51. Литература, музыка, театр, живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию.

В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика. Авторы во многом освободились от стереотипов предвоенных лет, их произведения стали ближе, понятнее людям.

Выдающимся произведением стала поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажа народных сказаний.

Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию.

Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и др.

Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Лаконизм, простота изобразительных средств, но и определенная прямолинейность характерны для сюжетных картин 1941–1942 гг.

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера В. Бакшеев, Н. Крымов, А. Куприн, И. Грабарь. Эти годы сохранили и такие почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» К. Ф. Юона (1942 г.).

«Ленинград в дни блокады и освобождения» – так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А. Ф. Пахомова (1908–1973).

В первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены характером советского человека.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности – Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944–1946 г.).

Героический плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. В первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»(1941 г.).

Сложно говорить об архитектуре этого периода. Не хватало рабочих рук, материалов. Все строительные работы в этот период в основном были связаны с установкой эвакуированного оборудования, созданием зданий для нужд промышленности.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке