• «Толедская ночь»
  • Воцарение аль-Амина
  • Восстание Бабака
  • Ложный халиф
  • Удельные династии. Тахир, наместник Хорасана
  • «Кордовские мученики»
  • Смерть аль-Мамуна. Дальнейшее раздробление халифата
  • ГЛАВА 13. ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА

    «Толедская ночь»

    В конце VIII или начале IX века (даты тут называются историками самые разные – это и 797, 803, 807, 806 и 812 годы) произошло первое крупное восстание жителей Толедо, во время которого был убит вали города Юсуф-бен-Амрюк, прославившийся своей жестокостью. Толедо, бывшая вестготская столица Испании, долгое время была источником различных проблем для Кордовского халифата. Жители Толедо никак не могли смириться с тем, что их город больше не столица, и вынашивали многочисленные планы против властителей Андалузии.

    Эмир аль-Хакам I отправил в Толедо своего сына, или, как считают некоторые историки, наместника из числа перешедших в ислам вестготских аристократов. Впрочем, еще одна версия говорит о том, что по его собственной просьбе в город был послан отец убитого, Амрюк-аль-Льериди, и она, пожалуй, наиболее точно отражает события.

    Приехавший не стал наказывать толедцев за бунт и стал править ими практически с отеческой нежностью. Через некоторое время в Толедо прибыл отряд во главе с наследником эмира, будущим Абдеррахманом II, следовавший в Сарагосу. Отряд был размещен во дворце Галиана, над рекой Тахо. В честь прибывшего принца Амрюк устроил роскошный пир, на который были приглашены представители знатных толедских семей (числом, по разным данным, от 400 до 1500, в том числе и арабы).

    Гостей впускали поодиночке, проводили во внутренний двор замка и обезглавливали. Тела бросали в заранее приготовленную глубокую яму, вырытую посередине двора.

    – Сын мой, теперь можешь упокоиться с миром, ибо ты отомщен! – сказал якобы Амрюк, выставляя головы убитых на зубцах своей крепости.

    Абдеррахман, шокированный таким массовым и вероломным убийством и недовольный тем, что послужил своеобразной приманкой, ничего предпринимать не стал и проследовал дальше в Сарагосу.

    Жители Толедо и сегодня могут показать место, где происходило это событие: дворец находился в квартале, называемом Монтичель, и сейчас на этом месте проходит бульвар Святого Христофора.

    Выражение «Толедская ночь» стала в Испании пословицей, означающей внезапное очень плохое событие, вероломство и предательство.

    Понятно, что жители Толедо надолго утратили не только бунтарские настроения, но и тех лидеров, которые могли бы поддерживать город на уровне «второй столицы».

    Воцарение аль-Амина

    В соответствии с волей халифа Харуна аль-Рашида, его сын аль-Амин, матерью которого была кузина Харуна Зубайда, был провозглашен его преемником в Багдаде в 809 году, но его другой сын, аль-Мамун, наместник Хорасана с 808 года, не хотел с этим мириться.

    Противостояние между братьями достигло максимума в 811 году, когда аль-Мамун, во главе хорасанской армии, двинулся на Багдад. Аль-Амин выслал ему навстречу 50-тысячную армию, но она была разбита около Рея (город в Персии, недалеко от Тегерана). Вслед за этим Багдад был подвергнут осаде, которой руководил Тахир ибн Хусейн, начавшейся в сентябре 812 года и длившейся почти год. Современники вспоминали это время с ужасом, говоря, что это была самая жестокая осада в истории ислама. Под стенами Багдада бились даже не единоверцы, а – братья. Городу были нанесены множественные разрушения, а 37-летний халиф аль-Амин был убит. Аль-Амин, никак не успевший себя проявить, фигурирует в истории как последний халиф из династии Аббасидов, рожденный арабкой, и, судя по намекам историков, наделенный ею гомосексуальными наклонностями. Именно благодаря ему, как утверждают легенды, пошла мода одевать красивых девушек в одежду мальчиков-пажей, которая прижилась на всей территории халифата в домах богатых людей. Впрочем, начал одевал девушек пажами отнюдь не аль-Амин, а его мать, Зубайда, пытавшаяся таким образом отучить сына от пагубной привычки. Говорят, ей это вполне удалось.

    Аль-Мамун остался в истории как великий покровитель искусств и наук, не посрамивший в этом своего отца, но как весьма слабый политик. Именно в правление аль-Мамуна в халифате начинает широко использоваться индийская цифровая система, позже получившая название арабской.

    В 830 или 832 году аль-Мамун основал в Багдаде Дом мудрости (Байт аль-хикма), который являлся прообразом университета и который стал местом концентрации научных и духовных идей, а также собранием выдающихся ученых со всех концов халифата (вскоре началось критическое осмысление наук и знаний других цивилизаций, и мусульмане погрузились в напряженные дискуссии). В Доме мудрости расположились богатая библиотека, академия, переводческое отделение (манускрипты для переводов выписывались изо всех концов халифата и даже из Византии) и множество астрономических обсерваторий. Трудившиеся в нем ученые христиане и мусульмане из различных частей государства получали жалованье.

    Свою резиденцию аль-Мамун оставил в столице Хорасана Мерве, перебравшись в Багдад лишь в 819 году. В этот период продолжались восстания различных, в том числе и шиитских групп в Мекке, Медине и самом Ираке, а в халифате царил полный хаос.

    Несмотря на протесты ортодоксального суннитского духовенства, аль-Мамут принимает на себя титул шиитского имама. Это можно объяснить благодарностью шиитов, которые во многом поддержали его поход на брата. Также аль-Мамун издает распоряжение, чтобы шариатские судьи и ученые клирики исходили из того, что Коран сотворен, то есть приспособлен к конкретному времени и конкретному месту, а не представляет собой вечное и не подлежащее изменениям послание Аллаха. Своим визирем он делает аль-Фатха ибн Сахла, перса и зороастрийца. Из-за подобных нововведений вспыхивают мятежи в Куфе и Басре, а хариджиты поднимают восстание в Хорасане. Аль-Мамун в ответ вводит михну, некое подобие европейской инквизиции, когда все богословы были обязаны пройти испытание (именно так, кстати, и переводится слово «михна» – испытание). Многие видные исламские богословы оказываются в заключении, а наиболее известной жертвой михны становится известный теолог-традиционалист Ахмад ибн Ханбал, основатель ханбалитской школы права, который отстаивал предвечность Корана, за что был подвергнут бичеванию и заключению в тюрьму. Впервые в истории ислама имело место притеснение, причем с официального благословения, на теологической почве.

    Гонения на традиционалистов продолжались еще пятнадцать лет, а отменил мутазилитское учение как официальную доктрину государства только в 848 году халиф аль-Мутаваккиль.

    Восстание Бабака

    В 816 году, на фоне полного политического и религиозного хаоса, снова подняли голову аль-Муканны, чье выступление было подавлено в Хорасане более тридцати лет назад. Многие из них обосновались в Азербайджане, где нашли себе многочисленных сторонников и последователей. Возглавил восстание перс по имени Бабак (или Бабек), принадлежащий к секте хуррамитов. Хуррамиты традиционно принимали участие во многих восстаниях, направленных против центральной власти, и впервые были упомянуты как участники восстания Абу Муслима (747 – 750). Их верования представляли собой причудливую смесь из идей маздакизма (некоей ветви зороастризма) с христианскими и исламскими элементами. Хуррамиты верили в борьбу двух начал – Света и Мрака, считая, что существующие общественные порядки есть порождение темного, дьявольского начала. Также они признавали непрерывное воплощение божества – через Адама, Авраама, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда, вплоть до лидеров своей секты.

    Арабские летописи вспоминают их как сторонников, с одной стороны, кровосмесительных браков, а с другой, как приверженцев общности жен и отсутствия института семьи. Жили хуррамиты, по утверждению средневековых арабских историков, весьма весело, проводя время в попойках, плясках и пении под веселую музыку. Абу-Музаффар Исфараини, в частности, пишет о восставших: «Бабекиты обоего пола собираются в одну из ночей года на той горе для совершения всяких порочных дел, с музыкой и вином. Затем гасят светильники, и идет каждый из них с одной из женщин, которая достается ему по жребию».

    Также, по воспоминаниям современников, бабекиты отвергали любые моральные ограничения, накладываемые различными религиями, безжалостно терроризировали местное население, расправляясь с мужчинами и уводя в плен женщин и детей. Вслед за восставшими в Гургоне, на северо-востоке Ирана, в 778 – 779 годах «краснознаменными», – использовавшими как в своих одеждах, так и на знаменах красный цвет – цвет крови, Бабек начал применять эту же символику.

    Опорные лагеря бабекитов находились в недоступных высокогорных массивах на севере Персии, что позволяло им более двадцати лет успешно сопротивляться правительственным армиям. Впоследствии восстание распространилось по большей части Азербайджана, Армении и в северных областях Персии. Окончательно покончено с бабекитами было лишь в правление халифа аль-Мутасима, в 838 году.

    Стоит сказать, что последователи хуррамитов дожили и до нашего времени, они проживают в небольших селениях в основном в горных районах на стыке Ирака, Ирана и Турции. Как жертвам «мусульманских гонений» им покровительствовала царская Россия, давая земли в Армении и Грузии, где они также проживают и сегодня.

    Ложный халиф

    В 817 – 819 годах активизировалось и движение шиитов, причем в самом центре халифата, где они заняли города Мекку, Медину, Васит и Басру. Понятно, что дело тут не только в охватившем халифат хаосе, но и в общем недовольстве населения правлением Аббасидов.

    Халиф аль-Мамун, назначивший своим преемником Али аль-Риду, «восьмого имама» персов, пригласил его переехать в Мерв из Медины, приказал присягать имаму Али и начал чеканить монету с его именем (и даже поменял на флаге официальный черный цвет Аббасидов на зеленый – Алидов).

    Затем аль-Мамун отправился в Мерв, а в Багдаде вспыхнули беспорядки. Причем главный министр Фадль ибн Сахль, происходивший из персидской семьи, держал халифа в неведении относительно происходящих там событий. Через несколько месяцев у кого-то из придворных возникла идея провозгласить халифом дядю аль-Мамуна – Ибрахима ибн аль-Махди. Но тот оказался слабой фигурой и смог подчинить себе только Багдад, и всего на два года, пока аль-Мамун не переехал со своим двором из Мерва в столицу халифата в 819 году. Ибрахим не стал сопротивляться аль-Мамуну, а сразу пустился в бега и скрывался до 825 года, когда случайно выдал себя, но был прощен.

    Аль-Мамун простил очень многих мятежников, утверждая, что ему доставляет удовольствие прощать своих подданных.

    Возвратившись в Багдад, он сменил зеленый цвет знамени на прежний, черный: ведь имам Али аль-Рида скончался за год до этого, и многие полагают, что он был отравлен. Аль-Масуди в «Золотых лугах» пишет: «Али Рида ибн Муса умер в Тусе от несварения желудка, съев чересчур много винограда. Говорят, что ягода была отравлена. ...Мамун прочел погребальные молитвы». На месте его захоронения позднее была построена огромная усыпальница, ставшая крупнейшей шиитской святыней Ирана, а сам город был переименован в Мешхед, то есть «место погребения шахида». Есть версия, что к отравлению имама приложил руку сам халиф, поняв, что он может потерять власть. Девятым имамом становится сын аль-Риды аль-Таки аль-Джавад. Но аль-Мамун уже отказался от идеи передачи власти Алидам.

    За шесть месяцев до этого был убит в общественных банях Багдада и Фадль ибн Сахль. Историки расходятся в вопросе, кому стоит приписать это убийство. Одни считают, что это сделали оппоненты халифа, другие же считают, что он был убит тайными агентами аль-Мамуна.

    Удельные династии. Тахир, наместник Хорасана

    В гражданской войне, когда родные братья делили место халифа, прославился перс, стоявший на стороне аль-Мамуна, по имени Тахир ибн Хусейн. Наряду с полководческими талантами «Одноглазый Тахир» был очень умелым рубакой, действуя саблями сразу в двух руках, что вызывало восхищение аль-Мамуна.

    После победы аль-Мамун наградил Тахира наместничеством в Багдаде и Северном Ираке, а в 820 году Тахир был послан в Хорасан управлять всеми провинциями к востоку от Багдада. Ситуация почти зеркально повторяла историю с назначением Харуном аль-Рашидом наместника в Северной Африке Ибрахима ибн Аглаба, который основал там династию Аглабидов. Тахир, став со временем весьма сильным правителем, незадолго до своей смерти в 822 году прекратил поминание аль-Мамуна в пятничных проповедях, что, собственно, было равносильно провозглашению независимости. После его смерти наместником оказался его сын Талха. Сместить его, несмотря на большое желание Багдада, было сложно. Брат Талхи, Абдуллах, был одним из командующих армией халифа, а в 828 году стал и правителем Хорасана.

    Халиф, помня, что в Азербайджане бушует Бабак, мудро решил не связываться с отступником и таким образом позволил возникнуть династии Тахиридов, первой независимой династии на Востоке. Разумеется, представители династии Тахиридов платили дань халифату, а их родственники продолжали служить халифу, занимая государственные посты в Багдаде и Египте. Всего Тахириды правили около пятидесяти лет, пока не были смещены в 873 году основателем династии Саффаридов.

    Подобное «нейтральное» отношение к провинциям, в которых правят удельные семейные династии, но которые исправно платят дань, правители халифата посчитали очень удобным для себя. Центральная власть больше не должна была тратить силы на собирание дани (которая приходила весьма исправно), но, в итоге, подобные самостоятельные династии оказались главным фактором, предопределившим распад халифата.

    Удельные династии уже с середины X века стали настолько автономны, что халифы утратили практически всю свою власть над провинциями. Впрочем, и сами халифы с середины IX века находились под растущим влиянием и контролем тюркской дворцовой охраны. Введение удельных династий было признаком все большего упадка аббасидского правления, но, впрочем, само исламское государство никуда не исчезло, просто стало немного иным, поменялась его структура. Но по-прежнему все династии и правительства на территории халифата исповедовали одну и ту же религию, имели одни и те же традиции и обычаи. Это положение в исламском мире сохранялось очень долго, вплоть до конца XIX века, до введения института национального гражданства.

    «Кордовские мученики»

    В 850 году в Кордове были казнены первые из пятидесяти христиан (по некоторым данным, их было больше), обвиненных в неуважении к исламу и Пророку. В течение ряда лет все христиане и иудеи были сняты с государственных должностей, многие из них подверглись преследованию или были убиты.

    Смерть за веру принимали по разным причинам. По легенде (полностью полагаться на правдивость этих жизнеописаний, конечно же, не стоит) первым и самым знатным из казненных за веру христиан был Исаак. Он происходил из благородного семейства и получил отличное образование на арабском языке, которое дало ему возможность занять одну из самых высоких должностей для немусульманина: он стал секретарем местного самоуправления (кутыб ад-даймам). Он довольно долго занимал этот ответственный пост, как вдруг решил изменить свою жизнь и удалился в монастырь, расположенный в горах. В этом монастыре, называемом Табанос, он провел около трех лет и вернулся в Кордову, причем начал вести себя очень неблагоразумно. В споре с кади (управляющим округом) он заявил, что Пророк обманул арабов, за что горит сейчас в аду! Такое поведение было в те времена столь же рискованным поступком, как и намерение войти в клетку с голодным тигром. Кади хотел убить христианина на месте, но его помощники удержали его, сказав, что Исаак пьян или сошел с ума (но тот утверждал, что сказать такие слова его заставляет «рвение справедливости»), к тому же убить обвиняемого можно только после решения суда. Исаака арестовали, судили и казнили (после обезглавливания тело повесили вверх ногами на берегу реки). Вынося такой суровый приговор, кади специально просил аудиенции у халифа Абд аль-Рахмана II, и тот дал согласие на казнь.

    Лишился головы за свои слова и священник Перфект, который служил в базилике Сан-Акискиус. Как-то после службы он встретился с группой мусульман, которые завели с ним богословский спор. Перфект всячески старался уклониться от разговора, но его собеседники пообещали, что не причинят ему вреда. Слово мужчины тогда было надежным, и священник опрометчиво заявил, что считает Мухаммеда лжепророком, о которых говорил Иисус. Мусульмане сдержали слово и не причинили священнику вреда... пока не встретили его через неделю (когда они были уже свободны от данного слова). Священника схватили, арестовали и засвидетельствовали в суде, что он унизил своими словами Пророка. Сначала Перфект отрицал вину, но, поняв, что судьба его уже решена, повторил свои слова перед судом.

    Абд аль-Рахман II, обеспокоенный подобными случаями, издал указ, в котором было сказано, что любым богохульникам грозит смертная казнь.

    Но новые христиане, потрясенные мученическими смертями Перфекта и Исаака, сами шли на смерть за веру. Так Петр, священник из Эсихи, и каноник Валабонсас из Эльче, которые во время казни Исаака находились в монастыре к западу от Кордовы, вместе с Сабинианом из деревушки Фронианасы, Вистремандом, каноником монастыря Сан-Сойлас, Хабентом, уроженцем Кордовы и каноником монастыря Сан-Кристофер, и Иеремией, родственником Исаака, приехали в Кордову, явились к кади и публично заявили: «Мы говорим, что наши святые братья Исаак и Санктий (молодой солдат, которого казнили за оскорбление Пророка в это же время. – Ред.) были правы. Теперь вы можете проявить жестокость и отмстить за вашего Пророка. Мы верим в Христа, который является нашим Богом».

    Все шестеро были также казнены.

    Но список мучеников за веру (среди которых были и женщины) в Кордове продолжал расти как снежный ком.

    Буквально за неделю до смерти Абд аль-Рахмана II монах Рохелио родом из деревни около Гранады и сирийский паломник из Дамаска вошли в одну из центральных мечетей Кордовы и, к ужасу всех собравшихся мусульман, которые подумали сначала, что это им мерещится, стали в мечети проповедовать Евангелие. Полиция не дала толпе разорвать этих монахов, но после суда они были приговорены к четвертованию за осквернение мечети.

    Только обращение нового халифа Мухаммеда I к христианской верхушке Кордовы (он специально вызвал во дворец церковных иерархов и влиятельных горожан) с просьбой повлиять на единоверцев на время прекратило подобные случаи мученичества. Но примерно через год они возобновились, и до конца IX века в городе было казнено, как уже упоминалось выше, около пятидесяти человек, а «Кордовские мученики» стали еще одним символом, поднятым на знамени борьбы христиан за освобождение Пиренейского полуострова от мусульманского владычества.

    Смерть аль-Мамуна. Дальнейшее раздробление халифата

    Летом 830 года аль-Мамун и его сын Аббас безуспешно попытались атаковать византийцев в Малой Азии, заняв множество городов, которые были вынуждены оставить осенью того же года. Подобные военные акции ежегодно предпринимались и в течение трех последующих лет, но они уже не имели запланированного характера, а были скорее просто набегами (с целью обогащения). В одну из таких кампаний халиф внезапно почувствовал себя плохо и скончался в своем лагере около хребта Тавр в августе 833 года. Ему было 47 лет. Халифат принял его брат аль-Мутасим, правивший до 842 года, причем аль-Мамун сам назначил его своим преемником. Аль-Мутасим, третий сын Харуна, ставший халифом, имел впечатляющее телосложение, прославился исключительной храбростью, но совершенно не интересовался культурой. Впрочем, при сделанном Харуном и аль-Мамуном заделе, культура халифата могла еще долго развиваться самостоятельно, без пристального внимания патрона.

    В 842 году халифом стал сын аль-Мутасима аль-Васик, который поселился в Багдаде и подпал там под влияние клириков. Скончавшись в 847 году, он не оставил никаких распоряжений по поводу наследия престола, и этим воспользовался его младший брат аль-Мутаваккил, отняв трон у сына аль-Васика аль-Мамуна при помощи войска аббасидских тюркских рабов.

    Аль-Мутаваккил прославился тем, что не только прекратил михну, но и отдал приказ об аресте десятого имама Али аль-Хади, которого, арестовав в Медине, доставили в Самарру. Во время его правления были смещены все чиновники, поддерживавшие мутализитизм, и наступила реставрация суннитов. В Кербеле даже была разрушена усыпальница Хусайна, внука Мухаммеда, которая долгое время была объектом паломничества. Аль-Мутаваккил также продолжал ограничивать в правах инородцев, исповедовавших христианство и иудаизм. В декабре 861 года тюркские солдаты убивают Мутаваккила, и начинается десятилетний период анархии. Халифом становится старший из его сыновей аль-Мунтасир, права которого на трон, впрочем, тут же начинает оспаривать его брат аль-Мутазз.

    В этом же году на востоке ремесленник из Афганистана Якуб ибн Лейс, известный под прозвищем аль-Саффар («медник»), изгоняет Тахиридов из Систана и учреждает собственный эмират.

    В следующем, 862 году, умирает аль-Мунтасир, по одной из версий отравленный аль-Мутаззом, но халифом становится не он, а аль-Мустаин, внук аль-Мутасима. Зайдиды поэтому организовывают в Куфе беспорядки, после подавления которых переселяются на территорию сегодняшнего Азербайджана, где Хасан ибн Зайд основывает шиитское государство.

    В январе 866 года тюркские военачальники изгоняют аль-Мустаина, поставив халифом аль-Мутазза.

    В 868 году умирает Али аль-Хади, обстоятельства его смерти не совсем ясны. Его преемником, одиннадцатым имамом, становится его сын Хасан ас-Аскари. В этом же году наместником Египта назначается Ахмад ибн Тулун, впоследствии основавший династию Тулунидов и собственный эмират.

    В Византии, в 867 году, после убийства Михаила III, становится императором Василий, представитель новой династии. Талантливый руководитель, он очень сильно укрепил армию и флот, с помощью чего надолго избавил Византию от набегов мусульман, которым, по правде говоря, уже было не до покорения соседей.

    В 869 году тюркские военачальники смещают аль-Мутазза, заменяя его на аль-Мухтади, сына аль-Васика. Ахмад ибн Тулун входит в Палестину и присоединяет ее к владениям Египетского эмирата.

    Меняются еще несколько халифов, так и не оставивших значимого следа в истории, халифат все больше погружается в раскол, а Аббасиды продолжают терять власть и авторитет с каждым годом...








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке