|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения 1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения. В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие еографические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества. Еще одна интересная черта: явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Средневековье еще влияло на образ жизни людей, поэтому городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личностные особенности человека. 2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в: 1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей); 2) медицине (Ф. Парацельс и др.); 3) математике (Дж. Кардано и др.); 4) географии; 5) геологии; 6) зоологии; 7) ботанике и др. Появились работы по истории (Бруни, Макиавелли и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются языки: 1) итальянский; 2) французский; 3) английский; 4) немецкий. Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком. Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом. Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте. Крупнейшие писатели итальянского Возрождения: 1) Данте Алигьери (1265–1321); 2) Джованни Боккаччо (1313–1375); 3) Франческо Петрарка (1304–1374). По характеру творчества, тематике, жанрам все эти авторы абсолютно разные. В истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с конкретным произведением: Данте – с «Божественной комедией», Боккаччо – с «Декамероном», Петрарка – со стихами, посвященными Лауре. Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469–1527) – политический деятель позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469–1536) – писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара и других писателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов. Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547–1616), Лопе де Бега (1562–1635) и другие были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616). Уже в период Высокого Возрождения европейская литература переживала упадок. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском Реформации, выступавшей против «язычества» культуры Возрождения. 3. Живопись Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким. В искусстве итальянского Возрождения господствующее место занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрески – по сырой штукатурке писали красками (итал. fresco – «свежий»). Проторенессанс (XIII – начало XIV вв.) – реддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бондоне (1266/76—1337) – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма. Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников: 1) Мазаччо (1401–1426); 2) Донателло (1386–1466); 3) Сандро Боттичелли (1445–1510) и десятками других выдающихся художников, полотна которых украшают музеи мира. Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением. Характерные черты реализма итальянского Возрождения: 1) классическая ясность; 2) человечность образов; 3) их пластическая сила; 4) гармоническая выразительность. Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77—1576). Кисти Тициана принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета. Его картины: «Лежащая Венера», «Даная», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Себастьян», «Пьета». 4. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Крупнейшими живописцами Северного Возрождения этой эпохи были: 1) Ян ван Эйк; 2) Иероним Босх; 3) Питер Брейгель старший. Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были: 1) Альбрехт Дюрер; 2) Лукас Кранах старший; 3) Ханс Гольбейн младший. Французские художники этого периода уступают в блеске мастерства своим нидерландским и немецким коллегам, однако их произведения имеют свои особенности. Самым крупным французским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420–1477/1481). Он работал во всех видах живописи: 1) в портрете; 2) в миниатюре; 3) в станковой живописи. Наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрождения считается Эль Греко (1541–1616). Образ человека у испанского художника наделен одухотворенностью. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи объединяют необычные приемы изобразительного языка художника. Колорит построен на приеме контрастного сопоставления ярких цветов. У героев Эль Греко неестественно вытянутые фигуры, удлиненные бледные лица, судорожные жесты, часто изменен масштаб фигур и предметов. В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (итал. manierismo – «вычурность»), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко. 5. Архитектура и скульптура 5. В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся: 1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства; 2) изменение характера монументальной, культовой архитектуры – устремленность в ширину. Архитектура Возрождения отличается: 1) простотой объемов, форм и ритма; 2) спокойствием и статичностью; 3) симметрией композиции; 4) делением здания на этажи горизонтальными тягами; 5) четким порядком размещения оконных проемов и архитектурных деталей. В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена: 1) Ф. Брунеллески; 2) Л. Альберти; 3) Д. Браманте; 4) Микеланджело Буонаротти; 5) Ф. Делорм и др. В развитии ренессансной архитектуры важное место принадлежит строительству дворцовой архитектуры – палаццо. Во Франции Ренессанс в архитектуре можно разделить на два этапа: 1) первый – ранний период (1500–1540 гг.) – замки короля и французской знати: Шамбор, Блуа, Шатобриан и др.; 2) второй – зрелый (1540–1570 гг.). Самым значительным сооружением этого периода является королевский дворец Лувр, созданный архитектором П. Леско (1515–1578). В Испании архитектура Возрождения охватывает все XVI столетие. Самым крупным произведением является королевский замок Эскориал (автор – Эррера). Активно развивалась скульптура. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Микеланджело Буонаротти. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|