экспедицию, вернулись уже клубом. У нас есть чёткое разделение на старших и младших по клубному стажу. Можно выделить Совет клуба (ядро), актив клуба и просто учащихся гитарной школы. Клуб работает почти каждый день. Сейчас в нём около 30 человек. Семеро это ядро, они приходят почти на все занятия трижды в неделю и едут почти во все поездки. Поездок 5–7 в году, на каждые каникулы, а летом несколько, не считая вылазок в лес на выходные. Иногда делаем экспедиции. Так называется не всякая поездка, а только рабочая. Мы чистили волжские берега, лес, пололи саженцы сосны, обустраивали родники… Клуб «числится» в ДК как песенный. А экология это уже наше личное дело. Едем на собственные средства родительские. Иногда с транспортом кто-то помогает. Разделить виды деятельности, направленные внутрь и вовне клуба, можно чётко. Ролевые игры внутрь. Экологическая экспедиция как раз тоже внутрь. Человек проверяется в экспедициях наш или не наш. В отношении к работе, людям. А вовне фестивали, наши и всероссийские, вот мы приехали работать на ДПР. «Детская поющая республика» — подразделение «Второго канала» («2К») — фестиваля бардовской песни, в своё время отколовшегося от Грушинки. На «2К» собирается порядка 1500 человек, а ДПРовские дети выполняют огромный объём организационных и хозяйственных работ по их обслуживанию: установка палаточного лагеря, строительство сцен и туалетов, электромонтажные работы, организация звукотехники и т. п. С точки зрения ДПР, участники фестиваля являются клиентами, потребителями их услуг, созданных бескорыстным трудом. То есть фестиваль — объект внешней деятельности. Конечно, почти любое мероприятие является одновременно и работой на внешний мир, и работой на внутренний мир клуба. Очень был труден в организации городской фестиваль молодых авторов-исполнителей. Готовили его месяц-полтора, напряжённо. Мы перестали ориентироваться на зрителя, на приезжих звёзд, взяли участников только из Саратова мы хотим растить своих! Решили пустить туда любые жанры. Рок, фолк, бардовская песня, советская песня, попса под фанеру, рэп… Возраст участников от 9 до 30 лет. В итоге нашли много талантливых ребят. У группы есть ценности более высокие, чем содержание деятельности. Она способна отказаться от жанрового фанатизма. Тенденция к диверсификации прогрессивна как в отношении продления срока жизни и повышения эффективности одной группы, так и в дальней перспективе. Взаимодействие разных движений имеет шансы синтеза принципиально нового социального явления. Видно, что автор рассказа осознаёт мемориальность базового транслятора и ищет дополнительных подпорок, попадая тем самым в зону синтеза. Главная цель нашего клуба? Воспитание личности! Образ желаемого результата выпускника в будущей его жизни: он должен быть порядочным, незашоренным, альтруистом, быть ответственным, быть ровным со всеми, не выпендриваться, но и не унижаться, иметь чувство собственного достоинства. Хорошо бы, чтобы он умел строить человеческие отношения, созидать их вокруг себя. Не обязательно группы какие-то организовывать, можно просто помогать людям. Всё это у нас более-менее получается. Как остальные воспринимают? Хорошо! Иногда не сходимся в оценках, тогда может быть бунт, но это же закономерно. Вот у нас бунт один уже был. Елена читала книги по неформальной социотехнике, в частности, «Технологию группы» (13), и знает сленговый термин. Однако «бунт стариков» — частое явление в жизни высокоразвитых коннективов, и происходит он независимо от знания. Избежать его можно лишь при выпуске или плановом делении. Выделился студент, который один остался из всего первого поколения. Он был наиболее близок, был правой рукой… левой ногой. Он вошёл в выбранный Совет. Принимали в клуб новичков. Ходили разговоры: «Этот член клуба, ему позволены такие-то вещи… этот не член клуба…» Всё это формальности, конечно… Но для новичков это было важно. Они уже фактически были в клубе, работали наравне с народом. А наш «старик» высказался «против» одной девочки, в то время как все остальные были «за». Формально, по процедуре он заблокировал решение, и получилось, что мы её, а в итоге и остальных, не приняли в клуб. После этого он ушёл. Все очень переживали, на некоторое короткое время деятельность снизилась, клуб сильно пострадал, но не распался. На самом деле у нас уже Коля руководитель. Фактический неформальный лидер. А я уже устала руководить… Выпуск у нас произошёл 9 человек. Набрали новеньких. Начинаем всё сначала… Очень грамотная заявка на смену поколений с взращиванием нового руководителя. Такая позиция позволяет заметно продлить срок эффективной жизни клуба. Тем не менее, конфликт и начавшаяся смена лидерства также весьма точно обозначают новый цикл, прожитый клубом (2003–2006 гг.). Получивший опыт прошлого цикла руководитель избежал серьёзного напряжения, организовал выпуск «стариков» и набрал новый состав. Примечания:Выходные данные бумажной версии ISBN 978-5-9900354-3-0 Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008. — 336 c., ил. Это книга о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов… О неформальном движении как особом типе социального взаимодействия, о том, как оно устроено, как зарождается, как живёт и отчего умирает. Свой анализ авторы, неформалы со стажем, чередуют иллюстрированными примерами из жизни различных сообществ коммунаров, туристов, ролевиков, педагогов-новаторов и др. Редактура и рисунки — П.Вахотина Редактура части текста — О.Ксендзюк Дизайн и вёрстка — группа «Эйдос» Шрифты заголовков — Г.Глазунов Корректура — А.И.Фрумкина Фотографии предоставлены героями очерков и их друзьями. Издание осуществлено Некоммерческим партнёрством «Образовательное бюро Солинг» www.soling.su © Кордонский М.: текст © Кожаринов М.: текст © Вахотина П.: иллюстрации © Глазунов Г.: шрифт [1] Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889–1975) — британский историк и общественный деятель. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд — фундаментальное 12-томное «Исследование истории» (1934–1961) — принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. (6). [2] Валерий Абрамкин — директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, автор многочисленных публикаций и докладов для международных правозащитных организаций и правительств. В 70-х — один из трех сопредседателей Московского (практически всесоюзного) Совета КСП. [3] По некоторым источникам в недавней переписи населения РФ около 200 000 взрослых людей самоопределились как «эльфы» и «гоблины». По этому поводу было множество публикаций, свидетельств переписчиков, но на официальном сайте Переписи таких национальностей не находится. При переписи в Австралии 70 тыс. граждан в графе «вероисповедание» написали: «религия Джедай». Мы не имеем возможности проверить точные цифры, но уверены, что такие случаи вполне могли быть. [4]«…Бытие социально-классовой организации общества может быть представлено как бесконечное количество непрерывно сменяющих друг друга социально-классовых фракталов».(6) [5] О.В. Лишин — один из основателей научной неформальной педагогики в России, доктор психологических наук. Его разработки использованы в этой книге (11). [6] Клуб «Город мастеров» один из осколков Системы «Рассвет», в которой технология ролевых игр применялась в педагогических целях ещё задолго до «эпохи толкиенизма». [7]Использованы материалы из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13). [8] Ниже использованы отрывки из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13). [9] В случае, если авторы внешние наблюдатели с этим согласны, такой частный случай неформальной группы маркируется термином «информальная». [10]Геодакян Виген Артаваздович, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы связанные с полом проблемы эволюции, генетики, экологии, асимметрии мозга и психологии, а также вопросы информации и организации систем. [11] Ассоциация Action pour une taxe Tobin d'aide aux citoyens (За налог Тобина в помощь гражданам). «Налог Тобина» предполагает отчисления со всех международных финансовых операций в размере 0,1 %, что, по мнению его сторонников, сократит масштабы «вредных» кратковременных финансовых спекуляций. [12] Уманский Л.И. (1921–1983) — доктор психологических наук, проф. Курского гос. педагогического института, затем Костромского и Ярославского университетов. Основатель Курской педагогической школы. Автор научных трудов по социальной психологии молодёжных групп и лидерству в коллективе. (15). См. также: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. (16). [13] Использована работа: Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.(11) [14] Своеобразна в этом смысле ситуация у оппозиционных политических организаций. Но они нетипичны для неформального поля — их численность очень мала на фоне массовых аполитичных неформальных сообществ. И даже они стараются действовать в рамках закона, не переносить идейную конфронтацию с властями в плоскость бытового конфликта. [15] Есть некоторые отличия. Например, среди неформалов практически нет представителей так называемых «новых религий» — мормонов, Свидетелей Иеговы и т. п. Есть неформальные сообщества, среди которых процент религиозных больше или меньше, чем в среднем. Например, скауты, в основном, православные, а политические левые — атеисты. [16] Информационно-консультационный Центр священномученика Иринея Лионского научно-богословское учреждение Русской православной церкви, занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов, а также социальной психологии, психологии насилия, проблемами прав человека и др. [17] В бытовой речи иногда называют баптистами всех «неофициальных верующих», используя это слово как синоним слова «секта». Подчеркиваем, что мы имеем в виду одну конкретную конфессию — евангельских христиан-баптистов. Это легальная религиозная организация (точнее — сеть организаций), официальное православие именует её не сектой, а церковью. РПЦ поддерживает официальные дружественные контакты с Союзами церквей евангельских баптистов в парадигме экуменизма — движения за воссоединение христианских церквей. Кстати, основатель экуменизма Джон Мотт, получивший за это в 1946 году Нобелевскую премию мира, был и основателем одного из первых в мире неформального молодёжного движения — Всемирной студенческой христианской федерации. В начале 20-го века в движении участвовали многие христианские конфессии, в том числе и евангельские баптисты, и русские православные студенты. [18] Берн (Bern) Эрик (1910–1970) — американский психиатр и психоаналитик, создатель трансактного анализа. «Берновские сценарии» изложены в книгах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и других. [19] Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) — педагог и психолог. Начиная с 1929 г., одной из магистральных тем его работ (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. Работы Д.Б. Эльконина являются одним из фундаментальных источников принятой в современной педагогической психологии теории деятельности. [20] Детская парусная флотилия «Каравелла», фактически — учреждение дополнительного образование в г. Екатеринбурге. Основатель и наставник «Каравеллы» педагог и детский писатель Владислав Крапивин является основоположником неформального педагогического движения РВО РазноВозрастных Отрядов. [21] А также к «Идущим вместе», «Молодой гвардии», «Местным» и т. п. Население, несмотря на обилие оригинальной атрибутики, их нередко путает. Слово «Наши» имеет некоторые тенденции к тому, чтобы стать нарицательным. Аналогичные тенденции более ярко проявились с названием некогда молодёжной, а ныне коммерческой организации «Green Peace». Теперь во многих сленгах есть слово «гринписы», обозначающее экологов-экстремистов. This file was created with BookDesigner program bookdesigner@the-ebook.org 01.06.2010 |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|