• Общие сведения
  • Техника
  • Темы
  • Вашактун
  • Бонампак
  • Паленке
  • Мульчик
  • Чичен-Ица
  • Санта-Рита
  • Живопись майя

    Общие сведения

    Живопись с ее богатством цветовой гаммы и возможностью изображать сцены с многочисленными участниками еще более, чем скульптура, позволяет нам увидеть жизнь народа майя и глубже проникнуть в нее. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы в движении: одни - как ленты мультипликаций, другие - как настоящие цветные документальные фильмы.

    Техника

    До сих пор не удалось точно определить, какую технику применяли майя для настенной живописи: фреска ли по слою еще влажной штукатурки или темпера по уже сухой поверхности. Возможно, что использовались оба этих метода.

    При анализе некоторых настенных росписей можно убедиться, что вначале какой-либо светлой краской (в Бонампаке - красной) намечались контуры фигур и основные внутренние линии; затем накладывались различные цвета, каждый на определенном участке; обычно они покрывали внутренние линии, которые затем вновь прочерчивались разведенной черной краской, чтобы подчеркнуть дополнительные детали. Одни части тел закрашивались темнее, другие - светлее, но, видимо, различиями в тональности не стремились получить трехмерный эффект.

    Не заметно также попыток представить перспективу в тех сценах, которые имеют несколько планов. Интерес художника сосредоточен на линии, и действительно рисунок выявляет большое мастерство живописца.

    Краски применялись растительного и минерального происхождения. Цвета охватывают широкую гамму: красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий, фиолетовый, сепия, кофе, помимо белого и черного. Смешивание цветов и их большая или меньшая концентрация давали богатейшую палитру.

    Темы

    К несчастью, очень немногие настенные росписи устояли перед непогодой и неумолимым временем, и только некоторые из них удалось найти и скопировать. Часть росписей пропала уже после их открытия, в последние десятилетия. Вероятно, большинство храмов имели росписи с историческими, религиозными и орнаментальными мотивами. Мы ограничимся кратким обзором наиболее значительных, открытых на следующих памятниках: для классического периода - Вашактун и Бонампак в центральной зоне, Чакмультун и Мульчик в северной; для раннего постклассического - Чичен-Ица и для позднего постклассического - Санта-Рита и Тулум, все в северной зоне.

    Вашактун

    Участок стены с росписью был открыт в одной комнате постройки "В-ХIII", возведенной в раннем классическом периоде, вероятно, в V в. н. э. На ней представлена церемония, видимо, светского характера, в которой участвуют разделенные на два ряда важные лица, из которых одни имеют более высокий ранг, чем другие, о чем можно судить по их убранству и расположению в общей композиции. Очень схематично показано помещение, где разворачивается действие. На этой картине, до настоящего времени самой древней в области майя, уже вполне проявляется умение художника строить композицию сцены, уверенность рисунка и способность придать движение участникам сцены, чтобы подчеркнуть достоверность изображаемого события. Иероглифы, возможно именные, дополняют этот рисованный рассказ.

    Бонампак

    Открытие в Бонампаке в 1946 г. здания с целиком расписанными внутренними стенами (от уровня скамей до вершины свода) дало наилучшее представление о том, каким было живописное искусство майя в классическом периоде. Три помещения этого здания, вероятно, были расписаны в конце VIII в. н. э. Относительно хорошее состояние росписей позволило их скопировать и детально проанализировать.

    Картины Бонампака помимо их бесценного художественного значения очень важны с исторической точки зрения, так как они изображают какой-то момент, критический для цивилизации майя. Было предложено несколько интерпретаций содержания картин:

    встреча между владетелями Бонампака и какого-то соперничающего центра;

    набег, осуществленный людьми Бонампака на соседнее поселение для захвата пленников и их ритуального принесения в жертву;

    подавление крестьянского восстания.

    Мы полагаем, что первые два варианта могут быть отброшены по следующим соображениям:

    враги, убитые, раненые или пленные, не имеют оружия и богатых одежд, то есть это не господа;

    пленников пытают перед тем, как умертвить, что противоречит всему, что мы знаем об уважительном отношении, оказывавшемся пленникам перед принесением их в жертву;

    рейд с целью захвата людей, предназначенных для принесения в жертву, не должен был иметь особого значения и вряд ли заслуживал того, чтобы его запечатлели для истории.

    В противоположность этому третья альтернатива нам представляется вероятной или по крайней мере оправданной самим содержанием росписей: враги властителей Бонампака легко побеждаемы, они простые люди, и, прежде чем их убить, их наказывают пытками, вырывая ногти, согласно тому что можно рассмотреть. По времени росписи были сделаны в конце позднего классического периода, то есть как раз незадолго до того, как неожиданно закатилась цивилизация майя в центральной зоне, прекратилась культурная деятельность и физически исчезло жречество. Кроме того, если предположить, как Э. Томпсон и некоторые другие исследователи, что крестьянские мятежи действительно положили конец этой цивилизации, то совершенно очевидно, что первые попытки освобождения могли быть неудачными и правящий класс решил увековечить расправу над восставшими низами для устрашения всех недовольных.

    По тематике эти картины расположены в следующей последовательности:

    В восточной комнате под покровительством божеств, расположенных в верхней части свода, халач-виник, члены его семьи и его три батаба сначала готовятся, а затем присутствуют в сопровождении самых высокопоставленных лиц двора Бонампака на процессии музыкантов и танцоров; на средней полосе - торговцы или слуги подносят им изделия из нефрита и шкуры ягуаров; другая полоса содержит иероглифическую надпись, которая должна дополнять изображенное повествование.

    В центральной комнате боги частично заменены человеческими фигурами, одетыми в балахоны (есть предположение, что это могли быть художники), которые стоят среди пленников и животных; почти вся поверхность занята изображением битвы, суда, пыток и смерти пленников.

    Божества опять занимают всю верхнюю часть свода, в то время как халач-виник, его семья, батабы и остальные высокопоставленные лица наблюдают за танцем, исполняемым на ступенях платформы, в благодарность богам за счастливое завершение социального конфликта*

    * (Есть и иные интерпретации сюжетов, запечатленных на фресках Бонампака. - См. об этом: Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л., 1971, с. 210-214)

    Очевиден исторический характер события, отраженного в росписях стен в Бонампаке. Стиль росписей реалистичен и динамичен. Он с подлинной естественностью передает ту драматическую напряженность, которую испытывают все участники изображенных событий - и господа, и крестьяне, каждый в той роли, которую ему суждено было сыграть.

    Паленке

    В нескольких зданиях Паленке были открыты следы настенных росписей, большей частью в очень плохом состоянии. В так называемом здании "Е" фасад был расписан от основания до уровня притолок. Опознаны 75 декоративных мотивов геометрического характера из общего предполагаемого числа около 150, определенного по оставшимся следам. Удалось установить, что в северо-западном внутреннем углу той же постройки существовала ныне целиком разрушенная роспись, включавшая человеческую фигуру. Северный вход сохраняет часть того, что образовывало внутреннее обрамление; боковые мотивы могли изображать символическую полосу воды или тело змеи в сопровождении рыб.

    В здании "С" современный художник Вильягра на основе немногочисленных опознаваемых элементов предположительно восстановил сцену приношения, сходную со сценой на панели "Дворца" и "Панели Рабов". В северной галерее он скопировал рисованную иероглифическую надпись, нанесенную на полосу, образовывавшую угольник, к несчастью очень разрушенную. Фрагмент возможной календарной надписи был найден также на последнем этаже башни.

    Несмотря на то что этот памятник района Пуук находится более чем в 300 км от Петена, он сохраняет росписи, родственные тематически и стилистически росписям Вашактуна, от которого его хронологически отделяют два века. Ясно, что традиция исторической живописи имела широкое распространение в классическом периоде, как в центральной, так и в северной зоне.

    В некоторых комнатах зданий Чакмультуна, построенных в позднеклассический период, были расписаны внутренние стены и своды. Там было изображено несколько разделенных на секции сцен, по-видимому, светского характера. В них участвуют многочисленные персонажи, изображенные на фоне силуэтов архитектурных построек (платформа, лестница, храм или жилище с пальмовой кровлей). За исключением головных уборов, достаточно разнообразных, на персонажах мало одежды; у них есть оружие, зонтики и другие предметы. Одни стоят неподвижно, другие идут, поднимаются на ступени, несут оружие, отдают распоряжения. Одноплановая композиция хорошо организована.

    Рисунок с 'Панели Рабов' в Паленке

    Очевидно сходство с живописью майя классического периода. Однако движения здесь подчеркнуты несколько наивно, а стиль достаточно провинциален, что, впрочем, естественно, если учесть место этого памятника в тех политических рамках, к которым он относился. И тем не менее эти росписи являются хорошим образцом классического живописного искусства в северной зоне.

    Мульчик

    В то время как живопись Чакмультуна достаточно близка к живописи Вашактуна, росписи Мульчика, небольшого памятника района Пуук недалеко от Ушмаля, напоминают, хотя и отдаленно, росписи Бонампака, которые были более или менее им современны.

    Темы достаточно похожи, так как они главным образом повествуют о сражении и приношении в жертву пленников. Однако некоторые отличия заставляют думать, что военный конфликт здесь мог иметь иные причины, чем в Бонампаке. В схватке участвуют только простые люди, почти обнаженные, без каких-либо атрибутов, которые могли бы обозначать их высокое социальное происхождение. Бой между двумя группами людей происходит без применения какого-либо другого оружия, кроме больших круглых камней. Убитые лежат на земле; рядом изображены повешенные. Над сражающимися виден какой-то человек, выкрашенный в черное и держащий нож. По обе стороны от этой сцены находятся несколько персонажей в больших и богатых головных уборах, отделанных перьями (как в Ушмале), с маской, изо рта которой выходит змея, и с многочисленными украшениями и лентами на руках и ногах.

    Неизвестно, каковы были отношения между этими важными господами и сражающимися простыми людьми, но в сцене на противоположной стене изображены два палача, раскрашенные в черное, вооруженные большими ножами и готовящиеся умертвить двух человек высокого ранга, лежащих на полу.

    В качестве гипотезы можно предположить, что историческое событие, которое хотели увековечить, было не крестьянским восстанием против местных правителей, как в Бонампаке, а выступлением батабов Мульчика против правителей Ушмаля, более крупного центра, от которого зависел Мульчик. В бою не участвовали господа обоих поселений, но вожди неудавшегося восстания были принесены в жертву.

    Перед нами опять картина, запечатлевшая, видимо, важный исторический момент. Использованные здесь художественные средства значительно скромнее, чем в Бонампаке. Тем не менее создателям этой композиции удалось передать весь драматизм событий.

    Чичен-Ица

    Переход от классического периода к постклассическому означал для Юкатана замену майяского правящего класса иноземными правителями, которые были носителями тольтекской культуры, известной нам по Туле, или Толлану, как его называли в древних исторических источниках. Захватчики навязали помимо политического господства новые верования и новых божеств, свои художественные вкусы и технические приемы, которые постепенно слились с традициями майя. В живописи эти изменения отразились так же, как и в архитектуре и скульптуре.

    За исключением редких образцов, открытых в "Женском Монастыре", все остальные настенные росписи относятся к раннему постклассическому периоду (XI-XIII вв.) и явственно проявляют тольтекское происхождение, хотя некоторые детали композиций отдельных сцен и техническое мастерство заставляют нас предположить, что многие из этих картин выполнены майяскими художниками. Ниже мы рассмотрим основные росписи, найденные в двух постройках "Храма Воинов", расположенных одна над другой, и в "Храме Ягуаров", являющемся частью комплекса для игры в мяч.

    Батальная сцена из 'Храма Воинов' в Чичен-Ице

    Постройке, найденной под "Храмом Воинов", было дано имя "Храма Чакмооля". Росписи, сохранившие свою яркость, были обнаружены на отдельных камнях из упавших стен. Эти росписи были скопированы. Затем частично удалось определить их первоначальный порядок, что позволило восстановить сцены, которые были когда-то составлены из них.

    Камни являлись частью облицовки скамей, расположенных вдоль стен и окружавших алтарь. На них изображены две группы людей, в основном смотрящих на алтарь. Четырнадцать персонажей, находящихся с южной стороны (вероятно, жрецы), сидят на скамьях, покрытых шкурами ягуара; их костюмы роскошны и включают сложные головные уборы с плюмажем, маски, из пасти которых выходит змея, длинные юбки, короткие плащи; изображены щиты, змеевидные скипетры и подношения, лежащие на блюдах. Люди, сидящие с противоположной стороны, - воины, вооруженные дротиками и щитами; они представлены в профиль на тронах в виде ягуара. У воинов и жрецов не майяские черты лица.

    Теперь мы коснемся "Храма Воинов", расположенного над "Храмом Чакмооля" и по времени сооруженного позднее, чем он. Камни, найденные в строительном мусоре от разрушившихся стен, сохранили следы краски. В результате удалось восстановить несколько сцен эпического и исторического содержания. Спасенные элементы западной части стены, разделяющей храм на два помещения, содержат следующие мотивы:

    водная поверхность, окруженная каменной полосой, где идет носильщик, и где сражаются несколько воинов, тела которых раскрашены горизонтальными красноватыми линиями; здесь же изображены храм и лодка, вероятно захваченная воином;

    хижины деревни и храм атакуют воины, тела которых также покрыты линиями;

    шествие обнаженных, раскрашенных полосами пленников со связанными руками, которых ведут воины, раскрашенные черным; в нижней части этой сцены изображен пернатый змей.

    Внутри святилища расписанные камни составляют сцену, разделенную горизонтально на две части, образующие единый тематический комплекс. Здесь сделана попытка выразить какие-то реальные события: внизу находится море, по которому плывет несколько лодок с двумя воинами в каждой; их тела раскрашены в цвет темного кофе; они вооружены дротиками, копьеметалками и щитами, то есть оружием, характерным для тольтеков; у одного воина тело светлое; в верхней части сцены изображена деревня, расположенная на берегу моря, обитатели которой заняты своей повседневной работой; пальмовые крыши нескольких хижин и храм объяты пламенем, из храма появляется пернатая змея. Эти фрагменты свидетельствуют о том, что тема большой настенной росписи была связана с завоеванием севера Юкатана тольтеками.

    На нескольких камнях изображено человеческое жертвоприношение; человек со светлой кожей, удерживаемый двумя людьми, выкрашенными в черный цвет, ожидает удара в грудь, который ему должен нанести наком, также с черным телом; жертва лежит на изгибе пернатой змеи, служащей жертвенным камнем. На внешнем северном откосе того же здания изображено шествие человеческих фигур, лишенных плоти и несущих ножи, отрубленные человеческие головы и пылающую жаровню.

    Маленький храм, возвышающийся на восточной платформе комплекса для игры в мяч, получил название "Храма Ягуаров" из-за изображения процессии ягуаров в декоре фасада.

    Храм состоит из двух помещений; внутреннее, видимо, было расписано целиком. К сожалению, росписи сильно повреждены. Наиболее сохранившаяся и известная изображает сражение, в котором участвует свыше 100 персонажей. Верхняя часть росписи рисует нам картину мирной жизни деревни майя; затем следует сцена нападения на нее чужеземных воинов. Хотя и в малом масштабе, в битве показаны многочисленные воины, вооруженные копьями, дротиками, копьеметалками и щитами, и неразбериха сражения выражена самыми различными приемами, например скрещенными копьями; все это передано в очень динамичном ритме. В другой секции той же комнаты представлена сцена человеческого жертвоприношения, где группа воинов, присутствующая при этом ритуальном акте, танцует вокруг пленника.

    На другой стене можно различить большую красную лодку с воинами. Росписи в Чичен-Ице имеют повествовательный характер там, где отражены сцены повседневной жизни, и религиозно-символический - там, где представлены смерть или жертвоприношение. Художники, тольтекские или майяские, стремились, особенно в батальных сценах, прославить военную касту завоевателей и оставить для потомков описание ее подвигов.

    О творческой манере художников Чичен-Ицы можно сказать, что они добились своей цели, используя скупые средства художественной выразительности, ограничиваясь лишь самым существенным и не вдаваясь в излишнюю детализацию.

    Санта-Рита

    В конце прошлого века недалеко от Коросаля, в Белизе, было обнаружено несколько искусственных холмов. В одном из них находилось здание, на внешних стенах которого сохранились росписи. Они были скопированы, но вскоре погибли. Настенная живопись Санта-Риты переносит нас в художественный мир, совершенно отличный от того, с которым мы имели дело до сих пор. Здесь не пытались увековечить исторический факт или восславить правителей.

    Здесь представлен тот мифологический мир, который описан во многих доиспанских кодексах. Под символическим небесным "поясом", похожим на "пояс" из миштекских кодексов, по полосе земли, также условной, украшенной стрелами, жертвенными ножами и языками пламени, шествует ряд персонажей в сложном убранстве, включающем звериные шлемы, маски, несколько одежд одна поверх другой; эти люди совершают действия, которые с трудом могли бы быть интерпретированы в реальном, историческом контексте. Вероятно, это божества, участвующие в процессии; одни соединены веревками, другие сидят и разговаривают, их тела и лица раскрашены.

    Личина бога дождя, вырезанная на алебастровом кубке

    Наиболее понятная сцена изображает двух человек, разделенных барабаном, украшенным человеческим черепом, который, должно быть, поет, судя по двойной струе завитков-слов, выходящей из его рта; поверх барабана расположен солнечный диск с треугольными лучами, глазами-звездами и головой пресмыкающегося, очень похожий на тот, что известен нам из мексиканских или миштекских кодексов. Лицо персонажа, играющего на барабане, закрыто маской, изображающей череп, на нем плоский головной убор, завершающийся плюмажем и змеей; его тела не видно, как и у большинства фигур, из-за невероятно пышных одежд, атрибутов власти и украшений. Другой персонаж, также в пышных одеждах и сложном головном уборе, держит перед барабанщиком две отрубленные человеческие головы. Эти изображения сопровождены календарными иероглифами майя, в которых преобладает знак Ахав вместе с числительными из точек и полос.

    Росписи религиозно-мифологического содержания из Санта-Риты были выполнены в поздний постклассический период в стиле, очень сходном со стилем миштекских кодексов, стилем Кодекса Борджиа, а также со стилем миштекских росписей Митлы. Для художника человеческие тела не имели значения; особое внимание должно было уделяться одежде, атрибутам власти, раскраске лица, всем элементам, характеризовавшим божества.

    В нескольких зданиях этого города сохранились фрагменты картин, покрывавших ранее большую часть фасадов и внутренних стен (это храмы, известные под названиями "Ныряющий бог", "Храм Фресок" и "Кастильо"). Вновь перед нами религиозно-мифологические темы, выраженные, как и в Санта-Рите, стилем, очень сходным со стилем кодексов. Мотивы включают сценки с одним-тремя участниками-божествами, среди которых преобладает богиня растительности и бог дождя; кроме того, есть старое божество, которое может быть Ицамной. Богиня растирает зерна маиса на метате; жрец в маске из бирюзы и перламутра, в головном уборе, украшенном раковиной, держит сумку с благовониями (копалом).

    Центральная тема - это, видимо, тема зависимости растительности от дождя и напоминание об обрядах, необходимых для обеспечения хороших урожаев. Фигуры менее статичны и не так перегружены деталями, как в Санта-Рите. Используемые цвета: белый, черный, синяя бирюза и очень редко красный.

    Рисунок, сделан по мотивам 'Храма Фресок' в Бонампаке, на котором представлены различные слои общества

    Настенные росписи Тулума относятся к позднему постклассическому периоду (XIII - конец XV в.). Это настоящие страницы кодексов, воспроизведенные на стенах. И хотя в них заметны чуждые влияния (тольтекские, ацтекские, миштекские), все-таки они стоят ближе к майяской культуре.









    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке