|
||||
|
МИХАИЛ III Правил с 21 января 842 г. до сентября 867 г. Михаил пришел к власти малолетним, поэтому с 842 до 856 года фактически правила за него мать, Феодора, основным помощником которой был министр финансов Феокрит. Одним из первых шагов нового правительства стало прекращение борьбы с культом святых образов. Синод в марте 843 года восстановил иконопочитание. С патриаршего престола был низложен Иоанн Грамматик, и его место занял сначала Мефодий, а с 847 года — монах Игнатий, оскопленный сын императора Михаила Рангаве. Так закончилась длившаяся на протяжении нескольких поколений борьба за правильное понимание второй заповеди. Несмотря на одержанную иконопочитателями победу, следы этого многолетнего противостояния видны и поныне: в восточной церкви, в отличие от католической, до сих пор не допускается поклонение любым скульптурным изображениям, любым фигурам. А память Феодоры православные ортодоксы чтят и ныне. Тем временем с переменным успехом продолжались войны с арабами в Малой Азии. На короткое время византийцы сумели даже отбить у них остров Крит. Удалось заставить покориться Византии славянские племена на Пелопоннесе. Делались попытки искоренить ересь павликиан в Малой Азии. Своими корнями это еретическое учение восходило к возникшим за сотни лет до этого манихейству и гностицизму. Павликиане утверждали, что существуют два Бога. Один — добрый, евангельский Господь, создатель небес и людских душ. Второй — злой ветхозаветный Яхве, творец материи и страданий. Часть павликиан ушла на земли северной Месопотамии, находившиеся под властью арабов, а часть была насильственно переселена во Фракию. Здесь на основе павликианства возникла болгарская секта богомилов, придерживавшаяся тех же религиозных взглядов, но кроме того, выступавшая еще и против всех церковных институтов и церковного имущества. В свою очередь, учение богомилов стало тем фундаментом, на котором впоследствии в Западной Европе создавали свои доктрины движения катаров и альбигойцев — их церковь искореняла с редкостной яростью и невообразимой жестокостью. Богомилы тем временем заселяли Балканы, обосновавшись в основном на землях современной Боснии и Герцеговины. Когда впоследствии эти территории оказались захвачены турками, именно богомилы сравнительно легко и наиболее охотно переходили в ислам. Последствия всех этих религиозных распрей очевидны и поныне. В марте 856 года Михаил и его дядя по материнской линии, Варда, совершили дворцовый переворот. Феоктист был казнен, а Феодора заточена в монастырь. Варда, фактически правивший с момента переворота, в мае 862 года получил титул кесаря. Это был прекрасно образованный человек с широким кругом интересов. По его инициативе в столице возродился университет, основанный еще императором Феодосием II, но фактически прекративший свою деятельность во времена правления Фоки. Одним из профессоров возрожденного университета стал Фотий. Это был, пожалуй, наисветлейший ум своей эпохи во всей Европе. Неутомимый читатель, глубокий мыслитель, прекрасный преподаватель (так отозвался о нем Эдуард Гиббон), Фотий в то же время был одним из выдающихся дипломатов и государственных деятелей того времени. Опосредованные результаты его деятельности и сегодня заметны в разных областях, в том числе в богословии и истории церкви. Но для европейской науки наиважнейшим его произведением и поныне остается знаменитая «Библиотека» — огромный сборник комментариев и извлечений из более чем 280 книг, написанных прозой со времен античности до современной автору Византии. Фотия прежде всего интересовали история и богословие, но этим его интересы не ограничивались — в их круг входили и красноречие, и писательский труд, и философия, и даже медицина. Учитывая, что многие из прочитанных Фотием книг впоследствии были утрачены, наши знания о литературе (прежде всего классической) без его «Библиотеки» были бы значительно беднее. В 858 году Игнатий под нажимом правительства вынужден был оставить патриарший престол Константинополя и отправиться в ссылку, а его место занял Фотий. Поскольку до сих пор он был человеком светским, это назначение вызвало резкий протест части восточного духовенства и осуждение папы Николая I. В 863 году латеранский синод признал выбор Фотия недействительным. Это решение придало возникшей проблеме новый оттенок, и теперь вопрос ставился уже иначе: а является ли римский епископ главой всей церкви и имеет ли он право принимать решения по поводу выбора иных патриархов? В период борьбы с императорами-иконоборцами часть византийцев, и прежде всего монашество, охотно обращались к авторитету папы за поддержкой. Но теперь внутренние разногласия ушли в прошлое, и в византийском обществе постепенно крепло ощущение собственной независимости и отчуждения от Рима. В том же 863 году византийцы одержали великолепную победу над арабами, прорвавшимися в глубь Малой Азии. Это позволило и правительству, и патриарху Фотию сконцентрировать свое внимание на славянском мире — не только в плане политики и войн, но и в области религии. Неожиданное и лишь чудом отраженное нападение на Константинополь русских, пришедших из Киева, парадоксальным образом привело к установлению более близких связей с этим молодым государством, а также к первым попыткам обращения русских в православие. Миссионеры отправились и в страну хазар. Этими миссионерами были братья из Фессалоники, Константин (принявший позднее в Риме монашеское имя Кирилл) и Мефодий. И когда моравский князь Ростислав обратился в Константинополь с просьбой прислать к нему учителей православия, выбор Фотия снова пал на братьев, которые уже знали македонско-болгарскую разновидность славянского языка (Кирилл и Мефодий родом были из района, где расселилось много славян). Они стали апостолами славянского мира. Константин приспособил греческое письмо к требованиям местных. На славянский язык было переведено Священное Писание. Богослужение в славянских землях также совершалось на местном наречии. Когда в 869 году Константин (Кирилл) умер в Риме, его брат, возведенный в сан епископа, продолжил свой труд в Моравии, но встретил яростное сопротивление германского духовенства. Мефодий даже провел два года в темнице. В конце концов, папа издал строгий запрет проводить богослужения на славянском языке, и ученики Константина были выдворены из Моравии. С историей этой миссии связан и важный вопрос, споры о котором ведутся до сих пор. Касается он зачатков христианства в южных районах Польши, на землях вислян, которые в течение некоторого времени были подвластны Моравии. Наблюдая за продолжающимися на протяжении нескольких поколений дискуссиями на эту тему, трудно не прийти к вполне определенному мнению. Некоторые исследователи занимают весьма интересную позицию: поскольку нет неопровержимых доказательств того, что христианство пришло в Краков из Моравии в православном варианте со славянскими богослужениями, значит, оно оттуда прийти и не могло, тем более что настоящее христианство могли принести лишь западные миссионеры. В 864 году в Византии принял крещение болгарский царь Борис, взяв при крещении христианское имя Михаил в честь императора. Часть родовой болгарской знати встретила этот акт с большим неодобрением, полагая (и вполне справедливо), что вслед за этим усилится влияние византийской культуры и еще более ускорится языковая славянизация остатков этнических болгар-завоевателей, еще сохранявших свои обычаи. Несколько десятков бояр поплатились жизнью за свою верность старым традициям. А вскоре разгорелся внутрицерковный спор между Константинополем и Римом: под чьей церковной юрисдикцией должны находиться новообращенные территории? Новый элемент в споры между двумя столицами внесли богословские выступления Фотия. Патриарх доказывал: утверждение римской церкви, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына, противоречит православию — ведь в Никейском Символе веры речь идет лишь о Боге-Отце. Расхождение взглядов по этому вопросу получило условное название Filioque — «и от Сына». И именно вопрос Filioque послужил причиной того, что Константинопольский собор 867 года объявил папу римского Николая I еретиком и подверг его анафеме. Тем временем в стране назревал серьезный политический кризис. В 866 году фаворит императора, Василий, собственноручно лишил жизни кесаря Варду — с согласия самого Михаила и в его присутствии. После этого Василий стал соправителем, а в сентябре 867 года по его приказу пьяный император был убит в собственном дворце своими придворными. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|