|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи 1. Общая характеристика периода Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи: 1) язык; 2) письменность; 3) искусство; 4) религия; 5) мифология; 6) наука; 7) нравственность и др. Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях: 1) джунглях Амазонии; 2) в центральных районах Африки; 3) на островах Океании; 4) в глубинных районах Австралии. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет. 2. Материальная культура Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности: 1) использования природных ресурсов; 2) приспособления к окружающей среде; 3) коллективной охоты; 4) защиты от врагов. В эпоху неолита: 1) совершенствуются орудия труда; 2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование); 3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком. Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов. 3. Появление искусства. Мифология С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство. Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью. Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире. На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как: 1) искусство; 2) политическая идеология и др. В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами. Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания. Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились: 1) античная; 2) древнеславянская; 3) скандинавская мифология и др. Ученые выделяют несколько типов мифов: 1) антропогонические; 2) солярные; 3) лунарные; 4) астральные; 5) зооантропоморфные; 6) космогонические; 7) теогонические и др. Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков – почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются: 1) анимизм; 2) тотемизм; 3) фетишизм. Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена – к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. А с появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии. 4. Изобразительное искусство В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства: 1) графика (рисунки, силуэты); 2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); 3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); 4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят истоки таких видов художественного творчества, как: 1) музыка; 2) пение; 3) танец; 4) театрализованные представления. Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» – изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них. В конце XIX в. была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал). Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны: 1) примитивные рисунки; 2) неясные знаки; 3) волнистые линии; 4) отпечатки кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые начинают заполняться краской. Второй период характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объема и отдельных деталей. В третий период пещерное искусство достигло самых больших высот. Росписи поражают своими: 1) масштабами и реалистичностью; 2) совершенством передачи объемов; 3) пропорциями фигур; 4) перспективой; 5) движением; 6) применением полихромии. Позднее наблюдается упрощение изображения, фигуры становятся символами. 5. Появление письменности Огромное значение имело появление письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых – пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений. С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер. 6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний С развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний у человека возникла потребность воплотить в искусстве сложные образы: солнце, землю, огонь, воду. Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. В то же время появляется стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек. Орнамент или отдельные символы покрывали древнюю керамику – самый распространенный вид декоративного творчества. Человек украшал и самого себя: 1) раскраской тела; 2) ожерельями; 3) бусами; 4) браслетами. К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников-мегалитов: 1) менгиры; 2) дольмены; 3) кромлехи. Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики. Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества: 1) музыки; 2) танца; 3) театрализованного представления; 4) прикладного искусства. Найденные трубчатые кости с просверленными отверстиями по бокам, просверленные рога, черепа животных со следами от многочисленных ударов – примеры первых духовых и ударных музыкальных инструментов. Важное место в системе первобытного искусства занимал также танец. Танцы были: 1) ритуальными; 2) военными; 3) охотничьими; 4) мужскими; 5) женскими и т. д. Танец тесно переплетается с театрализованным представлением. С большой долей уверенности можно догадываться и о существовании в эту эпоху самого доступного вида творчества – устного народного: 1) песен; 2) рассказов; 3) сказок; 4) мифов; 5) былин. Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников первобытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономерности становления и развития всей мировой художественной культуры. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|