|
||||
|
ГЛАВА 23. ЗАКАТ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ «Испанский сапог»: возникновение инквизиции Последний оплот ислама в Европе, Гранада, сдалась 2 января 1492 года после восьмимесячной осады. Именно здесь впоследствии развернула свои знамена зловещая инквизиция. Термин «инквизиция» произошел от латинского слова inquisitio, означающего «исследование», и был весьма распространен в правовой сфере, означая выяснение обстоятельств дела путем допросов, порою с применением силы. Но со временем это слово перекочевало в церковный словарь, и под этим термином стали понимать духовные суды над теми, кого обвиняли в антихристианских ересях. В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили порядок розыска еретиков, методику разбирательства, обязав светские власти исполнять вынесенные епископами приговоры. В 1215 году Папа Иннокентий III на четвертом Латеранском соборе впервые заговорил об инквизиции как об учреждении. Испанская инквизиция возникла в XIII веке, но в конце XV она словно обрела «второе дыхание». Преследование «подозрительных» христиан началось при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, но вряд ли религиозный фанатизм можно назвать единственной причиной подобных процессов. Скорее всего, главной причиной преследований инакомыслящих было желание упрочить национальное единство и увеличить государственные доходы за счет конфискации имущества осужденных. Главой реформированной инквизиции стал духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1480 году в Севилье был учрежден первый трибунал, а к концу года по результатам многочисленных процессов казнили уже 298 еретиков. В 1484-м Торквемада провел в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и был выработан кодекс, регулировавший процесс дознания. В 1492 году Торквемада добился разрешения на изгнание из Испании всех евреев. Великий инквизитор умер в 1498-м, в период его правления с 1481 по 1498 год было сожжено на костре около 8800 человек, 90 тысяч подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям, а 6500 скрылись от казни посредством бегства, внезапной смерти или самоубийства. В 1502 году маврам, несмотря на обещание свободы совести (по условиям капитуляционного договора 1492 года), было предписано или креститься, или покинуть Испанию. Мечети были перестроены в христианские храмы. Часть мусульман покинула полуостров, но большинство крестилось, после чего их стали называть мориски. Однако, крестившись, многие продолжали исповедовать веру своих отцов, но уже втайне. Филипп II (1527 – 1598), яростный борец со всякими ересями, решил положить конец такому двуличию. В 1568 он издал указ о морисках, где потребовал множество регламентаций их быта. В частности, в указе было оглашено требование, чтобы женщины морисков не закрывали лицо на улице, чтобы мориски умели разговаривать на испанском (все мориски в течение трех лет были обязаны выучить испанский язык) и так далее. Возмущенные мориски подняли восстание. Бунт длился около двух лет, но в итоге был жестоко подавлен Филиппом путем массовых казней. После чего он приказал выслать всех морисков из страны. Мориски, занимавшиеся в основном товарным производством и торговлей и державшие основную часть этих отраслей на юге Испании, были частично переселены во внутренние районы страны, частично высланы. Пытка водой. Факсимиле гравюры по дереву Дж. Дамудэра (1556) Томас Торквемада Империя Великих Моголов: распад Индия была разбита на множество мелких государств и ждала человека, который сможет объединить ее. Им стал Захиреддин Мухаммед Бабур (14 февраля 1483 – 26 декабря 1530), происходивший из рода Тимуридов. Впрочем, «моголы» – название европейское, бабуриды этого термина не употребляли, имея к монголам уже весьма малое отношение. Бабур считал себя турком, гордился этим, монгольского совершенно не знал, а записи вел на тюркском (джагатайском) языке. Титулом у бабуридов также был не могол, а падишах, заимствованный ими у персов и принятый Бабуром в 1506 году вместо прежнего «султан». Но сын Бабура, Гумаюн, получив в наследство от отца империю от Ганга до Амударьи, не смог сохранить ее, и больше четверти века здесь правила афганская династия Шир Шаха, хотя и сохраняя номинального падишаха. Поэтому многие историки считают подлинным основателем империи сына Гумаюна Акбара (14 октября 1542 – 1605). Акбар стал правителем в возрасте 14 лет, после смерти отца. Через четыре года он изгнал регента Байрам-хана, подавил объявшую страну смуту и приступил к объединению страны, пытаясь урезонить непокорных правителей северной Индии. Также стал Акбар осуществлять и внутренние реформы, снижая налоги и развивая культуру и науку. Акбар интересовался духовностью, при его дворце жили христианские миссионеры, с которыми он проводил время за долгими богословскими беседами. Акбар разрешил исповедовать любые религии и уничтожил налог на «немусульман». Но сам он выбрал так называемую «дин-и-илахи» («Божественную веру»), разработав ее вместе с ближайшим сподвижником, визирем Абу-аль-Фазилем, и называя себя ее Пророком и основателем новой церкви. Его вера представляла собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. В 1580 году крупные феодалы, недовольные религиозными реформами, подняли мятеж, и последние годы Акбар провел во дворце, окруженный недоброжелателями и интригами, исходящими в основном от его сына и наследника Селима. Когда отец умер, тот принял титул Джахангира (завоеватель мира), но, в отличие от отца, не проигравшего ни одного сражения, Селим все свое правление (1605 – 1627) провел в усмирении восстававших сыновей и оргиях. Османы отвоевали у него Кандагар. Сын Селима, Джахан, восстававший в свое время против отца, но прощенный им, начал свое правление с умерщвления всех родственников – это не помешало ему остаться в летописях справедливым монархом, успешным завоевателем и строителем. Он покорил Декан, умелой экономической политикой обогатил страну, и роскошь его дворцов, по описаниям европейцев, не знала предела. Восседал он на троне, сделанном в виде павлина из драгоценных камней и стоившего шесть с половиной миллионов фунтов стерлингов. Сам он, несмотря на окружавшую его роскошь, вел весьма скромную и аскетичную жизнь. Он прославился еще и тем, что построил легендарный Тадж Махал, усыпальницу для своей любимой жены, и еще ряд шедевров зодчества, строительство которых, по некоторым источникам, весьма разорительно сказалось на бюджете страны. Когда вспыхнуло народное недовольство, его сверг собственный сын, Аурангзеб (1618 – 1707), и заточил в сокровищнице дворца, где Джахан, проведя восемь лет в заточении, в 1666 году умер. Во времена правления Аурангзеба империя выросла до наибольших размеров за всю историю существования. Но он запомнился современникам тем, что отменил веротерпимость, снова ввел джизью, осквернил многие индуистские святилища, а популярный в Индии суфизм преследовал как ересь. Это привело страну на грань развала: в Декане вождь племени маратхов Сиваджи (1627 – 1680), индуист, провозгласил себя царем, и взять столицу маратхов смог только сын Сиваджи – Сибхаджи в 1701 году. В 1677 году от империи Моголов отложились раджпуты, а в 1680-м к ним присоединился и мятежный сын Аурангзеба – Акбар со своим отрядом. Маратхи, после жестокой партизанской войны, в 1705 году вернули себе царство, а Аурангзеб, истощивший свои богатства в войнах, вскоре умер. Его потомки так и не смогли вывести страну из смуты: они были лишь марионетками, которых сажали на трон и убивали при неповиновении сначала министр Зульфикар Хан, а потом и вовсе два авантюриста, братья Саиды (Гуссейн и Абдалла), прозванные «делателями царей». В 1720 году начался окончательный распад империи. Ее грабили и раздирали на части маратхи, персы, афганцы... В 1761 – 1765 годах империя Моголов перестала существовать. Египетские ночи После окончания Реконкисты христианские лидеры Пиренейского полуострова стали пристально смотреть на противоположный берег Гибралтара – в страны Магриба. Близость их и богатство, а к тому же и выигранная Реконкиста разжигали аппетит. Атаки испанских и португальских мореплавателей на мусульманские владения становились все чаще и все масштабнее. Уже на рубеже XV – XVI веков христиане захватили целый ряд опорных пунктов в Африке. В конце XV века португальцы фактически контролировали все западное африканское побережье, и вскоре они начинают активную работорговлю. Вслед за ними в Африку устремляются практически все основные европейские державы: Англия, Голландия, Франция... Мелкие арабские государства попали в зависимость от христиан. Постепенно они будут лишены многих основных источников дохода и возможности развиваться. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|