|
||||
|
ГЛАВА 14. ПОТЕРЯННЫЙ КОРАН Средние Аббасиды: утраченное влияние В 929 году Абд аль-Рахман III в Андалузии провозгласил себя халифом и тем самым окончательно разорвал последние, пускай и формальные, связи с Багдадом. Вероятно, это было скорее предупреждение Фатимидам, правящим в Ифрикипе, нежели Аббасидам, которым было важно уже просто сохранить свою власть, а не принимать военные меры для поддержания целостности халифата. На следующий год Аббасидов ждало еще одно унижение: карамиты, ранее уже поднимавшие восстание шиитского толка в Йемене, осадили Мекку и похитили святыню – Черный Камень Каабы. (Карамиты – экстремистская ветвь исмаилитов, разновидности шиитского ислама, создавшие собственное государство на Бахрейне и на протяжении долгого периода грабившие караваны с паломниками, направляющимися в Мекку.) Сама Мекка была разрушена, а тысячи ее жителей убиты. Источник Замзам карамиты забросали мертвыми телами. Черный Камень они, разломав на две части, увезли в свою столицу Аль-Ахсу, доказывая этим святотатством, что Аллах на их стороне. Только спустя двадцать лет за большой выкуп камень был возвращен в Мекку по настоянию фатимидского правителя аль-Мансура (прав. 946 – 953). Завоевания Фатимидов. Подавление мятежа берберов Аль-Каим, второй правитель из рода Фатимидов, умер в 946 году. За 12 лет своего нахождения у власти он отличался не раз: предпринял экспедицию по завоеванию Египта (правда, безуспешную, как и две предыдущие), усилил флот и провел серию рейдов на побережье Франции и Италии, разграбив Геную. В отличие от первых мусульманских завоеваний, все эти действия не приносили прибыли, а, наоборот, требовали из казны все больше и больше средств, а значит, способствовали увеличению налогового бремени. К тому же многих не устраивали и исмаилитские воззрения правителей. В результате этих двух факторов в 944 году началось очередное восстание берберов под руководством прославившегося своим аскетизмом хариджита из Тахерта Абу Иезида. Восстание быстро разрасталось, аль-Каим держал осаду в своей крепости Махдия на протяжении 10 месяцев, вплоть до осени 945 года, пока повстанцы не отошли к Кайруану. В 946 году аль-Каим скончался, и трон принял его 31-летний сын аль-Мансур, который сумел нанести тяжелое поражение восставшим, довольно сильно потрепавшим к этому времени авторитет Фатимидов в Северной Африке. Значительную помощь в подавлении мятежа оказало ему берберское племя санхаджа, уже выступавшее на стороне Фатимидов при снятии осады Махдии. Абу Иезид бежал, но его преследовали, и через год его тело было с триумфом доставлено ко двору аль-Мансура. Власть Фатимидов была восстановлена и даже упрочилась. Аль-Мансур смог покинуть морскую крепость Махдии, много лет служившую Фатимидам личной резиденцией, и в 947 году начал строительство комплекса зданий для своего двора под Кайруаном. Владычество Бундов Пока в Северной Африке боролись с берберами, в Багдад пришли армии Бундов. Бунды происходили из горной области Дейлем, расположенной на юго-западном берегу Каспийского моря. Этот район населяли племена иранского происхождения, славившиеся своим воинским упорством и жестокостью; выходцы из них служили в наемных мусульманских армиях по всему халифату и считались очень хорошими солдатами. Проживало их достаточно и в Багдаде. Арабы так и не смогли до конца покорить этот народ. Первым распространителем ислама среди них был шиитский имам Хасан ибн Зайд, который в 864 году основал в Дейлеме небольшое зайдитское государство со столицей в Шалусе. В первое десятилетие X века, по утерянным за века причинам, начался исход дейлемитов из родных мест. И тогда их вожди стали захватывать области соседнего Ирана. Весьма быстро выделились своей храбростью и влиянием три мощных воина, три брата: Али, Хасан и Ахмад Бунды. Трое братьев выдавали себя за шиитов, но вряд ли признавали какого-нибудь другого Бога кроме собственного меча. Братья происходили из семьи бедного земледельца, занимавшегося позже рыбной ловлей и заготовкой древесины. Когда эти профессии окончательно перестали приносить хоть какую-нибудь прибыль, то Буид-старший, Абу-Шуджа, поступил наемником в армию табаристанского эмира Макана, взяв с собой и сыновей. Там братья близко сошлись с двумя братьями-гилянцами – Мардавиджем и Вушмагиром, сыновьями Зийара. Когда Макан был убит, то место эмира занял Мардавидж. Уже в 932 году он возглавлял крупное и влиятельное государство, включающее в себя, кроме Гургана, Табаристана и Дейлема, еще и Джибал до Хамадана, Хульван и Исфахан. Его полководцы предпринимали постоянные набеги на Хузистан. Бунды быстро сделали карьеру и стали полководцами и наместниками Зийаридов в Ширазе. Собственные их завоевания начались с Исфахана, который Али отнял у халифа аль-Кахира. Мардавидж не одобрил этот поступок, и Бунды приступили к созданию собственного государства. В 934 году им покорился Шираз, а после смерти в 935-м Мардавиджа Хасан отнял у его брата Вушмагира Джибал – от Исфахана до Казвина. В 943 году в государстве Бундов, благодаря Хасану, оказался Рей, благодаря Али – весь Фарс, а благодаря завоеваниям Ахмада – Кирман и Хузистан. 11 декабря 945 года Ахмад вступил в Багдад, который был сдан без всякого сопротивления. Вряд ли Аббасиды были когда-нибудь настолько слабы. Халиф аль-Мустакфи попытался скрыться, но был арестован и добровольно передал всю полноту власти в стране Ахмаду, наградив его титулом Амир аль-Умара («главнокомандующий»). Али и Хасану были «дарованы» соответственно титулы Имад ад-Даула («Оплот Страны») и Рукн ад-Даула («Опора Страны»). Уже через год Ахмад без стеснения демонстрирует свою власть, приказывая ослепить халифа аль-Мустакфи, и тем самым делает его по законам ислама недееспособным, что ведет к смещению покоренного и искалеченного правителя. Трон халифа занимает аль-Мутин, Ахмад получает титул Муизз ад-Даула («Укрепитель Государства»), а своих братьев возводит в ранг эмиров. Последующие сто десять лет Аббасиды находились под опекой буидских эмиров, носивших титул Эмир аль-Умара. Все это создало в Халифате весьма необычную ситуацию. Считаясь шиитами, Бунды способствовали укреплению шиизма в стране, но одновременно не пытались изменить институт халифов-суннитов. Бунды не только отдавали приказы от имени аббасидского халифа, но отныне наряду с именем халифа в пятничных общественных молитвах стали произносить и имя эмира. Бунды стали чеканить свои имена и на монетах. Пока они удерживались у власти, произошло упрочение позиций шиизма, и, как следствие, получили развитие шиитские теология и право. После смерти трех братьев Бундов их наследники практически раскололи халифат на мелкие уделы, но единство власти было спасено эмиром Адуд ад-Даула, третьим и самым выдающимся представителем династии, который в 976 году, разгромив всех соперников, принял полноту власти. Но после его смерти в 983 году владения Бундов все-таки были разделены между многочисленными местными династиями персидского и курдского происхождения, и уже в 1029 году восточная часть Багдадского халифата была покорена Газнавидами, а оставшаяся – Сельджукидами. В 1055 году Сельджуки заняли Багдад, и их власть была закреплена халифом. Битва при Симанкасе В 939 году христиане берут реванш за кровавое сражение в 920-м у Вальдехункеры (тогда Абд аль-Рахман III нанес поражение соединенным силам Астурийско-Леонского и Памплоно-Наваррского христианских королевств. Вожди разбитых христиан были посажены на кол, а все пленные – проданы в рабство). В жестокой битве при Симанкасе Абд аль-Рахман III терпит сокрушительное поражение и, потеряв в ходе битвы даже свой Коран, клянется больше не воевать. А начинался поход халифа Абд аль-Рахмана III весьма бодро и даже получил название «Кампания всемогущества». Во главе мощной армии халиф вышел из Толедо, решив разобраться с королем Леоном Рамиро II, и встал лагерем на равнине около Симанкаса. Леонские войска, гораздо меньшие по численности, провели внезапную атаку, и мусульмане скоро в панике начали отступать, смешав строй и давя друг друга. Халиф, не потеряв присутствия духа, сумел организовать отступление, прошел вдоль Дуэро до Осмы, оттуда повернул к Атиенсе, но снова был атакован около Альбендиего. В этот раз потери мусульманской армии были еще больше, а конница и вовсе была заперта христианами в котловине и уничтожена. Абд аль-Рахман III бежал в Гвадалахару, а уже оттуда вернулся в Кордову. Была ли произнесена клятва или нет, но с тех пор он лично не руководил походами против христианских королевств. Некоторые историки считают, что именно второе и окончательное сражение привело к освобождению района Альхандеги, который был занят Рамиро II через два месяца после битвы. Но, несмотря на потерянный Коран, кордовский халиф Абд аль-Рахман III остался в памяти потомков как блистательный правитель. В 912 году он унаследовал страну, фактически лишенную центральной власти, раздираемую местными князьками на части, когда правящее семейство находилось на грани исчезновения. Он вернул большую часть провинций, и при нем мусульманская Испания стала великой державой, культуре и экономическому развитию которой завидовали как единоверцы, так и христиане. Кордова во времена его правления превратилась в роскошный город, с двумя десятками пригородов, 70 библиотеками, множеством книжных лавок, ученых кружков, 900 общественными банями. Главная библиотека Кордовы считалась крупнейшей в мире, в ней было собрано 400 000 книг. Улицы в Кордове были вымощены, а в темное время суток даже освещались. По роскоши Кордова успешно соперничала с Багдадом. Проведя реформы в армии, Абд аль-Рахман сделал свое войско самым сильным и дисциплинированным в Европе. Оно комплектовалось из арабов, берберов и «сакалиба» – невольников и вольноотпущенников, принявших ислам, в основном славян. Славян, не имевших родственных связей, опасались даже многие знатные арабы, и такая армия была идеальным лекарством, исцелившим страну от внутренних беспорядков. В X веке только в Кордове насчитывалось около 14 тысяч славян-мусульман. Их влияние постепенно росло, и после распада Кордовского халифата в XI веке «сакалиба» даже создали несколько мелких правящих династий. Абд аль-Рахман не только вернул все отпавшие земли мусульманской Испании, но и значительно расширил ее за счет территорий басков и западной части Магриба (Марокко). Историки дали ему прозвище ан-Насир («Победитель»). Абд аль-Рахман III умер в возрасте 72 лет, в 961 году, проведя на посту правителя Испании 49 лет. Фатимиды: завоевание Египта Покорив в Северной Африке Аглабидов, Идрисидов и Рустамидов, Фатимиды предприняли не меньше трех безуспешных попыток (в 914, 921 и 935 годах) продвинуться и в Египет. Но в 958 году четвертый, крупнейший фатимидский халиф аль-Муизз основательно укрепил свою власть над Ифрикией и Марокко, отправив туда Джаухара Сицилийца – бывшего греческого раба, купленного на Сицилии, который построил там сильную армию, состоящую в основном из берберов-санхаджа. Разгромив остатки сопротивления на территории бывших Рустамидов, Джаухар двинулся дальше на запад и завоевал отпавший Фес, бывшую столицу Идрисидов. Таким образом, Фатимиды приобрели ресурс для броска на запад. Они надеялись, что это окончательно уничтожит Аббасидов и «справедливость» в отношении «истинных» халифов будет восстановлена. С 935 года Египтом правила династия Ихшидидов, состоящая в союзе с Аббасидами, но после смерти в 968 году фактического правителя страны Кафура в стране воцарилась анархия. Аббасиды, бывшие под Бундами, не могли прийти им на помощь, а в довершение в Египте начался сильный голод. В итоге в 969 году Джаухар вошел в Египет, и страна сдалась почти без сопротивления, включая капитуляцию столицы Фустат. Тут же были отменены все знаки признания аббасидского халифа: сменена чеканка монет, на пятничных богослужениях стало упоминаться имя аль-Муизза, постепенно стали внедряться шиитские ритуалы. В честь этой победы Джаухар начал возведение рядом с Фустатом нового города – Каира (аль-Кахира, что значит «Победоносный»), который и стал столицей фатимидской державы в 973 году. Вскоре аль-Муизз переселился в новую столицу, и государство Фатимидов протянулось от Марокко до Сирии. Египет под Фатимидами достиг максимального процветания, а толерантность режима (кроме правления аль-Хакима в 996 – 1021 годах) позволила развиваться культуре и наукам. В 973 году аль-Хаким II, омейядский халиф Кордовы, выбил Фатимидов из Марокко, тем самым заставив их целиком сосредоточиться на Египте. Положение в Италии Продолжались мусульманские набеги и в Италии. Причем зачастую они совершались при поддержке союзников-христиан. Лишь в 915 году папа Иоанн X сумел изгнать мусульман из крепости на реке Гарильяно, откуда они уже около 30 лет угрожали окрестностям Рима. В 972 году арабы из крепости Фраксинетум (Ла Гард-Френе, на юге Франции) дошли до перевала Большой Сен-Бернар в Альпах (граница современных Италии и Швейцарии), взяли в плен аббата-настоятеля монастыря Клюни, который был отпущен позже за большой выкуп. 11 лет граф Прованский и его союзники из Северной Италии не могли ничего поделать с обосновавшимися здесь мусульманами. Впоследствии Клюни стал самым значительным центром идеологического противостояния исламу. Здесь был осуществлен первый перевод Корана на латинский язык и написано множество комментариев к нему, доказывающих «дьявольскую» сущность этой мировой религии. Махмуд Газнави В 998 году правителем государства в Газне (включавшего в то время земли в Афганистане и Северной Персии) стал Йамин ад-Даула Махмуд, известный более как Махмуд Газнави. Ему было около 27 лет, и он правил следующие 32 года, оставшись в истории как один из величайших мусульманских правителей. Он пришел к власти, отстранив от трона своего старшего брата Исмаила, которого их отец Сабуктегин, основатель династии Газнавидов, назначил своим преемником. Газна, подобно многим провинциям, хотя и номинально подчинялась аббасидскому халифату [халиф аль-Кадир (прав. 991 – 1031) даже присвоил Махмуду титул Иамин ад-Даула («Правая рука страны»)], была полностью автономна. Махмуд, фанатичный суннит, сразу же занялся борьбой с отступниками и неверными. Арабы вошли в Индию еще в 711 году, и Махмуд мечтал обратить эту страну, сделать то, что не удалось поколениям его предшественников. С 1001 по 1026 год он совершил 17 походов в Индию. Первым походом стало наступление в ноябре 1001 года на Пенджаб, во время которого была разгромлена армия Джайпала около Пешавара. Сам Джайпал, не вынеся позора, бросился в погребальный костер и сгорел там заживо. Махмуд разрушил индуистские храмы и привез домой массу трофеев и огромное количество рабов. Но наиболее известной его кампанией стал поход в январе 1026 года на местечко Сомнатх (Сумната) на полуострове Катхиявар (ныне часть индийского штата Гуджарат), где находился легендарный и чрезвычайно богатый храм Шивы. Более десяти индийских государств объединили свои усилия по защите храма, и объединенная индийская армия отрезала Махмуда от его основной базы в Газни. Битва была страшная, долгая и жестокая, но Махмуд выиграл ее, даже находясь в весьма невыгодных для себя условиях. В сражении погибло около 50 тысяч индийцев. Махмуд разрушил изображения Шивы и других богов, а осколки статуй захоронил под порогом Соборной мечети в Газне. Отвоевав в 999 году земли к югу от Амударьи у Саманидов, он создал прочную базу для дальнейшего продвижения на запад. В 1029 году он вытеснил Бундов к западу от Центральной Персии, распространив свою власть над Реем и Хамаданом. К моменту смерти Махмуда страна включала в себя Пенджаб, долину реки Инд в Индии, Афганистан и Восточную Персию (впрочем, весьма скоро турки-сельджуки начали свое движение через Хорасан, и сын Махмуда, Масуд, не смог удержать персидские владения). Махмуд, помимо воинской, стяжал себе еще славу покровителя искусств, собирая при своем дворе знаменитых людей со всей державы. Именно в Газне жили персидский поэт Фирдоуси (ок. 934 – 1020), величайший мусульманский ученый аль-Бируни (973 – 1048) и арабский историк аль-Утби (умер в 1036 году). Именно перу аль-Бируни принадлежит первый труд по тригонометрии; создав эту ветвь математической науки, он также сделал ряд важных открытий в области геологии: провел измерения широты и долготы земного шара и пришел к выводу о вращении Земли вокруг своей оси. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|