|
||||
|
13-Я КОМНАТА: День ВТВ, или Кино о нас Автор: Леонид Левкович-Маслюк Фильм «Великая тайна воды» (далее ВТВ) оказался триумфатором при оглашении результатов премии ТЭФИ этого года. Сразу три победы! — в номинации «Телевизионный документальный фильм», «Режиссер телевизионного документального фильма», и «Оператор телевизионного документального фильма». Напомню, ВТВ — это тот самый фильм, где показывают красивые кристаллы, возникающие при замораживании воды после добрых мыслей о ней, и некрасивые — после злых. Прогрессивные наблюдатели уже не раз недобро отзывались об этом фильме, последний по времени такой отзыв — материал А. Паевского от 21 ноября на сайте gazeta.ru, удачно названный «Пипл хлебает». Но триумф фильма расставил все по местам, и решение жюри в данном случае я могу только приветствовать. Почему? Посмотрите еще раз на номинацию. До-ку-мен-таль-ный фильм! Жанр обозначен точно — ни слова ни о какой научности. А фильм в самом деле документальный, сняты реальные люди, которые рассказывают о том, чем они на самом деле занимаются и что они на самом деле думают. Получилось ценнейшее историческое свидетельство. Даже самим своим появлением ВТВ фиксирует важнейшие процессы. Только не в науках о воде, и даже не в самой воде, а в нашем обществе — что гораздо интереснее, честно говоря. Успех ВТВ знаменует официальное признание респектабельности особого вида искусства. Такая смесь как-бы-научных, как-бы-религиозных, как-бы-философских мотивов при грамотном режиссировании и хорошей съемке увлекает публику. Причем именно положительную, основательную часть публики, которую рефлекторно тошнит от реалити-шоу, сериалов о бандитской любви и криминальных хроник о ней же. А главное в этом шоу — эмоциональное воздействие, качество спецэффектов, увлекательность, драйв. Хорошо это или плохо? На фоне кошмаров, которыми сегодня переполнен ящик, кто рискнет сказать, что призыв типа «давайте жить дружно, ибо этого хочет вода» — и есть самое страшное, и именно это ну никак недопустимо? То-то же. А всякие придирки господ научников к подсчетам каких-то там молекул или фотонов в данном случае не особо, извините за выражение, релевантны. Это кино не о молекулах. Это кино о нас. О том, во что мы сегодня верим, как мы сегодня мыслим, чем увлекаемся, что считаем разумным. А разумным мы считаем, что независимые исследователи имеют право выражать свое мнение, в том числе по поводу молекул и фотонов. Независимо от того, что у господ научников другое мнение по этому поводу. Это ведь все не более чем борьба взглядов и мнений, не так ли? Ну а если из своих оригинальных идей о молекулах герои фильма выводят, что люди должны возлюбить друг друга, — тем лучше. Мы против таких выводов ничего не имеем. Какая разница, из чего они выведены. Если же господа научники желают донести до нас мысли о том, что выводить моральные постулаты из химических опытов все же пошловато или что стоит все-таки вникать в суть того, что вам говорят, — то надо им эти невероятно сложные мысли просто, наглядно и убедительно выразить. И надо добиться, чтобы мы их услышали так же хорошо, как авторов ВТВ. Потому что вникать в суть — стоит, этому учит история. Хотя бы потому, что и из опытов с молекулами, и из каких-нибудь манускриптов Атлантиды, да из чего угодно наукообразного столь же непринужденно можно вывести нечто совсем не такое слащавое, а наоборот, весьма нордическое. Вменяемым научникам и другим заинтересованным сторонам можно сделать единственный вывод — надо конкурировать с ВТВ. Причем начинать конкуренцию лучше бы не с шоу-бизнеса, а с практической стороны жизни. Самым сильным аргументом в пользу преимуществ критического мышления станет ситуация, когда серьезный физхимик будет востребованным, респектабельным человеком с прочным положением в обществе — выгодно отличаясь этим от физхимика со специализацией по раскрытию великих тайн воды, сочиняющего под подозрительным взглядом просвещенных (к тому благословенному времени) СМИ очередные шоу для малоинтересной уже целевой аудитории. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|