|
||||
|
Глава 9 ГИТЛЕР ПРОТИВ РОТШИЛЬДОВ Как-то раз в венский Стадтпарк забрели двое бродяг. Завидев проезжающую карету, один спросил другого: «Что за тип там расселся?» – Посмотри на ливрею, – ответил другой, – малыша Луи, барона Ротшильда, вывезли воздухом подышать. – Ничего себе! – уважительно заметил первый бродяга. – Совсем сопляк, а уже Ротшильд! Кто мог предвидеть, что ожидает маленького пассажира? Кто знал, что впереди депрессия, аншлюс, гестапо, тюрьма и Вторая мировая война? XIX век закончился, на пороге стоял XX. Шли годы, барон Луи подрастал. Когда ему стукнуло двадцать девять лет, умер его отец Альберт. Это случилось незадолго до начала Первой мировой войны. Традиция Австрийского дома гласила, и это отличало его от других домов Ротшильдов, что вся полнота власти переходит к одному человеку. Братья Юджин и Альфонс посвятили себя приятному ничегонеделанию, а ответственность за все предприятия и банки Ротшильдов в Центральной Европе легла на плечи барона Луи. Так началась одна из самых поэтичных судеб в истории семьи Ротшильд. Австрийская ветвь семейства более других пострадала от ударов сурового XX века, а барон Луи проявил редкую стойкость и достойно выдержал все удары судьбы. Характер этого неординарного человека проявился достаточно рано. И случилось это в Нью-Йорке, в только что открывшейся манхэттенской подземке. Агенты Ротшильдов в Нью-Йорке участвовали в финансировании строительства городских скоростных линий подземного сообщения, которое осуществляла компания «Нью-Йорк Интерборо Рэпид Транзит». Юного Луи направили в Соединенные Штаты для освоения традиций американского бизнеса, он участвовал в проекте строительства подземки, присутствовал на открытии одной из первых линий и был среди первых пассажиров пробного рейса, который оказался неудачным. Произошла авария сети энергоснабжения, и состав остановился. Вышло из строя не только освещение, но и вентиляция. Когда вспотевших и задыхающихся пассажиров вывели, наконец, наружу, только один из них не снял пиджак и плащ и не распустил галстук. Конечно, это был барон Луи. Спасатели рассказывали, что он был абсолютно спокоен и выглядел подтянутым и свежим, ни капли пота на лбу, одно слово – барон! Обычно те, кому приходилось сталкиваться с самообладанием барона, не могли понять, чем оно обусловлено. То ли барон был абсолютно беззаботен, то ли просто холоден как рыба и лишен человеческих чувств. Но что бы ни говорили, юный глава Венского дома превратился в руководителя высочайшей квалификации и человека редкой стойкости. Это был настоящий вельможа, самый выдающийся из всех отпрысков семейства Ротшильд. Ни до него, ни после не было ему подобных. Судьба распорядилась так, что сам Луи долго не вступал в брак, а его женатые братья не оставили потомков мужского пола. Барон Луи стал последним главой Австрийского дома и последним романтиком династии. Несчастный случай в Манхэттене, это странное столкновение между последним Ротшильдом и первой подземкой, был пророческим. Судьба готовила ему множество испытаний, и еще не раз ему придется противостоять вызову современности, и каждый раз барон будет так же холоден и спокоен, как и в душном вагоне подземки. Природа щедро одарила барона Луи всем необходимым, чтобы он мог хорошо сыграть свою роль. Стройный, белокурый красавец, воплощенный образ аристократа-англосакса, он регулярно посещал синагогу. Он мог быть не только простым и скромным, но и замкнутым, отстраненным и высокомерным. Барон страдал легкой, но хронической болезнью сердца (какой же чистокровный аристократ обходится без пикантного изъяна?), несмотря на это, он был потрясающе энергичен. Барона прекрасно подготовили к выполнению его будущих обязанностей. Жесткий игрок в поло и замечательный наездник, он был одним из немногих, кому позволяли ездить верхом на белом скакуне Липиззанерсе, одном из лучших жеребцов того времени, принадлежавшем Государственной школе верховой езды (даже во время Республики эту привилегию предоставляли только лучшим наездникам из высшего общества). Барон был также прекрасным специалистом по анатомии, ботанике и графическим искусствам. Ну и конечно, барон был любовником. Любовником совершенным, любвеобильным и любимым. В его огромный дворец на Принц-Юджин-штрассе и в его обитый темно-красным шелком кабинет в Ренгассе приходили самые хорошенькие женщины Вены. Для удобства посетительниц кабинет имел три двери, причем одна была потайной. Она была настолько хорошо замаскирована, что о ее существовании знали только сам хозяин, его секретарь и те, кому приходилось ею пользоваться. Не только прекрасные дамы проникали во дворец через потайные двери. Часто это были курьеры с новостями, причем с новостями нерадостными. Барон вел свой корабль по морю, которое становилось все более бурным и опасным. До 1914 года Банк Вены был главным финансистом огромной империи, он управлял финансовыми потоками, он был нервным центром финансового мира Юго-Восточной Европы. После 1918 года Австрия съежилась, теперь она занимала лишь малую долю своей прежней территории. Неизбежно съежилась и австрийская компания Ротшильда. Банк «С.М. Ротшильд и Шене» был ведущим частным банком Австрии, и от его политики в значительной степени зависело экономическое положение его маленькой родины. Проявляя лояльность, банк выкупил государственные ценные бумаги на сумму около миллиона австрийских крон, несмотря на то что инфляция стремительно пожирала эти инвестиции. В середине 1920-х годов Ротшильд не стал, подобно своему самому серьезному венскому конкуренту Кастильоне, подрывать положение правительства, спекулируя на падении австрийской кроны. Но, несмотря на поддержку Ротшильда, крона упала. Кастильоне возвысились и грозили отодвинуть Ротшильдов в тень. Кастильоне продолжали играть на падении франка. Их союзники продолжали сбрасывать французскую валюту на рынке. Курс франка резко упал, взлетели вверх курсы фунта и доллара. А что же Ротшильд? Эксперты уже пророчили падение Австрийского дома. В затянутом шелком кабинете в Ренгассе стало совсем тихо. Внезапно курс франка начал быстро повышаться. Кастильоне были выброшены из бизнеса, а финансовый мир замер, потрясенный. Барон Луи, как всегда, холодно улыбаясь, отправился в Италию, чтобы немного поиграть в поло. Что же произошло? Повторилась старая, старая история, которую Ротшильды уже разыграли в 1925 году. Различные смешанные банки в Англии, Франции и Австрии тайно раскинули свои щупальца по всему миру. Во главе с Французским домом (директором Банка Франции был барон Эдуард Ротшильд) они организовали тайный международный синдикат. В него входили и Дж. П. Морган в Нью-Йорке, и барон Луи Ротшильд, управлявший банком «Кредитанстальт» в Вене. Одновременно по всему миру синдикат Ротшильдов начал понижать курс фунта и повышать курс франка. Как в прошлом, никто не мог противостоять такому финансовому напору, управляемому так оперативно и искусно. Барон Луи возвратился из Италии, где он играл в поло. Он загорел и улыбался. Просто улыбался. Но судьба готовила ему серьезные испытания. Если в 20-х годах экономическое положение Австрии было сложным и обманчивым, то в 30-х годах ситуация, сначала неустойчивая, становилась трагической. В 1929 году разразилась депрессия. Молодая, еще неокрепшая республика не была готова к такому испытанию. Депрессия парализовала деловую жизнь Австрии. Депрессия подорвала банковское дело. Депрессия подбиралась к дворцу Луи Ротшильда. В 1930 году банк «Боденкредитансталт», ведущее учреждение страны, осуществлявшее кредитование сельского хозяйства, находился в отчаянном положении. Луи, как обычно, не поддался панике и демонстрировал ледяное спокойствие: он охотился на оленей в одном из своих заповедников. Правительство было менее выдержанно. Федеральный канцлер лично приехал к Ротшильду. Как позже вспоминал канцлер, он буквально вынудил барона принять обязательства гибнущего банка «Боденкредитансталт». Барон дал согласие, но заметил: «Я сделаю то, о чем вы просите, но вы горько пожалеете об этом». Банк «Кредитанстальт», самый крупный народный банк Австрии, принял на себя ответственность за долги банка «Боденкредитансталт». (Президентом банка «Кредитанстальт» был Луи фон Ротшильд.) И вскоре всей Австрии пришлось сожалеть об этом решении. В результате избыточного кредитования через год банк «Кредитанстальт» также вынужден был приостановить выплаты. Теперь уже зашаталась финансовая система всей страны, и австрийскому правительству пришлось ради спасения ситуации спешно использовать фонды государственного казначейства. Дом Ротшильдов также пожертвовал тридцать миллионов золотых шиллингов, чтобы помочь банку «Кредитанстальт» удержаться на плаву. Это было серьезным ударом по фондам Австрийского дома, хотя он и получил тайно солидную помощь от французских Ротшильдов. Барону пришлось продать некоторые свои загородные имения и переехать из огромного особняка на Принц-Юджин-штрассе в небольшой дом, расположенный поблизости. Луи все еще был самым богатым человеком в Австрии. Его собственный банк, «С.М. Ротшильд и Шене», оставался по-прежнему надежным и, по австрийским масштабам, считался настоящим гигантом. Барон по-прежнему являлся одним из крупнейших землевладельцев Центральной Европы, он сохранил контроль над своими внушительными инвестициями в текстильной, добывающей и химической отраслях промышленности. На севере отряды штурмовиков били в барабаны, а он спокойно отдавал распоряжения из своего обитого красным шелком кабинета, из готовой сомкнуться пасти, бестрепетный под нависшим мечом судьбы. Так встретил закат жизни последний великий джентльмен Центральной Европы, барон Луи фон Ротшильд. Период между 1931-м и 1938 годами напоминал заключительный акт роскошной постановки: первый удар не достиг цели, а страшный финал еще скрыт от зрителей. В доме барона царил покой, его хранили дворецкие и оживляли забавные происшествия. В 1936 году Эдуард VIII отрекся от престола ради миссис Симпсон. За день до того, как сделать этот решающий шаг, король разговаривал по международному телефону с одной из наиболее известных разведенных дам. Британское правительство подготовило для Эдуарда приют в отеле «Цюрих», но Уоллис Симпсон – именно с ней разговаривал король – была категорически против такого выбора. Отель – плохая защита от жадной до сенсаций прессы, заявила она, а телефонная линия между Лондоном, где оставался Эдуард, и Каннами, где обитала сама Уоллис, не гарантирована от прослушивания. – Дэвид, – опасаясь подслушивания, Уоллис изъяснялась намеками, – а почему бы вам не поехать туда, где вы подхватили насморк в прошлом году? Миссис Симпсон имела в виду замок Энсфельд, расположенный в окрестностях Вены и принадлежавший Юджину фон Ротшильду, брату Луи и старому другу Эдуарда и миссис Симпсон. Здесь Дэвид мог насладиться полным уединением, играть в гольф на принадлежавших барону площадках и говорить на своем любимом австрийском диалекте. Однажды здесь ему удалось справиться с легким недомоганием, а теперь предстояло пережить самый серьезный кризис. – Я так и сделаю, – ответил король Эдуард. На следующий день, 11 декабря, Эдуард больше не был королем. Не прошло и сорока восьми часов, как ворота поместья Ротшильдов распахнулись и пропустили черный лимузин. Сидевший в нем человек только что отказался от короны самой великой империи по самой романтичной причине. Все пять континентов с любопытством следили за событиями в доме Юджина Ротшильда. Энсфельд стал не менее известен, чем Майерлинг[11]. Это событие тут же обросло слухами и забавными сплетнями. Говорили, например, что бывший король, превратившийся в герцога Виндзорского, устраивал в замке роскошные приемы, а счета за свои развлечения посылал гостеприимным хозяевам. При виде счетов от экс-монарха у бухгалтеров вытягивались лица, и братьям-баронам, Юджину и Луи, это вскоре надоело. Они вышли из положения решительно и нетрадиционно, как и подобает Ротшильдам, обратившись в деревенский совет с просьбой избрать герцога почетным главой Энсфельда. Совет, конечно, не отказал, и теперь все счета направляли для оплаты непосредственно почетному главе, Эдуарду. Но это только слухи. Герцог жил спокойно и уединенно, играл в гольф, а все его расписание строилось вокруг шести тридцати пополудни. Именно в это время для него освобождали специальную переговорную комнату (у Юджина было что-то вроде своей телефонной подстанции), все местные линии освобождались, и Эдуард мог спокойно разговаривать с Уоллис, которая все еще оставалась в Каннах. Тем не менее пребывание почти мифического гостя в поместье сказалось на манерах высшего общества Центральной Европы. Когда герцог решил присоединиться к Ротшильдам и их гостям во время очередного званого обеда, все были шокированы. Бывший король носил черный галстук с мягким, а не жестким накрахмаленным воротником, как было принято. Этот факт спровоцировал нечто, похожее на взрыв, в области портновского искусства. Кроме того, Эдуард ввел еще одно новшество. По словам барона Юджина, именно он изобрел поздний завтрак, плавно переходящий в обед. Буквальный перевод придуманного им названия звучит как «завтрако-обед», то есть поздний и очень сытный завтрак. Герцог предпочитал начинать день именно такой трапезой, зато в полдень, когда все собирались на второй завтрак, он уже ничего не ел. Почин герцога с восторгом был подхвачен утонченной австрийской знатью. В последний раз Австрия наслаждалась имперским блеском, и в последний раз представитель австрийской ветви Ротшильдов смог оказать гостеприимство, соразмерное своему имени. Мартовские иды Энсфельдские каникулы стали серьезным вкладом в дело укрепления престижа семейства Ротшильд, сам Луи, казалось, стал олицетворением феодальных традиций. Но стандартным его поведение назвать трудно. В 1937-м, вскоре после отъезда герцога из Энсфельда, барон был в гостях у своего друга. Обед был в разгаре, когда за окном послышалось жалобное мяуканье. Ротшильд открыл окно, вылез на подоконник, обогнул стену по карнизу, забрал испуганного котенка и вскочил обратно в комнату. Все произошло так стремительно, что его не успели остановить. Подобные подвиги Луи совершал и раньше. Он всегда был замечательно силен физически и отличался редким самообладанием. Его отец, Альберт Ротшильд, первым покорил пик Маттерхорн, а сам Луи поднимался на множество горных вершин и, если никакой вершины в данный момент под рукой не было, использовал для своих альпинистских подвигов городские здания. В 1937-м ему было уже пятьдесят пять; карниз, по которому он шел, был на уровне пятого этажа, и, кроме того, уже стемнело. – Барон, это – работа для пожарной команды. Зачем рисковать жизнью? – спросил его один из гостей. – Привычка, милейший, – ответил барон с обычной холодной улыбкой. Все поняли, что это означало. Немецкие армии сосредоточились на границе. Большинство из тех, кто оказался в таком же положении, как Луи, сочли за благо уехать. Его брат Юджин перебрался в свой парижский дом. Старший, Альфонс, скрылся за швейцарской границей. Но Луи продолжал оставаться в Вене. С холодной лихостью Луи шел навстречу судьбе. Как ни странно, деловая жизнь в банке была активнее, чем когда-либо. По-прежнему его секретари усердно трудились в обитом шелком кабинете в Ренгассе. По-прежнему по средам хранитель Венского музея истории искусств завтракал у барона и проводил для него своего рода художественный семинар. По-прежнему по пятницам с утра к барону приходил профессор ботанического сада, нагруженный новыми любопытными экземплярами растений. По-прежнему по воскресеньям директор Анатомического института навещал барона и обсуждал с ним разнообразные диаграммы и книги по биологии. По-прежнему дважды в неделю господин барон катался верхом на верном Липиззанерсе. Жизнь текла своим чередом, но друзья барона в жокейском клубе покачивали головами. Луи Ротшильд, глава Австрийского дома и живое воплощение еврея-капиталиста, вызывал особую ненависть фюрера. Зачем барону оставаться? Зачем превращать себя в живую мишень? Такое поведение оправдывалось двумя причинами. И обе были династическими. Одна из них была скрыта от общества, знали о ней только сотрудники Луи, а всеобщим достоянием она стала много позже. Другая причина была всем известна и очевидна. Как глава Австрийского дома, Луи находился постоянно в центре внимания. Даже намек на его отъезд мог окончательно вывести из строя финансовую машину Австрии, которая и так работала с перебоями. Глава Дома Ротшильдов (мы уже сталкивались с подобными случаями) – это, прежде всего, принцип, а потом уже человек. Барон славился стремлением к совершенству во всем, для него принцип превратился в догму. Он не стал переезжать ближе к границе. По требованию Гитлера канцлер Австрии отправился в Берхтесгаден, и в то же время Луи уехал из Вены, чтобы покататься на лыжах в Австрийских Альпах. Тем не менее, когда 1 марта 1938 года к нему в Китцбюхель прибыл курьер Французского дома Ротшильдов с предупреждением об опасности, Луи отложил лыжные прогулки и возвратился в Вену. Он не собирался бежать в Цюрих. В четверг 10 марта барон получил из Швейцарии телеграфом последнее предупреждение. На следующее утро немецкие отряды устремились через границу. Государственный корабль неминуемо шел ко дну, и никакие принципы не могли спасти положение. В субботу около полудня Луи и его камердинер Эдвард прибыли в аэропорт Вены, они собирались вылететь в Италию. Предлогом явилась необходимость посетить команду игроков в поло, принадлежавшую барону. На контроле, уже в двух шагах от самолета, проверяющий офицер СС узнал барона и конфисковал его паспорт. «Тогда, – вспоминал камердинер, – мы пошли домой и стали ждать». Ожидание было недолгим. Вечером перед дворцом Ротшильдов, как и перед сотнями других еврейских домов, появились два человека со свастикой на нарукавных повязках. Дворецкий не мог допустить такого нарушения этикета, каким являлся арест. Сначала он должен выяснить, дома ли господин барон. Спустя пару минут дворецкий вернулся и заявил визитерам, что господин барон отсутствует. Ошеломленные таким приемом вояки пробормотали что-то невнятное и скрылись в ночи. Но в воскресенье они вернулись вновь, на этот раз в сопровождении шестерых головорезов в стальных касках и с пистолетами, чтобы дать достойный отпор проискам высшего общества. Господин барон пригласил старшего пройти в кабинет и сообщил ему, что после обеда он готов последовать за ним. Пришедшие смутились, посовещались и вынесли вердикт: пусть ест. Барон ел в последний раз среди блеска и роскоши. В окружении конвойных, поигрывающих пистолетами, стоявших неподалеку от стола. Лакеи с поклоном внесли блюда с едой, и комната заполнилась ароматом соусов. Барон неторопливо закончил трапезу; после фруктов, как всегда, ополоснул пальцы в специальной чашке; вытер руки салфеткой из дамасского полотна; с наслаждением выкурил обязательную послеобеденную сигарету; принял сердечное лекарство; утвердил меню на следующий день и только после этого кивнул пришедшим и ушел вместе с ними. Поздней ночью стало ясно, что он не вернется. Ранним утром добросовестный камердинер Эдвард упаковал уникальное постельное белье хозяина, его туалетный комплект, внимательно отобрал нижнее белье и верхнюю одежду, несколько книг по истории искусства и ботанике – обычный набор, который барон брал с собой, когда ему приходилось принимать очередное утомительное приглашение на уик-энд. Все было сложено в чемодан из свиной кожи, с которым Эдвард и появился в полицейском управлении. Его прогнали, и он вынужден был уйти под злобный хохот полицейских. Появление камердинера сыграло свою роль. Нацистский следователь был заинтригован, и первый допрос Луи он посвятил тому, чтобы удовлетворить свое легко объяснимое любопытство. – Так, значит, вы – Ротшильд. Ну и сколько у вас денег? Луи ответил, что если собрать весь штат его бухгалтеров и снабдить их последними сведениями о мировом рынке акций и товаров, то им понадобится работать несколько дней, чтобы дать относительно точный ответ. – Хорошо, хорошо. Сколько стоит ваш дворец? Ротшильд удивленно взглянул на любознательного джентльмена и ответил вопросом на вопрос: – А сколько стоит Венский городской собор? Это была точная оценка. – А ты – нахал, – взревел следователь. В какой-то степени он был прав. Охранник отправил барона вниз, в подвал. Луи пришлось таскать мешки с песком. Бок о бок с ним трудились коммунистические лидеры, ставшие его товарищами по несчастью. – Мы неплохо ладили, – вспоминал Луи, – все соглашались с тем, что наш подвал был самым деклассированным подвалом в мире. Происходили и другие необычные события. Управляющий Ротшильда в Швейцарии начал получать письма странного содержания. Их авторами были дамы – три самые известные шлюхи Центральной Европы, тесно связанные с нацистской полицией Вены. Дамы предлагали себя в качестве посредников при обсуждении выкупа. Ротшильды издавна славились как искусные дипломаты, они могли вести переговоры с кем угодно – и пришли бы к соглашению даже с такими необычными партнерами, если бы судьба не распорядилась по-другому. В конце апреля в Берлине, наконец, обратили внимание на то, какая птица сидит у них в клетке. Барона избавили и от коммунистов, и от мешков с песком и поместили в особой камере в венской штаб-квартире гестапо, рядом с находящимся в заключении австрийским канцлером. Можно сказать, что Луи получил повышение. Из простой полицейской тюрьмы он попал в наисекретнейший застенок рейха, где его охраняли 24 молодца, обутые в сапоги и перепоясанные кожаными ремнями. Барон называл их «мои гренадеры» и не давал им спуску. На время заточения он превратился в зануду профессора, обучая своих неотесанных стражей геологии и ботанике. Вскоре в Швейцарии появился новый эмиссар, преемник знаменитых дамочек. Его звали Отто Вебер, и он представлялся как «партнер» доктора Гритзбача, личного советника Германа Геринга. Стало ясно, кто теперь заказывал музыку. Постепенно стали вырисовываться контуры условий соглашения. Господин барон сможет получить свободу, если маршал Геринг получит 200 000 долларов в качестве компенсации за свои хлопоты, а немецкий рейх станет собственником всех остальных активов Австрийского дома. Больше всего немцев интересовал чешский Витковиц, где располагались самые крупные в Центральной Европе разработки железной руды и угля. Новости были нерадостными. За барона требовали самый высокий выкуп за всю мировую историю. Переговоры со стороны Ротшильдов вели в Цюрихе и Париже Юджин и Альфонс, и у них была припасена козырная карта. Оказывается, все обстояло чудесно: Витковиц, принадлежащий австрийцу Ротшильду, каким-то волшебным образом превратился в английскую собственность. В довоенном 1938 году это означало, что он был недоступен для когтей Геринга. Именно этим были заняты в офисе Луи в 1936-м и 1937 годах. Все было сделано до того, как стало слишком поздно. Вокруг этого преобразования была сосредоточена вся деятельность барона. Ему помогал осторожный, опытный банковский клерк, старик Леонард Кисинг. Вместе им удалось перевести под защиту государственного флага Соединенного Королевства около двадцати одного миллиона долларов. Финансовая операция, похожая на сюжет шпионского романа, была проведена в лучших традициях семейства Ротшильд. Как же Луи Ротшильду удалось этого добиться? Он прекрасно понимал, что невозможно перевести такие огромные предприятия, как Витковиц, из собственности одного государства в собственность другого, пока не достигнуто согласие на самом высоком правительственном уровне. Поэтому Ротшильд начал с того, что еще в 1936 году очень осторожно убедил премьер-министра Чехословакии в необходимости передачи Витковица. Ведь, если разработки останутся под австрийским контролем, это поставит под угрозу безопасность самой Чехословакии в том случае, если Вена подпадет под власть Германии. Одновременно и в глубокой тайне австрийскому канцлеру намекнули, что чешское правительство, известное антиавстрийскими и антинемецкими настроениями, может пойти на национализацию Витковица, если он останется в собственности Австрии. Таким образом, и Вена и Прага, по совершенно разным причинам, согласились на предложение Ротшильда. Затем последовало юридическое и финансовое оформление передачи собственности, выполненное с редким мастерством. Эксперты с успехом использовали тот факт, что Ротшильды были не единственными акционерами Витковица, хотя и владели большей частью акционерного капитала. Собственниками оставшейся, меньшей части было большое австро-еврейское семейство фон Гутманн, стоявшее на грани разорения. Для оплаты долгов Гутманны вынуждены были продать свою долю акций. При этом необходимо было полностью пересмотреть существующую корпоративную структуру Витковица и создать новую, единую структуру. Под прикрытием этой реорганизации многомиллионное предприятие как бы невзначай поменяло страну-собственника. Вся эта «ловкость рук» была бы совершенно бесполезной, если бы не были приняты дополнительные предосторожности. Если бы Луи передал акционерный капитал, принадлежавший Ротшильдам, непосредственно английской холдинговой компании, то в случае войны с Германией такая собственность подпадала под действие Акта о торговле с государствами, находящимися в состоянии войны с Великобританией, поскольку на сделке явно прослеживался германский след. Луи предвидел эту опасность уже в мирные 30-е годы, поэтому и провел многоступенчатую сделку. Сначала капитал был переведен в Швейцарию и Голландию, которые должны были в случае войны либо сохранить нейтралитет, либо стать союзниками Великобритании. И уже после этого была проведена окончательная сделка. Витковиц стал филиалом компании «Альянс Иншуранс», одной из крупнейших лондонских компаний, находящейся в юрисдикции Великобритании и под защитой правительства его величества. Но самое любопытное заключается в том, что большая часть капиталов этой компании принадлежала тем самым Ротшильдам, которые продали Витковиц. Наполеон и Бисмарк безуспешно воевали против Семейства. Геринг был не самым крупным, но достаточно серьезным противником клана. Однако и он не добился успеха. Рейхсмаршал вынужден был отступить. Но остановила его не еврейская хитрость, а его собственный соратник-ариец. На сцену вышел Генрих Гиммлер. В начале 1939 года был арестован Отто Вебер, представлявший интересы Геринга. Очевидно, нацисты улаживали междоусобный конфликт, возникший на почве дележа богатств Ротшильдов. Берлин сменил команду, занимавшуюся переговорами. Теперь все вопросы, связанные с выкупом, решались скорее Гиммлером, а не Герингом. Семейство Ротшильд продолжало настаивать на своих условиях, несмотря на смену команды противника. Все активы Ротшильдов в Австрии семейство было готово обменять на безопасность барона Луи. Контроль над Витковицем передается Германии только после освобождения барона, при этом Ротшильды получают от Германии три миллиона фунтов в качестве компенсации. Берлин негодовал. Берлин угрожал. Фактически немецкие отряды уже заняли Витковиц – Чехословакия была захвачена. Но немецкие адвокаты прекрасно понимали, что британский флаг и международное право все еще стояли между ними и правом юридической собственности на вожделенный Витковиц. Нацистские газеты не скупились на статьи, разоблачающие Ротшильдов, которых называли не иначе как бичом человечества, а тем временем в ход был пущен новый метод работы с заключенным. Однажды в камере Луи появился высокопоставленный визитер. Дверь отворилась, и вошел Генрих Гиммлер. Он пожелал господину барону доброго утра; он предложил господину барону дорогую сигарету; он спросил, нет ли у господина барона каких-либо пожеланий или жалоб; затем перешел к делу. Раз уж один великий человек навестил другого великого человека, то почему бы им не уладить существующие между ними пустяковые разногласия? Однако страстный курильщик господин барон на этот раз не заинтересовался сигарами. Он был холоден и краток. Когда господин Гиммлер наконец откланялся, позиция Ротшильда в отношении прав на Витковиц не изменилась ни на йоту. Затем на крошечную камеру барона пролился золотой дождь. Через час после отъезда Гиммлера «гренадеры» барона внесли сначала тяжелые помпезные часы времен Людовика XIV, а затем огромную вазу времен Людовика XV; тюремную койку накрыли оранжевым бархатным покрывалом, а поверх него разложили разноцветные подушки. И наконец, появился радиоприемник на подставке, покрытой чем-то вроде шелковой юбки. Так Гиммлер пытался создать в камере Ротшильда домашнюю обстановку. И его инициатива принесла результаты. Барон уже много недель стоически переносил уродство окружающих его вещей, но теперь выдержка его покинула. – Камера напоминала краковский бордель! – вспоминал он через много лет. И это был один из немногих случаев, когда барон позволил себе высказаться так резко. По настоянию заключенного охранники вынесли всю эту «несравненную красоту». Исключение было сделано только для радиоприемника, который барон собственноручно лишил крикливого одеяния. Весьма возможно, это фиаско заставило эсэсовцев отказаться от дальнейших попыток смягчить барона. Прошло несколько дней. Около одиннадцати вечера Луи Ротшильду объявили, что его условия приняты и он может уехать. – Сейчас уже слишком поздно, – заявил барон, приведя своих тюремщиков в полное замешательство, – никто из моих друзей не сможет меня встретить, а слуги уже давно спят. Барон сказал, что уйдет утром. Впервые в истории гестапо кто-то из получивших свободу заключенных просил предоставить ему ночлег в камере. Руководство тюрьмы решило проконсультироваться с Берлином по междугородней связи. Свою последнюю ночь в тюрьме барон провел в качестве гостя. Несколько дней спустя он приземлился в Швейцарии. А через два месяца, в июле 1939 года, рейх обязался приобрести Витковиц за 2 900 000 фунтов стерлингов. Но почти сразу вспыхнула война, и эта сделка так никогда не была доведена до конца. Формально Витковиц и в наши дни является английской собственностью. После прихода к власти чешских коммунистов Витковиц был национализирован. Однако в 1953 году Лондон подписал торговое соглашение с Прагой. Один из пунктов гарантировал возвращение конфискованной собственности британских подданных, в том числе и Витковица. Прага выполнила соглашение. Вслед за этим через парламент прошел закон, который давал возможность английскому корпоративному агенту (например, компании «Альянс Иншуранс») от имени не имеющих британского гражданства собственников (таких, как бывший австриец, а ныне гражданин США Ротшильд) получить причитающуюся им компенсацию. В результате этих мероприятий семейство Ротшильд, по-прежнему одно из богатейших в мире, получило от коммунистического правительства Чехословакии реституционные выплаты в размере одного миллиона фунтов. После войны Луи жил как и полагается сказочному принцу после того, как он убил дракона. Он обосновался в Америке. Венский барон стал заправским богачом-янки (он больше не позволял себе кататься в подземке), сначала блестящим холостяком, а потом немолодым, но счастливым мужем. В 1946-м он женился на графине Хильде фон Аусперг, одной из наиболее привлекательных представительниц австрийской аристократии. Супружеская пара посетила Австрию в голодные годы, вскоре после краха нацистской Германии. Весть о возвращении барона мгновенно разнеслась по Вене. Вокруг гостиницы, где он остановился, собралась толпа народа. Венцы просили хлеба – и Ротшильд его им дал. Щедрым жестом Луи передал австрийскому правительству всю свою собственность на территории Австрии. При этом правительство должно было выполнить условие, поставленное Ротшильдом, которое заключалось в создании пенсионного фонда. Был издан специальный закон, согласно которому активы Луи Ротшильда поступали в управление мощного, специально созданного государственного пенсионного фонда. Таким образом барон обеспечил каждого из своих бывших служащих и слуг постоянным доходом, а также теми же пенсионными льготами, гарантиями и привилегиями, которыми пользуются ушедшие в отставку государственные служащие Австрии. Затем барон возвратился на свою обширную ферму в Восточном Барнарде, штат Вермонт. Горы Новой Англии напоминали ему Альпы, а саркастический характер жителей Вермонта вполне соответствовал его собственному. Барона навещали профессора изящных искусств и ботаники из Дартмута. Из своего имения в Лонг-Айленде приезжал его брат, барон Юджин, доживший до 60-х годов и даже женившийся на звезде английской сцены Джин Стюарт. Баронесса Хильда не только вырастила прекрасный сад на землях барона, ей удалось создать для него счастливый и теплый домашний очаг. Барон никогда не думал, что он полюбит спокойную семейную жизнь. Но он ее полюбил. Ротшильды устраивали танцы под открытым небом, и барон отплясывал на площадке перед сараем с тем же самым холодным изяществом, с которым когда-то скользил в вальсе по паркетам Вены. Он ушел из жизни на восьмом десятке, так, как и подобает великому властителю: он плавал в заливе Монтего под прекрасным синим карибским небом. Династия встает под ружье Вторая мировая война оказала сильное воздействие на Ротшильдов и в Англии, и во Франции. Когда в 1940 году немецкие танки ворвались в Париж, французские Ротшильды оказались в опасности. Старшим, Эдуарду, Роберту и Морису (внукам основателя французской династии, Джеймса), удалось бежать. Их странствия, сопряженные с множеством треволнений, закончились в Соединенных Штатах или Англии. Известный пройдоха Морис показал себя прекрасным бизнесменом. Бежав в Англию, вывез с собой сумку с драгоценностями на сумму примерно миллион долларов. Большую часть из них он продал, а затем в течение нескольких лет постоянно контролировал по телефону своего брокера, который размещал полученные от продажи средства. Когда Морис после войны вернулся во Францию, оказалось, что его сумка превратилась в целое состояние, внушительное даже по стандартам Ротшильдов. Старшие члены клана видели лучшую сторону войны, если у войны вообще бывает лучшая сторона. Молодые, помогавшие старикам ковать благосостояние семьи, видели ее страшное лицо, как, впрочем, и солдаты по всему миру. Сыновья Роберта, Эли и Ален, были среди защитников линии Мажино, и оба попали в немецкий плен. К ним не применяли никаких специальных мер воздействия, что было связано, возможно, с исходом дела Луи в качестве заложника. Осенью, когда пала Франция, сын Эдуарда, Ги, попал в дюнкерскую ловушку. Ему удалось бежать, и в 1941 году он добрался до Нью-Йорка. Когда начали формироваться вооруженные силы свободной Франции, Ги отправился в Англию. По пути, при пересечении Атлантики, его корабль был торпедирован. Ги выплыл. Ему пришлось пробыть в воде около трех часов, после чего его подобрал британский торпедоносец. Ги выполнил множество конфиденциальных поручений де Голля (и с тех пор поддерживал с генералом тесные связи); Ги участвовал в двухмесячной обороне линии фронта после дня D и закончил войну в качестве адъютанта военного губернатора Парижа. Не менее яркими, но более характерными для Семейства были военные приключения другого Ротшильда. – Мы умеем управлять положением дел, – говаривал барон Филипп Мутон Ротшильд. – В течение всей нашей жизни мы управляем событиями и используем нетрадиционный подход – прорыв! – вечная головная боль для военных бюрократов. (Филипп был правнуком того самого Натаниэля, который перебрался из Англии во Францию. Таким образом, его потомки были англичанами в соответствии с генеалогическим деревом, но французами по гражданству.) Филипп точно описал свой образ жизни. В 1940 году он лечился после серьезной травмы, которую получил, катаясь на лыжах. В Париж вошли немцы. Филипп бежал в Марокко, но был арестован правительством Виши, которое действовало по указке Германской комиссии по перемирию. В тюрьме Филипп продолжал управлять положением дел: он организовал школы изучения языка и гимнастические секции; среди товарищей по заключению, которых ему удалось подчинить, был также Пьер Мендес Франс. Филиппа вернули во Францию и освободили из заключения, тогда он бежал в Испанию с контрабандистами. Вместе они совершили сорокадвухчасовой пеший переход через Пиренеи, во время которого барон Ротшильд предложил своим спутникам внести ряд усовершенствований в технику безопасной работы контрабандистов. Достойно справившись с трудностями перехода, уже в Испании он помог бежать нескольким заключенным; проник в Португалию, а оттуда пароходом в Англию. Там он присоединился к де Голлю. В Лондоне его разместили в Клубе офицеров свободной Франции, который находился в доме 107 на Пикадилли, в особняке его двоюродной бабушки Ханны. Здесь ему был знаком каждый уголок – и он немедленно приступил к полной реорганизации размещения офицеров. При этом Филипп не потрудился поставить в известность французскую военную администрацию, что, конечно, не могло не вызвать нареканий. Во время дня D Филипп занимался унылой тыловой работой. Организаторское искусство барона Филиппа привлекло внимание англичан, и в первые месяцы после вторжения его назначили ответственным за работу с гражданским населением на территории вокруг Гавра. Филипп награжден Военным крестом и орденом Почетного легиона. Среди английских Ротшильдов двое к началу войны были в призывном возрасте. Это Эдмунд (внук сентиментального Лео) и лорд Виктор (внук Натти). Каждый из них унаследовал изрядную долю семейного своеволия. Эдмунд, майор артиллерийских войск, участвовал в итальянской и североафриканской кампаниях. В 60-х годах он возглавлял Английский банк. Его поведение в армии было характерно для всех Ротшильдов, оказавшихся на военной службе. – Эдди был одним из наших лучших офицеров, – рассказывал один из его фронтовых приятелей. – Но чему он так никогда и не научился, так это ходить по инстанциям. Кто бы из наших однополчан ни попадал в беду, скажем, у человека умерла мать и срочно нужно оформить увольнение, срочно понадобились деньги, никто уже не обращался за содействием по официальным каналам. Нет, все шли прямо к Эдди. Все, даже те, кто служил в других подразделениях, прекрасно знали, что он достанет из кармана ротшильдовскую чековую книжку или схватится за телефонную трубку. Чтобы выручить старого товарища, он мог спокойно позвонить в Букингемский дворец. «Эдди, – говорил я ему, – вы не должны так поступать. Этот парень – просто наглец. Нужно написать бумагу по его делу и направить в вышестоящие инстанции с вашей рекомендацией». «Ну и что эти ваши инстанции будут делать с моей бумагой?» – спрашивал он. В тот момент, когда Эдди делал что-нибудь в гражданской сфере, он просто не понимал, что кто-нибудь может являться вышестоящей инстанцией по отношению к нему. – На командном уровне они показали себя превосходно, – говорил другой свидетель военной жизни членов Семейства. – Но, оказавшись ниже этого уровня, они могут создавать неприятности. Вы же понимаете, они рождены и воспитаны как фельдмаршалы, и им очень трудно быть простыми майорами. Мы избежали бы кучи неприятностей, если бы Ротшильдам присваивали высокое воинское звание автоматически. Однажды это племя упрямых фельдмаршалов столкнулось с упрямством, не уступающим их собственному. События разворачивались в великолепном дворце Роберта на авеню Мариньи, 23, в Париже. В наши дни там живет его старший сын Ален. В отличие от всех остальных дворцов, принадлежащих Семейству за Се-ной, этому удалось простоять всю войну фактически неповрежденным. Геринг всегда разрешал своим молодцам чувствовать себя свободно в особняках Ротшильдов, а во дворце Роберта он разместил ставку командующего военно-воздушными силами во Франции. Удивительно, но после этих незваных гостей дворец остался почти в том же состоянии, в каком они его нашли. Сам Геринг, который никогда не отказывал себе в удовольствии присвоить принадлежавшие Ротшильдам ценности, часто посещал дом 23 на авеню Мариньи, но ничего там не тронул. Дворец не пострадал и во время перестрелок, сопровождавших освобождение. Неприятности начались позже. Во дворце поселили молодого английского подполковника, а он привез с собой лабораторию, которая оказалась опаснее Геринга. Англичанин начал проводить опыты с высокоопасными взрывчатыми веществами, и все это совсем рядом с бесценными картинами и редкой мебелью. Барон Роберт еще не возвратился. Его беспомощные служащие с трепетом наблюдали вспышки и слушали гудение аппаратуры. Выселить подполковника было очень трудно. Это был не какой-нибудь праздный бездельник, а один из наиболее квалифицированных экспериментаторов Британской империи. За свою методику обезвреживания бомб он удостоился одной из самых почетных наград Британии, медали Георга, американской Бронзовой звезды и американского ордена «За заслуги». Но служащих барона Роберта пугало не столько это, сколько тот факт, что этим подполковником был не кто иной, как лорд Виктор Ротшильд. Чиновники, занимавшиеся размещением союзников в Париже, решили, что неплохо было бы устроить подполковника в доме его кузена. Но они не могли предвидеть, с каким рвением тот примется за работу, и совершенно не учли упорства, с которым члены Семейства преследуют свои цели. Потребовались объединенные усилия британского высшего командования и подразделения памятников, искусств и архивов американской армии, чтобы переместить трудолюбивого лорда в более подходящее помещение. Дворец в подарок Пребывание лорда Ротшильда на авеню Мариньи стало заключительным актом пьесы, разыгравшейся в художественном мире во время войны. После падения Франции Ротшильды, подобно многим евреям, вынуждены были бежать, бросив все свое имущество. Самым ценным достоянием бежавших семей были обширные художественные коллекции, стоимость которых оценивалась в миллионы долларов. Как можно было их защитить от нацистских грабителей? Ротшильды позаботились о защите своих сокровищ задолго до Второй мировой войны, с типичной для них прозорливостью. Еще в 1873 году, после падения Парижской коммуны, барон Альфонс решил, что его огромная художественная коллекция нуждается в специальных мерах по охране. Для каждого предмета живописи, скульптуры или портновского искусства были изготовлены обитые материей, легкие портативные контейнеры. Для каждого нового приобретения тут же изготавливали подходящий контейнер, поэтому во время Первой мировой войны и волнений, спровоцированных Народным фронтом в 1930-х годах, коллекции частных музеев Ротшильдов просто незаметно исчезали на время кризиса. Но это было только начало, что-то вроде пробных испытаний на прочность. Когда немецкие танки вошли в Париж летом 1940 года, жадный враг начал систематически выискивать ценнейшие холсты и скульптуры, принадлежавшие Ротшильдам. Иногда нацистов удавалось одурачить. Множество картин было перевезено в посольства Испании, Аргентины и других стран, где они тщательно охранялись во время оккупации. Несколько самых ценных полотен простояли всю войну в секретной комнате во дворце на авеню Мариньи. Служащие, знавшие об этом тайном хранилище, не проронили ни слова, и немцы так и не получили никакой информации. Геринг часто проходил мимо книжного шкафа, отделявшего его от портретов, за которыми его агенты гонялись по всей Франции, и даже не подозревал, что вожделенные картины находятся буквально под рукой. Но большинство сокровищ Ротшильдов спасти не удалось. Все предосторожности оказались тщетными. Например, обширная коллекция ценных работ была передана музею Лувра и таким образом получила защиту в качестве национальной собственности Франции. Бесполезная уловка. Предметы искусства, принадлежавшие Семейству, были настолько хорошо известны, а фюрер так любил искусство, что он выпустил специальный указ, относящийся к национализированным предметам искусства, ранее принадлежавшим Ротшильдам. В одном из документов, позже захваченном союзниками, главнокомандующий войсками нацистской Германии Кейтель следующим образом инструктировал нацистское военное правительство на территории оккупированной Франции: «В дополнение к приказу фюрера о розыске… на оккупированных территориях ценностей, представляющих интерес для Германии (и охране вышеозначенных ценностей при посредстве гестапо), решено: Все соглашения о передаче частной собственности Французскому государству или подобные акты, заключенные после 1 сентября 1939 года, признаются не соответствующими законодательству и недействительными (…например, имущество, находящееся во дворце Ротшильдов). Передача права собственности, основанная на вышеупомянутых актах на вышеозначенные ценности, подлежащие розыску, конфискации и транспортированию в Германию, считается недействительной». Рейхсляйтер Розенберг получил от фюрера, лично руководившего конфискациями, ясные и четкие инструкции. Розенберг был обязан и получал право отбирать, переправлять в Германию и охранять культурные ценности. Решение об их дальнейшей судьбе принимал сам Гитлер. Главный мародер Гитлера, Альфред Розенберг прекрасно справлялся со своими обязанностями. Барон Эдуард спрятал большую часть своей коллекции на конном заводе в Харас-де-Мотри в Нормандии. Барон Роберт устроил тайник в замке Лаверзин около Шантильи, в Марманде, на юго-западе Франции. Розенберг обнаружил оба тайника, так же как множество других. Скоро целые железнодорожные составы, заполненные бесценными предметами искусства из коллекций Ротшильдов, двигались в Германию. После освобождения Франции все загородные замки и городские дома Ротшильдов, за исключением дворца на авеню Мариньи, оказались совершенно свободными даже от следов каких-нибудь произведений искусства. Процесс восстановления коллекций начался немедленно после изгнания нацистов и продолжался в течение долгих лет. Это была захватывающая детективная история. Новым Шерлоком Холмсом стал Джеймс Дж. Рори-мер, тогда офицер подразделения искусств 7-й армии США, ставший впоследствии директором музея Метрополитен в Нью-Йорке. Он прибыл в Париж сразу после освобождения и немедленно опросил множество людей, которые могли что-то знать о местонахождении исчезнувших произведений искусства. Из толпы якобы посвященных, каждый из которых утверждал, что именно у него есть ключ к разгадке и только он знает, где спрятан бесценный Гойя, Роример выбрал девушку по имени Роз Валланд. Роз была историком искусств и в этом качестве помогла нацистам классифицировать их добычу. Но она была также участником французского Сопротивления и поэтому собирала всю доступную ей информацию о перемещении предметов искусства. Именно она сообщила Роримеру, что все сведения о художественных ценностях и, скорее всего, часть самих этих ценностей находятся в замке Нейшвастейн, около Фюссена, в Баварии. Когда через девять месяцев пала Бавария, Роример, не медля ни минуты, отправился на джипе прямо в замок. Нейшвастейн был построен Людвигом Баварским (Безумным) в псевдоготическом стиле. Подобно зловещему фантому он возвышался на вершине скалы, создавая живописный фон для продолжения истории. Рори-мер пересек два внутренних двора, связанных запутанными переходами, и поднялся по винтовой лестнице, идеально подходившей для нападения заговорщиков в масках. Наконец он добрался до нужной ему комнаты. Именно здесь был центр, где была собрана вся информации о награбленных Гитлером сокровищах. Методичные немцы действовали в полном соответствии со своей прекрасной репутацией. Комната была заполнена аккуратно расставленными ящиками с картотеками и регистрационными папками. Нацисты тщательно хранили и использовали каталоги каждого из 203 реквизированных частных собраний. Роримеру, одному из крупнейших экспертов в области искусствознания, потребовался целый день для того, чтобы приблизительно оценить ценность находки. Он обнаружил 8000 негативов и около 22 000 индивидуальных каталожных карточек на конфискованные предметы искусства. Фамилия Ротшильд упоминалась чаще, чем какая-либо другая. Им принадлежало примерно 4000 произведений. В той же самой комнате было сделано и другое важное открытие. Роример достал из угольной печи обгорелые остатки нацистской униформы, в которой обнаружил наполовину испорченный документ с подписью Гитлера и несколько резиновых штампов. Эти обугленные штампы и оказались ключом, который позволил раскрыть тайну самого крупного организованного ограбления. На штампах Роример обнаружил шифры, указывающие местоположение всех остальных тайных хранилищ. Маленькая комната в альпийском замке хранила ключ к бесчисленным и бесценным сокровищам. Чтобы никто не посмел проникнуть в это хранилище за время его отсутствия, Роример запечатал дверь печатью Ротшильдов. Надпись на ней гласила: «Semper Fidelis», что по-латыни означает «ВСЕГДА ВЕРЕН». Затем началось систематическое обследование замка. На кухне, за печью, Роример обнаружил полотно Рубенса «Три грации» из собрания Мориса Ротшильда и несколько других шедевров. Но не все сокровища Семейства были спрятаны так тщательно. В одном из залов замка рядами стояли вывезенные из домов Ротшильдов каминные экраны, представлявшие собой уникальные образцы искусства гобелена. Другой зал был до потолка забит мебелью Ротшильдов, относившейся к эпохам Людовика XV и Людовика XVI, сложенной на специальных стеллажах. Тут же в замке хранились шкатулки с ювелирными украшениями эпохи Ренессанса из коллекций Ротшильдов и собрание табакерок XVIII века, принадлежащее Морису Ротшильду. Другие сокровища были скрыты в монастырях, замках и даже шахтах. В картезианском монастыре были обнаружены гобелены, ковры и текстиль, большая часть которых принадлежала Ротшильдам. Эти ценнейшие образцы были свалены просто на полу Буксхеймской часовни. В соляной шахте около Альт-Аузее, в Австрии, было обнаружено огромное количество скульптур, картин и несколько библиотек, хранившихся там по приказу фюрера. Часть этих сокровищ также принадлежала Ротшильдам. Разумеется, некоторые из тайников были перемещены непосредственно перед крахом нацистской Германии. Поиски ряда произведений превращались в длительные, трудные и подчас опасные мероприятия. Но, вообще говоря, большая часть коллекций Семейства была обнаружена достаточно быстро, и со всех концов Германии во Францию стекались произведения великих мастеров. В Париже был организован специальный центр со своим координационным комитетом, где служащие Ротшильдов идентифицировали возвращенные работы. Дворецкие Ротшильдов неделями занимались выяснением того, из какого дома вывезена конкретная работа: этот Ватто принадлежал барону Луи, а Пикассо – барону Эли и чей же это Тьеполо, барона Филиппа или барона Алена? На этой эстетической ноте и завершилось участие Ротшильдов во Второй мировой войне. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|