|
||||
|
Глава 1 Незаметное возвышение и стремительный крах Глава 2 Борьба с канкали Часть третья Империя Жуаньжуань, или Жоужань Глава 1 Незаметное возвышение и стремительный крах Из документальных источников мы знаем, что клановым именем у народа жуаньжуань было Укуру Тоба. Первоначально этот народ был известен как жоужань. Гиббон, следуя примеру французских авторов, писавших о Китае, использует термин «деоидеп»: он отождествляет их с европейскими аварами, что является совершенной ошибкой, за которую, впрочем, Гиббон ответственности не несет. Это было небольшое племя из северной пустыни, и нет никаких свидетельств, указывающих на то, что они имели какую-либо этнологическую связь с тунгусами, за исключением того, что в соответствии со своими полумифическими традициями они позаимствовали тунгусское клановое имя. Вряд ли стоит этому удивляться, ведь хунну давно уступили место тунгусам. Единственное положительное свидетельство, касающееся жоужань, таково: они походили на хунну, а их «астрологическое положение», то есть долгота и широта места их обитания, совпадали с положением «высоких телег» (гаогюй), канкали или уйгуров – все они до появления династии Тоба упоминаются в истории чрезвычайно редко, и все они жили в районе озера Байкал, к северу от пустыни. Предание гласит, что во время одного из своих набегов жоужань захватили молодого раба. Поскольку он не помнил своего имени, его назвали Муккуру (у Гиббона – Моко), что означало «лысый». Это имя было связано с особенностями его внешности, «муккуру», скорее всего, слово жоужань. Во время правления уже упоминавшегося принца Илу из династии Тоба Муккуру, которому за его храбрость была дарована свобода и который стал солдатом, за воинскую провинность (он не явился вовремя на военную службу) должен был быть казнен. Спасая свою жизнь, он вместе с группой других дезертиров бежал в пустыню, где ему удалось собрать вокруг себя несколько сотен таких же бродяг, как и он сам. Его сын Черугвэй, будучи человеком весьма воинственным, стал правителем народа, известного как жоужань (у Гиббона – деоидеп). Только в 394 году появляется более или менее определенная информация об этом народе, и лишь по меньшей мере через четыре поколения в обиход вошло имя жоужань. Следовательно, мы с уверенностью можем предположить, что инцидент с Муккуру, подобно случаю с найденышем цифу, произошел (если он действительно имел место) около 300 года, во времена анархии, когда хунну были рассеяны, империя Таншихая распалась, а тангуты, тунгусы и хунну были раздроблены и каждый из них пытался создать ядро новой общности. В 394 году «шестой внук», под которым, видимо, имеется в виду шестой или седьмой потомок Муккуру или Черугвэя, пересек пустыню на севере и покорил многие племена канкали. Поскольку его предки служили принцу Илу, ставшему заметным в 315 году, мы можем предположить, что полумифическое племя, захватившее Муккуру, как и племя жоужань, которому сын Муккуру первоначально дал свое имя, жило в горной местности, отделяющей Шаньси от пустыни, а «астрологическое положение» было зафиксировано лишь после их миграции на север. Этот внук по имени Шэлунь или Жарун (которого Гиббон, введенный в заблуждение французскими переводчиками, именует Тулуном) вскоре выстроил внушительную военную систему. Приняв титул кагана, он создал империю, простиравшуюся с востока на запад от Кореи до Харашара, а на юг до страны тугухуней и современной провинции Ганьсу. Его резиденция находилась в местности к северу от Ганьчжоу и Дуньхуана. Следовательно, мы можем быть уверены, что все дороги, за исключением главной, ведущей на запад, находились в его руках. По словам китайцев, это был первый случай использования титула кагана, но мы уже видели, что этим титулом пользовался найденыш цифу столетием раньше. Полный титул звучал как «кудовар каган», на тунгусском языке Тоба это означало «правящий император». Известно, что имя Муккуру позднее было изменено на похожее Укуру, поскольку Укуру – клановое имя императрицы Тоба, жившей в 452 году. Известно также, что император Тоба, умерший в 451 году, изменил имя своего народа с жоужань на жуаньжуань – китайское слово, означавшее «увиливающие». Итак, поскольку Муккуру бежал от Тоба в 315 году, а Жарун создал свою империю столетие спустя, можно с уверенностью утверждать, что в то же время, когда жоужань сменили имя на жуаньжуань, появилось клановое имя Укуру Тоба. То есть произошло это в тот период, когда императоры Тоба почувствовали свою силу. Те авторы, что причисляют этот народ к сяньбийцам, видимо, были введены в заблуждение именем Тоба, которое делает народ хунну тунгусским не больше, чем имя Лю делает его китайским. К северо-западу от империи Жарун жили остатки народа хунну, постепенно Жарун прибрал к рукам их землю. Узнав о том, что границы владений Жаруна в западном направлении доходили до Харашара – а может быть, до Тарбагатая или Кульджи, – Гиббон сделал неверное умозаключение о том, что Жарун «покорил хуннов на севере Каспия». Известно, что, согласно обычаю жуаньжуань, «вельможи и министры брали себе имена и титулы, соответствующие их деяниям и способностям, наподобие посмертных китайских титулов, только у жуаньжуань эти имена были прижизненными и никаких посмертных имен не присваивалось». Это утверждение снова связывает жуаньжуань с тюрками и хунну, поскольку в дополнение к тому, что уже было сказано об именах хунну, добавим, что тюрки получали имена сообразно своим особенностям. Так, западный тюрк, которого китайцы называли Далобянь, то есть «толстый» – это, по утверждению (довольно сомнительному) Шуйлера, хан Дизавул, к которому Юстиниан Второй отправил посла Зимарха. Сервантес в «Дон Кихоте» упоминает этот обычай как «тюркский». Создав на севере нечто вроде империи, Жарун принялся совершать набеги на границы владений династии Тоба, прочно утвердившейся на троне Северного Китая. Преемником Жаруна стал его дядя или кузен Датань (Татар), против которого летом 429 года император Тоба (чье татарское имя было Вури) бросил армию численностью более 100 000 человек. Датаня застали врасплох. Он поджег свою резиденцию и бежал в пустыню, где исчез, не оставив и следа. Народ его рассеялся в разных направлениях, огромные стада бродили сами по себе по всей стране. Должно быть, столица Датаня находилась близ Каракорума, поскольку известно, что император Тоба очутился в 1900 километрах от того места, где Модэ окружил первого императора Хань. Мы знаем также, что император проходил мимо древней стоянки племянника императрицы, который почти три столетия спустя одержал победу над северным шаньюем. Император тогда прочесал всю страну на расстоянии 2400 километров с запада на восток и на 1600 километров с севера на юг, захватив территорию Монголии между рекой Онон и Этциной Марко Поло. Канкали воспользовались возможностью, чтобы отомстить за все причиненное им зло, и в конце концов убили беглеца Датаня. В общей сложности в результате кампании императора Тоба было убито или захвачено в плен около миллиона человек и лошадей, а 300 000 человек сдались добровольно. Тот же император, после решения проблемы с сыном и наследником, предпринял второй военный поход против внука Датаня – Тухэчжэня. Согласно китайским источникам, император захватил все юрты и все стада Ту– хэчжэня числом более миллиона. Сын Тухэчжэня продолжал совершать набеги в 467–470 годах. В этот период было предложено построить новый участок Великой стены протяженностью около 480 километров. В строительстве принимали участие солдаты, когда они не были задействованы в военных кампаниях. Правивший тогда император предпринял третью экспедицию, в ходе которой было отрублено 50 000 голов, взято 10 000 пленных, а также табуны лошадей и оружие. Император преследовал врага в течение девятнадцати дней. Неудивительно, что после ряда таких сокрушительных поражений несчастные жуаньжуань стали искать союза с южной Китайской империей, желая отомстить всемогущим Тоба. Жуаньжуань отправляли послов поочередно к недолговечным нанкинским династиям Сун, Ци и Лян, но безрезультатно. Однако народ жуаньжуань не был сломлен. В 516 году внук Тухэчжэня, Чауну, преподал урок непокорным канкали на западе и вдохнул в свою страну новые силы. Он даже отправил посла к императору Тоба. При попытке взойти на трон младший брат Чауну, Анагуй, встретил сильное сопротивление и вынужден был искать убежища при дворе Тоба, где его радушно приняли. Император признал, что у них были общие предки или, по крайней мере, одно место происхождения. Правителем жуаньжуань стал кузен, носивший индуистское имя Брахман. Он наказал врагов Анагуя, но вынужден был сдаться китайскому губернатору в Лянчжоу, не устояв под натиском канкали. Вопрос был в том, что дальше делать с жуаньжуань. Это важный момент, поскольку известно, что они принадлежали не к сяньбийцам, а к хунну. Императорские советники призывали не допустить «повторения инцидентов с Лю Юанем и Ши Лэ, которые привели к тому, что радушно принятые при дворе вожди стали самостоятельными монархами». По мнению советников, для расселения жуаньжуань прекрасно подходили малонаселенные территории возле Дунь– хуана, Сучжоу и Ганьчжоу, только вот канкали были слишком близко. «Мы должны обращаться с соперничающими народами, – говорили советники, – как с опасными зверями, поощряя их наносить друг другу как можно больший ущерб и вмешиваясь только тогда, когда они представляют угрозу для нас самих». Наконец, решено было поселить Брахмана на западе, возле современного Хами, и направить к нему китайского наместника, номинально чтобы помогать в управлении государством, а фактически чтобы защищать Брахмана и следить за канкали (столица которых с неизвестным названием находилась в Алтайских горах, на расстоянии 480 километров). Впоследствии, когда жуаньжуань достаточно окрепли и могли сами защитить себя, они переселились на север пустыни. Однако вскоре Брахман устроил заговор, был схвачен, переправлен в Китай и там в 520 году скончался. Предположительно, сначала он искал убежища у эфталитов или у аваров. Достоверно известно, впрочем, только то, что три сестры Брахмана вступили в брак с эфталитами. Анагуй был поселен где-то «на востоке», откуда он не мог общаться с Брахманом. Он принял титул кагана и стал владыкой Шофана и царем жуаньжуань, из чего можно заключить, что резиденция его находилась где-то близ плато Ордос. Здесь его семья заключила брачные союзы с Тоба и татарской династией Ци. В период анархии, сопровождавшей крах династии Вэй, Анагуй сумел укрепить свои силы и перестал называть себя вассалом. У него на службе находилось несколько китайских ученых и несколько евнухов-администраторов. Анагуй создал стройную систему управления и утверждал, что ничем не уступает династии Тоба. В 546 году его прежние вассалы – тюрки – обратились к Анагую с предложением заключить брачный союз. В ответ Анагуй начал против тюрков войну, потерпел сокрушительное поражение и покончил жизнь самоубийством. Его наследник Дэнчжу бежал в новую империю Ци, основанную сыном Гао Хуаня. Дэнчжу поселился близ Северной Шаньси, но народ его вскоре восстал и был разгромлен. (Попытка Хирта, поддержанная Шаванном, связать этого Анагуя с Анагаем, участвовавшим в дипломатической миссии Валентина, в 576 году отправленного византийским императором к тюркам, вряд ли верна, если принимать во внимание даты.) Монархом был избран кузен Анагуя, но после ряда поражений от тюрков он бежал к императору Западной Вэй. Тюркский каган имел теперь в своем распоряжении внушительную силу и мог настаивать на истреблении жуаньжуань, которые вместе со своим царем искали убежища. В 555 году в присутствии или при участии тюркского посла за воротами Сианьфу жуаньжуань были убиты. Пощадили лишь юношей, ставших рабами в аристократических семействах. С этого момента жуаньжуань больше нигде не упоминаются, даже как вассальное племя тюрков и уйгуров. Этот народ, и без того стоявший на грани исчезновения, был подло и зверски вырезан. Следовательно, уже по этой причине нельзя, как это делает Шаванн, отождествлять жуаньжуань с аварами, вытеснившими гуннов из Венгрии. Утверждение Гиббона, гласящее, что Аттила – умерший в 453 году, после поражения в битве при Шалоне, – покорил хана могущественного племени и направил послов к императору Китая, чтобы предложить союз равных, совершенно лишено оснований. Жарун определенно никогда не доходил до Каспия и даже до Иссык-Куля, а его кузен Датань был разбит армией Тоба за четыре года до того, как Аттила и его брат Бледа стали вождями гуннов в Европе. Нет и намека на какие-либо взаимоотношения западных народов и жуаньжуань, за исключением эфталитов и народа или, жившего на северо-западе. Даже шаньюй народа или (или юебань, как его называли китайцы в то время) повернул назад, увидев, какие грязные варвары живут в «этом собачьем царстве», куда он прибыл с визитом, и никогда больше не делал попыток посетить двор Датана. По словам Гиббона, «Аттила, сын Мундцука, вел свое происхождение от древних гуннов, которые некогда соперничали с китайскими монархами». Это свидетельство, если, конечно, ему можно верить, подкрепляет все приведенные нами аргументы. Все говорит о том, что правящие касты хунну, внезапно исчезнувшие из Китая, были гуннами, столь же внезапно появившимися в Европе, и нет никаких опровергающих это утверждение теорий. Фридрих Хирт однажды сделал попытку показать (основываясь на ошибочно переведенном китайском тексте), что имя сына Аттилы Хернака, или Эрнаха, появляется в китайских официальных документах. Однако это предположение должно быть отвергнуто, поскольку ни в одном из трех китайских слогов нет последней «к», равно как нет и «с» – в тексте есть «и», т. е. «уже», и принадлежит оно к следующему предложению. Южные китайцы, в отличие от татарско-китайских династических записей, называют упомянутый нами народ жуаньжуань, и, как мы уже убедились, это свидетельство, каким бы незначительным оно ни было, показывает, что этот народ принадлежал к хунну, а не к сяньбийцам, как утверждает Ремюза. Ремюза предполагает, что жуаньжуань были прародителями современных монголов. Эта теория заслуживает внимания и не противоречит известным фактам, однако не подкрепляется прямыми свидетельствами. Кроме того, этот народ как правящее племя был истреблен тюрками. Глава 2 Борьба с канкали Всякий раз, когда мы использовали слово «канкали», мы имели в виду народ, известный китайцам во времена хунну как динлин или тиклик, при Тоба как «высокие телеги», во времена тюрков как уйгуры, а во времена монголов как канкли – тюркское слово, означающее «телега». Однако название «динлин», судя по всему, относится к двум народам, один из которых жил близ Байкала, а другой недалеко от озера Балхаш, в непосредственной близости от владений киргизов. О динлин почти ничего не известно, за исключением того, что они являлись частью империи хунну, а в период борьбы между различными татарско-китайскими династиями принимали то одну, то другую сторону. Обычаи «высоких телег», как бы мало нам ни было известно о них, позволяют связать их происхождение с хунну. Под этим названием – «высокие телеги» – народ стал известен в V веке. Есть причины предполагать, что наши европейские слова «kutsche», «coche» и «coach» (экипаж, повозка) ведут свое происхождение от китайского слова «kao-ch'e». Впрочем, надо отметить, что литературной формой было не ек'ё, а ки или chu. Для изложения их истории много времени не потребуется. Канкали находились в состоянии постоянной войны с жуаньжуань, и, когда первый император Тоба снарядил против последних крупную военную экспедицию, он воспользовался возможностью, чтобы нанести удар и по «высоким телегам». В числе трофеев императора было 50 000 пленных – мужчин и женщин, 200 000 повозок с большими колесами и более миллиона голов скота, в том числе лошадей, коров и овец. Несколько сот тысяч «высоких телег» поспешили выразить свою покорность третьему императору Тоба, когда он наносил поражение жуаньжуань. Император поселил их на юге пустыни, но они вскоре взбунтовались и вернулись на север. Отметим, что династии Тоба из Северного Китая удалось усмирить северных кочевников лучше, чем любой другой чистокровной китайской династии. Однако после того, как «высокие телеги» переняли китайские обычаи и образ жизни, народ стал угасать. Императоры Тоба стремились помешать жуаньжуань и эфталитам сноситься с тугухунями, и, судя по всему, эти эфталиты (в то время на китайском языке название этого народа звучало как «етта» или «эпта», причем в Кантоне слово произносилось как «ип-тат», а в Корее как «еп-тал») не были эфталитами с Памира. Это был малочисленный народ, который китайцы сначала называли «малыми юэчжами». Они остались в районе Кукунор во время массовой миграции и постепенно проложили себе дорогу к Кульдже. Маловероятно, что жуаньжуань, нашедшие приют у эфталитов, когда-либо пересекали горы к востоку от Иссык-Куля. Во времена, когда Северным Китаем правили сяньбийские династии, «высокие телеги» терпели жестокие поражения от жуаньжуань. Судя по всему, они никогда, во всяком случае под именем «высокие телеги», не создавали свою собственную империю и в конце концов поселились где-то близ современного Урумчи, получив официальное признание Китая. О характере и обычаях «высоких телег» известно следующее: у каждого племени или клана был свой вождь, а верховного правителя не было вовсе. Они были грубы и импульсивны, но в моменты опасности действовали сообща и слаженно. Они понятия не имели о военном строе, в сражении каждый бился как умел, и потому воины были совершенно не способны выдержать длительный бой. В их обычае было испражняться, не обращая внимания на окружающих. Обычным подарком при заключении брака был скот и лошади. У них не было ни зерна, ни крепких напитков. В день свадьбы мужчины и женщины приносили с собой кумыс и мясо, и хозяин радушно встречал гостей, не делая между ними различий. Они садились перед шатром и праздновали весь день напролет, а иногда оставались и на ночь. На следующий день невесту «похищали», после чего друзья мужа отправлялись в семейный загон с лошадями, чтобы выбрать самых красивых животных. Они любили слушать раскаты грома, каждый раз, когда гремел гром, они громко кричали, пускали в небо стрелы. Они часто мигрировали, возвращаясь на прежнее место в следующем году. Там они зарывали барана, разжигали костер и размахивали своими мечами, пока колдуньи читали заклинания, изгоняющие злых духов. Затем все племя сто раз объезжало верхом костер, а кто-то втыкал пучок ивовых прутьев в землю, поливая его кумысом. Женщины носили на голове берцовую кость овцы, обтянутую кожей и служившую каркасом для прически, которую они ярко украшали. Когда в племени кто-то умирал, погребальная процессия доставляла тело к вырытой яме. Хоронили умерших в сидячем положении. В руки покойного вкладывали лук, меч и копье, как живому. Однако яму не засыпали: все племя объезжало вокруг нее верхом несколько сот раз. Каждый должен был сделать это – и стар и млад, и мужчины и женщины. Племя мигрировало от пастбища к пастбищу. Они носили шкуры, ели мясо и разводили стада точно так же, как это делали жуаньжуань, за исключением того, что колеса их телег были огромными, с большим количеством спиц. Так говорят китайские историки. В дальнейшем история «высоких телег» сливается с историей тюрков и уйгуров, о которых мы скоро поговорим. В 400 году народ юебань, как утверждают китайские историки, был более слабой ветвью хунну, бежавшей на запад после большой катастрофы в 89–91 годах н. э. В то время они жили у реки Юлдуз к северу от Кучи, а позднее переселились дальше на запад. Мне хотелось бы пояснить здесь, почему я предположил, что этот народ юебань и авары суть одно и то же. Во-первых, китайский слог «юэ» часто употребляется вместо иностранной начальной буквы Е, как, например, в случае со словом «эфталиты» – «ephthalite», а «пань» или «бань» встречаются в китайском и санскрите. Во-вторых, как мы увидим, около 658 года великая китайская династия Тан покорила тюрков, основала шестнадцать «провинций» на западе – все под политическим руководством наместника в Куче (Гуй-цзы). Одна из шестнадцати провинций носила имя Юебань, а ее новое местоположение в верховьях реки Окс, несомненно, имеет отношение к положению аваров в 450 году между тюрками и эфталитами, тогда известными как ета. Авары проникли в Европу при помощи недругов Константинополя – аланов, или асов. Оба этих названия встречаются в китайской истории и применяются к каспийским племенам, через территории которых, должно быть, прошли юебани, бежавшие от набиравших силу тюрков (при шаньюе Бумыне и его брате Истеми). Затем народ юебань исчез из китайской истории. (Сравните: Карпини называл их «алани» или «асси», так же именовал их и Рубрук – «аас».) В тот период, когда впервые появляется это имя, тюрки не имели никаких отношений с народом юебань, чьими единственными восточными соседями были и оставались жуаньжуань. Разгромив последних, тюркский каган Истеми (западный Дизавул), дядя Мухана, нанес поражение эфталитам. Согласно Менандеру, в 562 году тюркский хан Сильзибул заявил, что собирается напасть на аваров, как только покончит с эфталитами. Таким образом, юебани, или авары, должно быть, ушли на запад до смерти Мухана, последовавшей в 572 году, оставив после себя лишь память о своей древней земле, на которую их предки пришли в 88 году н. э. после разгрома северных хунну. Тюрки изгнали юебаней с территории близ реки Окс и основали там одну из провинций. Наконец, китайская официальная история императоров Тоба из Северного Китая гласит, что народ из Ляньчжоу называл правителя юебаней «шаньюй-царь», а в том районе находился даже город Юебань. В 1903 году Анри Кордье отмечал, что тюрки-гузы в 1000 году по-прежнему использовали термин «шаньюй», именуя так своего правителя. В России авары и лезгины – ревностные мусульмане – все так же живут в Дагестане, к западу от Каспийского моря. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|