• Бессмертный Немюрюм
  • Бежон и Менежон
  • Три сына старого ошира
  • Истории мудрого странника
  • Хитрая жена бедняка
  • Кривой Якуб и шах Аббас
  • Младшая дочь шаха Аббаса
  • Идиомы и примечания к сказке...

    Бессмертный Немюрюм

    ... он ни на минуту не отходил от постели больного...

    Народный обычай, когда было принято, во время болезни посещать дом недомогающего. Обычно около больного ни днем, ни ночью не бывает менее двух-трех сиделок, потому как односельчане, как правило старики и старухи, заботливо ухаживают за больным, исполняя его малейшее желание, и даже остаются ночевать.


    ... и юноша незаметно для самого себя оказался на самой вершине горы, у самого Поднебесья...

    По поверью джугури рай находится на седьмом табага – этаже. Над седьмым этажом стоит постоянный трон Всевышнего.


    ...добрый юноша, для этого тебе надо много старинных книг прочитать, в душу Небесную истину вобрать, и жить с любовью ко всем и даже к врагам своим...

    Парафраз изречений из Ветхого и Нового Заветов. Дословно: «Люби ближнего, как самого себя» и «... любить, как самого себя, надо не только ближнего, но и врага, и если тебя ударят по одной щеке, подставить и другую...».

    Бежон и Менежон

    ...пусть подойдут, выпьют со мной чашу шербета и дадут клятву верности...

    Древний обычай, сопровождающий приношение клятвы верности и непоколебимости между джигитами.


    ...облачился в траур, обсыпал себя золой и сел у холодного очага...

    Народный обычай, выражающий горе, отчаяние. Связан с трагическими событиями, когда внешние обстоятельства превосходят возможности человека их преодолеть.


    ... сняла Менежон с головы платок, бросила его к ногам дервиша...

    У джугури для женщины считается позором показаться простоволосой мужчине. Если же она бросает свой головной платок к ногам мужчины, это значит, что она, унижая себя, о чем-то просит. В таких случаях отказ недопустим.

    Три сына старого ошира

    ... иногда, говорят, он помышлял привести в дом вторую жену, дабы иметь ребенка, но совесть и чувства, которые он питал к своей красавице-жене, да к тому же законы его религии не позволяли ему решиться на такой недостойный шаг...

    В общине горских евреев, также как и в других восточных еврейских общинах, не существовало запрета на многоженство. Наличие двух жен было распространенным явлением. Однако к середине XIX века общественное мнение горских евреев постепенно склонялось к моногамии. Известно, что в еврейских общинах, находящихся в Дербенте и его окрестностях, многоженство считалось нежелательным. Основной причиной, по которой горские евреи гораздо чаще, чем окружающие народы, предпочитали иметь лишь одну жену, было то, что они считались с мнением женщины.


    ... женщины плакали, причитали, восхваляя покойника...

    Знак глубокого траура у джугури. Когда умирает кто-то из родственников, женщины отправляются в его дом. Мужчины уступают им место в комнате умершего, и женщины, окружив постель, оглашают саклю раздирающими душу криками, восхваляя покойника, чтобы увековечить его заслуги перед небесами.


    ...то желала, чтобы он исчез в седьмом подземелье...

    Народное поверье, согласно которому ад находится в глубине земли (см. также комментарии к сказкам «Хитрая жена бедняка» и «Лиса и плешак»).


    ...возьми с собой этот амулет. Он сохранит тебя...

    Универсальным средством предупреждения и лечения болезней у горских евреев было использование амулетов, защищающих их обладателей от духов болезней.


    ... семь рек и семь лесов прошел, на семи дорогах побывал...

    Видимо, подчеркивает особое расположение Бога к осуществляемому юношей делу. По представлению иудеев, числа «три» и «семь» – святые, отсюда происходит тройная семерка 777 как выражение святого святых.


    ... когда рождение девочки считалось величайшим позором...

    У джугури особенно желанным ребенком является мальчик. В этом случае момой (см. комментарии к сказке «Младшая дочь шаха Аббаса») требует за «бешерей» – радостную весть – подарок. Отец новорожденного с удовольствием исполняет ее просьбу и, пригласив присутствующих и утешающих его в кунацкую комнату, начинает угощать вином и закусками. Особенно радуется веселью мать, т.к. при рождении сына все начинают питать к ней особое уважение. Совсем не так встречают евреи новорожденную девочку. Муж, родственники и даже момой оставляют мать безо всякого внимания и не прислуживают ей.


    ... известно, у каждого начала есть и свой конец...

    Парафраз Когелета: «Всему свой час, и время всякой вещи под небом...».


    ... старших сыновей люби на расстоянии,

    а с младшим – не расставайся...

    Народное поверье, когда младший сын, на долю которого выпадает больше добрых дел, обычно считается умнее и смелее старших братьев и более любимым в семье, поэтому вся надежда родителей на обеспеченную и спокойную старость возлагается именно на младшего сына.

    Истории мудрого странника

    ...на теле своем живого места не оставил...

    Знак глубокого горя, как правило, по умершему у горских евреев. Когда покойник снаряжен для погребения, начинаются общие причитания женщин, сопровождающиеся ударами в лоб, в лицо, в грудь, вырыванием волос на голове, царапаньем щек, кусанием рук и другими выражениями печали и сочувствия.


    ... говорят, что в ее животе змея живет...

    Горские евреи верили, что главной причиной любой болезни является злой дух, который нужно умилостивлять, уговаривать отпустить на свободу свои жертвы.


    ...у него нет денег на свадьбу и на калым...

    Женитьба сопряжена с многолетними стараниями о скоплении некоторой суммы для того чтобы, по обычаю, будущий муж мог заплатить родителям невесты выкуп. Сумма, как правило, весьма значительная, кроме того, поскольку свадьба продолжается обыкновенно около четырех суток и справляется за счет жениха и подвенечные одежды, богато обшитые серебряными и золотыми галунами, тоже должны быть оплачены им же; то в итоге выходит, что горский еврей, чтобы жениться должен иметь приличную сумму денег.


    ... покупаю живность, режу, как учил меня мой дед, и продаю...

    Ремесло резника было одним из самых уважаемых в среде горских евреев. Обычно правила по ритуальному убою животных и птиц изучались на высших ступенях школы (хедера), закончить которую удавалось далеко не всем. Зачастую в общинах горских евреев раввин сочетал в себе многие обязанности, при этом важнейшей среди прочих была функция, связанная с ритуально-правильным забоем скота. Существенно, что круг духовной элиты у горских евреев был достаточно замкнутым: часто пост раввина и соответствующие знания переходили от отца к сыну. По тексту сказки указание профессии (мясник) особо подчеркивает в глазах странника горе рассказчика, ибо сын мясника, в первую очередь, опозорил ремесло резника.


    ... быть мне твоей жертвой...

    Клятва джугури, возможно, отражающая верования иудеев в то, что можно подарить часть своей жизни другому человеку. Известно, что Адам, провидя смерть царя Давида в младенчестве, подарил ему семьдесят лет из своей жизни.

    Хитрая жена бедняка

    ... да гореть отцу моему в аду...

    Клятвы, связанные с огнем и солнцем, видимо, появились у джугури с зороастрийского периода. Горские евреи считали, что между адом и раем находится толстая накаленная проволока, по которой должна идти душа, чтобы окончательно очиститься от грехов и попасть в рай. Душа несколько раз пытается, доходит до средины длинного пути, спотыкается под тяжестью грехов и падет на проволоку, которая с шипением и свистом разрывает тело пополам. Тело летит вниз и попадает в огонь, где превращается в пепел. После этого тело опять возобновляется, и душа продолжает терзаться, пока на ней не останется ни одного греха. После очищения она благополучно доходит до седьмого неба, где ее встречают добрые ангелы, показывают ей все величие Бога и сопровождают ее в рай.


    ... нет бороды – людям показаться стыдно...

    Все почтенные люди обязаны были носить бороду – безбородые считались неверными Богу.

    Кривой Якуб и шах Аббас

    ...связать обиду в узел...

    Распространенное выражение, означающее набраться терпения, довериться судьбе.


    ...Якуб читал мальчикам древние книги...

    Образование у горских евреев было традиционно религиозным. Только в конце XIX века появляется и светское образование. В этнографической литературе отмечается, что профессиональная подготовка большинства учителей, особенно в небольших аулах, оставляла желать лучшего.


    ... как хорошо было бы построить в нашем ауле школу для детей на те деньги, которые я за это время получал за их учебу...

    Горско-еврейская община никогда не содержала хедер (еврейская школа), он всегда принадлежал учителю, как правило местному раввину, и существовал за счет платы, которую вносили родители учеников как деньгами, так и продуктами. Также было принято после окончания курсов подносить подарки – вино, муку, соль, кур. Учение из-за общей бедности горских евреев стоило дешево, а материальное положение учителя чаще всего было очень тяжелым. Успехи Якуба по тексту сказки лишь подчеркивают его незаурядные способности.


    ... и стал Якуб строить на окраине аула школу ...

    Горские евреи для школ строили специальные помещения возле синагоги или прямо в помещении синагоги. Иногда занятия проходили в доме учителя. В этнографической литературе отмечается, что по внешнему виду было трудно отличить горско-еврейский хедер от тюркского китаба (мусульманская школа). Та же домашняя, комнатная обстановка, то же расположение учащихся – вокруг учителя, на полу; то же ритмическое раскачивание; та же громкая, экстатическая напевность. Даже приемы наказания те же: длинной тростью учитель дотягивается до любого ученика; мальчики часами стоят в углу лицом либо к «классу», либо к стене, в зависимости от проступка.


    ... вспахали поле, засеяли его кукурузой, овсом и подсолнухом...

    Основными занятиями горских евреев были: сельское хозяйство – обработка земли и возделывание полей, где сеяли пшеницу, ячмень, маис, рис и т.д.; разведение виноградных и фруктовых садов; культивирование марены, табака и овощных растений; шелководство; обрабатывающее производство – выделка сафьяна, кож из сырых шкур, которые получали от местного населения или от своих домашних животных; тканье, вязание и вышивание различных материй, приготовление сыра, масла и т.п. из буйволиного и овечьего молока; торговля – преимущественно коробейная.


    ... решил поехать по делам государства в страну франков...

    Франками на Востоке называли европейцев.


    ... когда Миширахуно, спасая своих единоверцев от преследования фараона...

    Почти дословный пересказ Торы (Исход 15:1-21): фараон, раскаявшись, что отпустил израильтян, вместе со своим войском пустился в погоню и настиг беженцев у Красного (Тростникового) моря. Но море расступилось, евреи (общим числом около 600 тыс. человек) прошли по сухому дну, не замочив ног. Египтяне же, погнавшись за израильтянами, утонули – Моисей ударил посохом и воды Красного моря сомкнулись. О чудесном спасении народа была сложена «Песнь Моисея» и хвалебная «Песнь Мариам».


    ...на земле всегда велся и ведется счет...

    Раввины у горских евреев, кроме всего прочего, занимались переписью населения, выдачей метрических свидетельств, исполняли роль духовных судей, т.е. решали семейные тяжбы, выдавали разводы и т.д.


    ...нужно, чтобы кто-нибудь ... принес в жертву своего единственного сына...

    Почти дословный пересказ Торы (Бытие 22): Аврааму было почти сто лет, когда Сарра родила сына Исаака, имя которого переводится, как «дитя смеха», – оттого, что девяностолетняя Сарра рассмеялась, когда Бог предсказал Аврааму рождение их ребенка. Когда Исаак подрос, Бог, испытывая веру Авраама, приказал принести ребенка ему в жертву. Авраам, не раздумывая, был готов положить своего сына на жертвенник, но, в последнюю минуту, ангел воззвал к нему с неба и сказал, что это испытание, которое послал Бог. Авраам пожертвовал вместо сына агнца.


    ...не смолкали звуки барабанов и зурны...

    Традиционная музыка джугури: сочетание гармонии и тепа, либо зурны и барабана


    ... и бросал на голову невесты, по древнему обычаю, золотые монеты...

    Элемент сложного свадебного обряда у горских евреев. Сохранившиеся описания свадебных обрядов имеют существенные отличия в деталях в зависимости от места горско-еврейского поселения.

    Младшая дочь шаха Аббаса

    ... бедняк позвал момой...

    Как только женщина чувствует время разрешения от бремени, домашние приглашают момой. Из этнографической литературы известно, что горская еврейка рожает или стоя или на коленях, поддерживаясь посредством веревки, перекинутой через брусья в потолке, или лежа на земле, где приготовляется ей соломенная постель (липовая доска). Женщины из всего аула постепенно собираются в комнате рожающей, принося с собою в больших чашках и тарелках, покрытых платками, муку, крупу, яйца, чеснок и проч. Все это собирается для момой. После того, как женщины собрались, одна из родственниц роженицы берет кусок белого полотна, бязи или другой белой материи и перевешивает через дверь так, чтобы одинаково ровно было видно как снаружи, так и внутри. Материя остается до тех пор пока роженица не станет совсем здоровой и потом дарится момой. Полагают, что белый цвет материи служит для удаления нечистого духа. При сильных болях посылают кого-нибудь на кладбище, чтобы принести горсть земли из могилы покойника – родственника или уважаемого при жизни человека. Выкопанную землю, смешав с водой, дают страдающей. Если и это средство не помогает, то муж приглашает учеников раввина, из которых одни трубят в «шофар» – трубы, употребляемые в Судный день и на Новый год при общественной молитве, другие читают псалмы, третьи стреляют из ружей. Все начинают молиться: «Единый Боже! Дай ей радость разрешиться...»


    ...землей не пахнет, а мертвецом лежит...

    Народная поговорка по смыслу аналогичная фразеологическому обороту «ни жив -ни мертв».


    ... исполнилось мальчику тринадцать лет...

    По еврейскому обычаю возраст религиозного совершеннолетия для мужчин тринадцать лет плюс один день. Бармицва – обряд, посвященный достижению этого возраста, у джугури называется «тефилин».

    Лиса и плешак


    ...расскажу-ка я вам про плешака и лису...

    Плешак, также можно встретить кечел или кечал: в горско-еврейских сказках обычно, плут, пройдоха. Образ лисы в сказках джугури имеет дуалистическую природу. По отношению лисы к зверям она предстает то хитрой, то ловкой, то коварной, то находчивой, то обманщицей, то злопамятной и т.д. Но для человека лиса довольно часто становится помощником в делах. Выбор таких персонажей в сказке не случаен: особо подчеркивается ее авантюрный сюжет через альянс двух ловких мошенников.


    ... длинной, как кишка шагаду, показалась эта ночь...

    Народное поверье, о том, что кишки шагаду не имеют ни конца и ни края. По тексту сказки подчеркивается томительность, длительность ожидания действа.


    ... душой отца клянусь...

    Клятва джугури. Считается, что клятва именем отца или именем собеседника самая крепкая, а ложная клятва оборачивается проклятием для того, кто клялся.


    ... сквозь семь пластов земли провалиться...

    Народное поверье, согласно которому ад находится в глубине земли под семью пластами, а рай – над седьмым небом. Небо представлялось воздушной массой, состоящей из семи «табага» – этажей. Каждый этаж отделяется от другого плотной перегородкой «перде» и предназначен для звезд, планет и ангелов. Над седьмым этажом стоит постоянный трон Всевышнего.


    ... и стала осыпать жениха с невестой сахаром и рисом ...

    Элемент сложного свадебного обряда у горских евреев. Известно, что в некоторых горско-еврейских поселениях было принято осыпать жениха сарачинским пшеном, т.е. рисом и мукою, символами благосостояния, плодородия и чистоты семейного счастья. Также на новобрачную по дороге в дом жениха женщины бросали рис в пожелание плодородия (чтобы она родила много детей).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке