|
||||
|
Глава 2
Написанный на полулистI сIрой бумаги, документъ этотъ мало обращалъ на себя вниманiе. Между тIмъ онъ содержитъ не болIе, ни менIе какъ изложенiе всIхъ особенностей новаго вIроученiя, нIчто въ родI кугусортинскаго "символа вIры." Начавъ cъ описанiя обстановки моленiя, документъ этотъ приводитI перечень жертвъ, содержанiе молитвы Великому Богу, списокъ всего дозволеннаго и запрещеннаго для употребленiя въ пищу, списокъ запрещенныхъ напитковъ и, наконецъ, даетъ указанiе на то, что сектанты не допускаютъ кровавыхъ жертвъ. Приводимъ точную копiю этого документа, причемъ недостающiе знаки препинанiя ставимъ въ скобкахъ, а новую мысль отъ предыдущей отдIляемъ знакомъ ||. На Казанскую выставку. Краткое разъясненiе соблюдателей древно-черемиско-языческой вIры Черемисъ Яранскаго уIзда. МоленіI бываетъ дежепятницу 1) || къ моленiю на столъ 2) приготовляемъ слIдующIе: кладемъ кругъ воска (,) на которой ставимъ ш'еште-сорт'а 3)(-)восковыя свIчи высотой 9 1/2 вершковъ 4) (,) свIтильно 5) изъ конопляннаго пIнки 6), некрученое и непрядено 7), || за неимIніIмъ восковаго круга 8) свIчи ставимъ на коровай хлIба, || воскъ и медъ отъ умIршихъ пчIлъ 9) нами не употребляется. (sіс) Къ моленiю, а считаемъ за грIхъ І0) поставить Богу, || мум 11)(-)мIдъ въ кадкI и блюдI ставится, пур'о 12) (,) т. е. мIдовщину и ш'иро — шорб'а 13)(-) неквашенный мIдовщину || ставится шобакш'ах 14), изъ овсяной муки на меду, прIсные лIпешки (-) шорб'а — г'инде 15), мелн'а-терк'ялъ 16) — блIны (на) блюдI, нем'ер терк'эм 17) (-) изъ овсяной крупы кашу, киндеркеш 18) тычм'аш сук'уром пыштэн'а 19) (-) коровай непочатаго 20) ржанаго хлIба, ум и тувар'ам 21) пыштэн'а (-) скоровноI 22) масло и творожныя лIпешки безъ соли 23), || изъ хлIба (sіс) 24) изготовляIтся для языческаго молIнія посредствомъ толченіе въ ступкI 25), || по изготовленіи всего этаго, огонь для зажиганія восковыхъ свIчIй достаемъ изъ берозоваго и липоваго дIрева 26) и изъ соломы 27) посрIдствомъ трIніе. Моленіе бываетъ такъ: всI стоимъ на ногахъ, некрестясь, однIми поклонами 28) до одного 20) съ усердіIмъ просимъ Высочайшаго Бога 30), чтобы онъ простилъ намъ грIхи 31), далъ здравія: намъ и нашему скоту, ураждая хлIбовъ, сохранилъ бы отъ всIхъ несчастныхъ бIдствій 32), благодаримъ Высочайшаго Бога за все прежнее 33), приносимъ молIніI за Царя и за Iго вIсь Царскій домъ 34), за все Воинство 35), начальство и добрыхъ людей 36), за всIхъ умершихъ 37), которыя бы уготовали (sіс) Царствіе НебесноI 38). Въ пищу никогда неупотребляIмъ 39) изъ скота: свинину 40), кобылятину 41), изъ звIрей: медвIдя 42), зайца и бIлку 43) и проч. (,) изъ птицъ: курицъ 44) и прочихъ лIсныхъ птицъ 45) и яицы 46), изъ огородныхъ овощей: капусту 47), || остальное 48) неупотребляемъ, || вина 49) никакого не пьемъ, чаю тоже 50), табакъ некуримъ 51) и ненюхаемъ Кровопролитія 52) намолебствіе непроизводимъ. Это "исповIданіе вIры" соблюдателей древней черемисской вIры требуетъ сложнаго комментарія. Если въ ту пору (1890) все вышеизложенное строго соблюдалось, то вIрнIе всего — только въ кружке ближайшихъ къ основателю секты лицъ. Запретительный списокъ всего того, отъ чего сектантъ долженъ воздерживаться, слишкомъ великъ и слишкомъ неудобоисполнимъ для зауряднаго черемисина прозелита; поэтому современный бытъ сектантовъ даетъ довольно много мелкихъ отступленій отъ завIтовъ основателя. КромI того въ приводимомъ малограмотномъ текстI есть много темнаго и неяснаго. Постараемся подробно разсмотрIть всI мелочи, равно невразумительныя выраженія въ "исповIданіи вIры" кугу-сортинцевъ. 1) дежепятнiцу. Оригинальное слово это построено черемисскимъ грамотеемъ примIнительно къ слову ежедневно, но начальное мягкое е (йе или jе) получило своеобразную фонетическую окраску въ произношеніи черемисина и отразилось на его графикI. Пятница у всIхъ черемисъ издревле почитается, равносильна нашему воскресенью и называется кугарн'я (т. е. куг'у арн'я)-"великая недIля", "большой недIльный день"; къ этому дню пріурочены всI крупныя моленiя черемисъ въ честь добрыхъ боговъ: а) въ Петровъ постъ — ближайшая къ Петрову дню (29 iюня) пятница, в) въ концI iюля-ближайшая къ Ильину дню (20 iюля) пятница, и т. д. Неудивительно, что пятница осталась и у кугу-сортинцевъ. Вопреки общепринятому мнIнiю, я не отношу возникновенiе почитанія пятницы у нашихъ приволжскихъ финновъ къ началу распространенія мусульманства въ ПриволжьI и ПрикамьI, а считаю его болIе древнимъ, когда и славяне чтили пятницу, посвященную богинI любви Ладо; почитаніе пятницы сохранялось въ Западной Руси до XVI в., и сейчасъ пережиткомъ его является почитанiе русскими повсемIстно двIнадцати пятницъ послI Пасхи. 2) на столI. ЗдIсь разумIется столъ березовый, играющій роль жертвенника (ш'агы) устраиваемаго въ священной рощI язычниковъ. Такъ какъ березу особенно возлюбили добрые боги и съ ней связаны у черемисъ, легенды о происхожденіи бIлаго черемисскаго костюма и проч., то эта береза осталась и у кугусортинцевъ главнымъ священнымъ деревомъ, изъ котораго сооружается жертвенный столъ. Типы этихъ столовъ довольно однообразны: на четырехъ ножкахъ, связанныхъ вверху рамой (царга), укрIпляется столешница изъ двухъ или трехъ (смотря по ширинI) досокъ. Все это изготовляется изъ березоваго дерева, на березовыхъ же гвоздяхъ. ВмIсто столешницы изъ досокъ случалось мнI видIть берестяную настилку, пришитую къ царгI березовыми прутьями. КромI березоваго стола устраивается еще липовый- для храненiя на немъ богослужебной утвари. Длина столешницы березоваго стола имIетъ 7 четвертей, какъ и липоваго. Вышины ножекъ и ширины столешницы я, къ сожалIнiю, не смIрялъ. 3) ш'еште сорт'а, слIдовало бы написать ш'иштэ сорта-восковая свIча. Такiя свIчи издревле признавались единственно достойными для возжиганiя Божеству; ни масло, ни сало, никакой другой освIтительный матерiалъ не допускались для этой цIли у черемисъ; такой же порядокъ соблюдается у мордвы, чувашъ, вотяковъ и крещеныхъ татаръ, придерживающихся старой шаманской вIры. При постановкI свIчей на восковой кругъ наблюдается, чтобы на липовомъ столI было 7 свIчей, на березовомъ 9; въ срединI обыкновенно помIщается большая свIча (кyг'y сорт'а), а кругомъ нея звIздообразно-6 тонкихъ свIчей на липовомъ и 8 тонкихъ на березовомъ столI. Оба эти числа — семь и девять — имIютъ мистическое значенiе; но только число 7 сектанты приурочиваютъ къ числу дней недIли, а относительно 9 не даютъ никакихъ объясненiй. 4) 9 1/2 вершковъ. Черемисы сохранили мистическое значенiе чиселъ 7 и 9; такъ, они насчитываютъ 9 мiровъ, среди которыхъ земля занимаетъ послIднее мIсто; всIхъ вIръ на землI 77; умершему въ 7-й день по смерти (равно какъ въ 40-й) обязательно предлагается yгoщенiе. Это же послIднее число применено къ свIчамъ, но почему явился тутъ лишнiй 1/2 вершокъ, понять нетрудно. Этой мIры придерживаются всI вообще сектанты, объясняя дIло довольно просто: свIча раскатывается на столъ, принимая цилиндрическую форму, подъ давленiемъ дощечки съ ручкой на верху: нижнiй конецъ свIчи гладко срIзается, чтобы удобнIе было его ставить на восковой кругъ, а верхъ слегка утончается около свIтильни и обрIзать его трудно, потому что свIтильня (какъ ниже увидимъ) этого не допускаетъ, ибо нужно, чтобы конецъ ея выставлялся. Cxoдящiй постепенно на-нIтъ верхнiй конецъ не имIетъ, понятно, нормальной толщины, поэтому, чтобы не погрIшить на счетъ узаконенной длины, сектанты прибавляютъ лишнiй 1/2 вершка. Что касается толщины свIчей, то она рIдко бываетъ тоньше мизинца, но достигаетъ часто толщины полувершка и болIе. 9-вершковый размIръ восковыхъ свIчей издавна въ употребленiи на языческихъ моленiяхъ черемисъ въ рощахъ, равно и на парадныхъ домашнихъ моленiяхъ. При жертвонриношенiяхъ Кереметю свIчи употребляются тонкiя и меньшаго размIра, а на поминкахъ только ближайшiе родственники и недавно умершiе получаютъ настоящiя свIчи; остальнымъ покойникамъ ставятъ короткiе обрIзки. Воскъ для свIчей употребляется всегда желтый (неотбIленный), непременно свой черемисскiй, а не купленный у иноплеменника. 5) свIтильно. вм. "свIтильня". 6) изъ конопляннаго пIнки. Основатель секты не думаетъ этимъ сказать, что есть еще другая пенька, КромI конопляной; онъ хочетъ лишь выразить, что для свIтильни пригодна только конопля (муш), какъ женскiй элементъ растенiя, въ противуположность поскони (пач'аш) — элементу мужскому. 7) некрученое и непрядено. Какъ извIстно, наша церковь употребляетъ восковыя свIчи со свIтильней, скрученной изъ пряденой фабричной хлопчатой бумаги; старообрядцы и русскiе крестьяне для самодIльныхъ восковыхъ свIчей примIняютъ крученую свIтильню изъ льняныхъ нитокъ; язычествующiе инородцы постоянно употребляютъ для этой цIли свIтильню, скрученную изъ пеньковыхъ волоконъ, взятыхъ прямо изъ непряденаго повIсма. Основатель секты забраковалъ тотъ и другой способъ: кугусортинцы берутъ прядь волоконъ пеньки, тщательно расправляютъ и вытягиваютъ ее и кладутъ на длинный лентообразный кусокъ нагрIтаго воска, прикрывая его сверху другой полоской воска, а потомъ, загнувъ на нижней восковой полоскI кромку, начинаютъ катать по столу, нажимая дощечку, и придаютъ свIчкI обычную цилиндрическую форму. 8) воскового круга. Кругъ этотъ наз. теперь ш'иштэ 'онго и долженъ обязательно имIть 7 вершковъ ширины, или дiаметра; толщина его-дIло случайное, но она всегда довольно внушительна, и кругъ этотъ имIетъ форму низкаго, довольно тяжелаго по вIсу цилиндра, замIтно возвышаясь надъ поверхностью стола. Для полученiя круга, обыкновенно расплавленный воскъ выливаютъ въ кадушку или шайку нужныхъ размIровъ, въ которую предварительно налито немного горячей воды; эта вода мIшаетъ воску пристать къ стIнкамъ сосуда, и кругъ воска такимъ образомъ легко вынимается. Слышно, что сектанты побIднIе вмIсто толстаго воскового цилиндра употребляютъ тонкую восковую лепешку соотвIтствующаго дiаметра, а если нIтъ средствъ и для этого-просто коровай хлIба. И коровай, и кругъ замIняютъ собою, такимъ образомъ, большой подсвIчникъ. У остальныхъ черемисъ восковыя свIчи прилIпляются въ рощI къ особой перекладинI, устраиваемой на нIкоторомъ возвышенiи надъ престоломъ. 9) воскъ и медь отъ умершихъ пчелъ нами не употребляется. ЗдIсь цIликомъ выражается древне-черемисское воззрIнiе на чистоту жертвы Божеству. Приносимая жертва у сторонниковъ кроваваго культа должна быть чиста (т.-е. омыта водою или выкупана), непорочна (т.-е. не испытавшая случки), безъ всякихъ недостатковъ или уродства (напр. хромая, слIпая), не только совершенно здоровая, но даже не испытавшая никакой болIзни. Понятно, что воскъ и медъ, оскверненные смертью пчелъ, непригодны для жертвы Богу: было бы насмIшкою надъ Божествомъ употреблять ихъ въ дIло. Даже русскiе воздерживаются приготовлять свIчи изъ такого воска или дIлать поминальный канунъ изъ подобнаго меду, а объ остальныхъ инородцахъ я уже не говорю. 10) считаемъ за грехъ. Это воззрIнiе сектантовъ представляетъ уже нIкоторое приспособленiе къ христiанскимъ воззрIнiямъ. Язычникъ черемисинъ во всемъ, что составляетъ отступленiе отъ ритуала, видитъ не грIхъ (с'улык), а ошибку, промахъ ('язык). Сами они объясняютъ эти промахи тIмъ, что у нихъ нIтъ записаннаго откровенiя свыше, нIтъ закона, почему всегда можно въ чемъ-нибудь сдIлать уклоненiе отъ освященнаго вIками, стало быть — угоднаго Богу порядка. Вотъ почему черемисы боятся, что при моленiи они всегда могутъ сдIлать отступленiе въ чемъ-либо. Это прекрасно выражается въ извинительной молитвъ, читаемой язычниками въ рощI на другой день послI жертвоприношенiя. Приводимъ эту любопытную молитву. П'оро Куг'у Юмо! Добрый, великiй Боже! 11) мум-медъ въ кадкI и блюдI ставится. Конструкцiя не выдержана: следовало бы сказать: "му-медъ ставится". На выставкI не было никакой кадки, но, наблюдая кугусортинскiя моленiя, я видалъ иногда, что въ липовой кадкI (вмIсто бурака) ставилась медовщина, а въ блюдI-сотовый медъ для изготовленiя сыты, если бы заготовленной не хватило. 12) пyрo, т.-е. мIдовщину (вм. "медовщина"). Напитокъ, приготовляемый изъ солода путемъ броженiя, иначе «пиво», наз. у черемисъ пура, въ царевококш. говорI сыра (ср. вотское сыр); медовщина же большею частью наз. пурэ, въ яранск. говорI пурo, но не пyрo, какъ пишетъ Якмановъ. 13) шира-шорба-неквашенный мIдовщину (вм. "неквашенная медовщина"). Словомъ шорба черемисы наз. медовую сыту, т.-е. сотовый или перепущенный медъ, разведенный въ горячей водI; обыкновенно эта сыта, наряду съ кумышкой, приносится въ жертву на моленiяхъ остальныхъ черемисъ, но такъ какъ кугусортинцы водки не употребляютъ и не допускаютъ кумышки на моленiяхъ и въ домашнемъ обиходI, то они возстановили yпoтpeбленie древнIйшаго своего напитка пурэ для жертвенныхъ надобностей. Если пурэ не подсычено, т.-е. не подслащено свIжимъ мёдомъ, то оно кисловато на вкусъ, тогда какъ сыта (шорба) слащава на вкусъ, почему и названа здIсь нIсколько неправильно шира (вм. шере) — "сладкая". 14) шобакшахь изъ овсяной муки на меду. Это-нIчто совсIмъ новое въ числI жертвенныхъ приношенiй и яствъ. Обыкновенно только по праздникамъ черемисы готовили мелкое печенье на медовой сытI (родъ пирожнаго или пряника), а изготовленiе подобнаго хлIба есть нововведенiе основателя секты; самое слово шобакшахъ является новостью въ черемисской лексикI. 15) шорба гинде (читай гиндэ). Словомъ киндэ обозначается ржаной хлIбъ par excellence, а также и всякое мелкое печенье изъ ржаной муки, какъ въ данномъ случаI лепешки на медовой сытI. Но здIсь эти лепешки прIсныя, какъ и всякое печенье, назначаемое въ жертву, за исключенiемъ ржаного хлIба. Другой видъ лепешекъ называется: эгерче (на яйцахъ), салма киндэ (толстыя на маслI). 16) мелна теркяль буквально значитъ не "блIны (на) блюдI", а блюдные или тарелочные блины; блины пекутся на сковородкI, которая повсемIстно называется салма, а подаются на блюдI (теркэ) глубиной своей не превосходящемъ обыкновенной глубокой тарелки. По способу подачи на столъ блины и названы здIсь «тарелочными» (теркяль-прилаг. отъ теркэ, по яранск. говору терька). ЗдIсь кстати замIтить, что деревянная посуда, въ которую откладывается и отливается доля для Божества, каждый разъ берется новая, только-что выточенная на станкI. 17) немер теркэм. Вин. над. теркэм зависитъ отъ далIе стоящаго дIйств. глагола пыштэна-ставимъ. Выраженiе это буквально значитъ "кашное блюдо, блюдо съ кашей": но, строго говоря, немэр (вост. — черем. немыр) не значитъ «каша», а нIчто приближающееся къ киселю, всего вIрнIе-размазня изъ мелкой овсяной крупы, отсIваемой послI толченiя зерна въ ступI. Самое толченiе зерна обыкновенно исполняется женщинами. 18) киндер-кеш. Въ такомъ видI слово это не имIетъ никакого смысла: киндер, полузабытое старочеремисское слово, значитъ" конопля", а кеш не имIетъ значенiя; если разбить слово это на два: киндэ и еркэш или эрыкэш), то получится невразумительное peченie: хлIбъ на волю. Остается допустить здIсь описку, къ сожалIнiю- трудно исправимую, хотя ясно, что рIчь идетъ о чистомъ (эре) ржаномъ хлIбъ (киндэ), непочатомъ (тычмаш), испеченномъ въ. видI обыкновеннаго коровая (сукур). 19) пыштена-"ставимъ". Вся фраза построена по-черемисски, а далIе глаголъ повторяется по-русски. 20) непочатаго (тычмаш). Принести въ жертву что-нибудь «початое» не полагается: испробованныя до моленiя и возношенiя Божеству яства неугодны послIднему, какъ испорченныя или оскверненныя: кугусортинцы оставили въ полной неприкосновенности требованiя древняго языческаго ритуала. 21) ум и туварам. Винит, пад. зависитъ здIсь, какъ и выше, отъ стоящаго далIе глагола пыштэна, хотя употребленный ранIе глаголъ «ставится» требуетъ имен. пад. Тувара-по яранскому говору, а обычно туара вост. — черем. торык, безъ сомнIнiя есть искаженiе русскаго "творогъ' . Упоминаемыя здIсь творожныя лепешки-любимое праздничное кушанье всIхъ черемисъ. 22) скоровное. Странное слово это обязано своимъ происхожденiемъ чисто-черемисской этимологiи: черемисинъ производить «скоровный» отъ «корова», и для него оно равносильно слову коровiй. 23) безъ соли. Характерно, что у черемисъ вообще все предлагаемое богамъ въ жертву никогда не солится; такой же прiемъ усвоили и основатели новой вIры. По этому поводу невольно напрашивается догадка, не относится ли установленiе жертвенныхъ порядковъ у черемисъ еще къ той отдаленной порI, когда они не знали соли (шенжал, шинчал)? 24) изъ хлIба. ЗдIсь — неясность, подобная отмIченной въ примIчанiи 17. Очевидно, пищущiй хотIлъ сказать: "мука для хлIба". 25) въ ступкI. Эта ступка (шуар) дIлается изъ березоваго дерева, какъ и пестъ (шуар бондо), но приготовляемая въ ступI мука имIетъ массу отрубей, изъ коихъ болIе крупные идутъ на кашу или размазню (немэр). Въ ступахъ большинство нашихъ инородцевъ повсемIстно готовитъ крупу для домашняго обихода, особенно вдали отъ мельницъ. Но нельзя сказать, чтобы это былъ единственный древнiй черемисскiй способъ приготовленiя отрубей и муки; какъ показываютъ находки на старыхъ инородческихъ. городищахъ, употреблялся также ручной жерновъ. 26) изъ березового и липового дерева. Огонь изъ дерева добывается самымъ примитивнымъ способомъ: черемисы не знаютъ даже смычка, который быстро вращаетъ вертикальную палочку, упирающуюся въ подставку; у кугусортинцевъ одинъ держитъ за концы липовое полIно, другой быстро водить взадъ и впередъ по этому полIну четырехграннымъ березовымъ брускомъ. Когда полIно начнетъ тлIть, подставляется кусокъ трута, а загорIвшiйся трутъ кладется въ солому, и уже съ помощью послIдней разжигаются дрова. 27) изъ соломы. Современная практика кугусортинцевъ допускаетъ, КромI соломы, употребленiе березовой или липовой стружки. Такъ какъ до манифеста о свободI въроисповIданiй сектанты рIдко молились въ рощахъ (это было возможно лишь до ссылки братьевъ Якмановыхъ), а большею частью потаенно-въ избI съ закрытыми ставнями, которая расположена была гдI-нибудь на пчельникI и содержалась въ полной чистотI,-то сожиганiе жертвы производилось на печномъ шесткI (комага или конга ончыл). 28) однIми поклонами. Молитвенная поза кугусортинцевъ не представляетъ ничего новаго: черемисы язычники точно также во время жертвоприношенiя стоятъ на ногахъ, въ шапкахъ; точно также большинство молящихся въ рощI, памятуя, что они не въ церкви, ограничиваются одними поясными поклонами, но некоторые по забывчивости осIняютъ себя крестнымъ знаменiемъ, а въ Малмыжскомъ уIздI я видалъ и такихъ черемисъ, которые закрывали себI ладонями лицо и проводили ими сверху внизъ совершенно помусульмански: эти послIднiе, когда наступалъ моментъ колIнопреклоненiя, не становились на колIни, какъ христiане, а просто садились на подогнутая подъ себя ноги. Сектанты допускаютъ только поясной поклонъ и колIнопреклоненiе съ наклономъ головы до земли; молясь, они совсIмъ не снимаютъ шапокъ или бIлыхъ войлочныхъ своихъ шляпъ (о чемъ основатель секты не упоминаетъ). Якмановъ пропустилъ самое важное: что совершающiй моленiе жрецъ и его помощникъ въ важнIйшие моменты молитвы "воздIваютъ руки", поднимая ихъ вровень съ головою и обращая ладони въ ту же сторону, куда обращено лицо. Конечно, сектанты много разъ видали, какъ православный священникъ молится въ алтарI съ воздIтыми руками. 29) do одного-"всI до единого, до послIдняго". Въ данномъ случаI видимъ мы полное сходство съ молитвою остальныхъ черемисъ: обыкновенно каждый вполголоса повторяетъ слова произносимой жрецомъ молитвы, а въ моментъ сожиганiя жертвы всI мысленно стараются высказать Божеству свои завIтныя желанiя и просьбы. 30) высочайшаго Бога. Отвергая всIхъ второстепенныхъ боговъ и богинь черемисскаго Олимпа, число которыхъ очень велико, Якмановъ признаетъ одного "Великаго Бога Творца"-Кугу пуиршо Юмо и его жену, мать его дIтей, Кугу пуиршо Юмон аваже- "мать-жена Великаго Бога Создателя". Жена Великаго Бога-персона безъ всякихъ функцiй. Когда сектантамъ указываютъ на это, они обыкновенно отвIчаютъ: "у васъ, вIдь тоже есть Божiя Матерь". Состоящiе по штату у каждаго изъ главныхъ боговъ пророки (пiамбар), докладчики черемисскихъ нуждъ (веднезе) и ангелы-адъютанты, посылаемые богами на землю (сукчо), равно ангелы у второстепенныхъ боговъ признаны также излишними; но ангелъ хранитель, даруемый каждому черемисину со дня рожденiя, постоянно, до самой смерти невидимо сидящiй на правомъ плечI черемисина (почему и называется вачевал сукчо, т.-е. "на плечI ангелъ"), остался по-прежнему хранителемъ кугусортинца. Старый языческiй Олимпъ соблюдалъ въ управленiи человIчествомъ строгое раздIленiе труда и наблюденiя: всякое занятiе, всякiй промыселъ, всI явленiя природы (вIтеръ, морозъ, дождь, громъ, молнiя), небесныя свIтила, звIзды, земля и вода-все управлялось отдельными божествами; даже зачатiемъ младенца и формированiемъ его въ утробI матери завъдывала особая богиня. А надъ всIми этими богами и богинями, гдI-то въ невIдомой дали лазурнаго неба обиталъ "Велики Богъ"-Кугy пуиршо Юмо съ женою. Слишкомъ далекъ онъ былъ отъ грIшной земли, и труденъ былъ къ нему доступъ для молитвы бIдныхъ черемисъ: если эту молитву принялъ веднезе Великаго Бога, онъ не можетъ миновать Капка ороло (привратника), "охраняющаго ворота въ усадьбI Великаго Бога, а если умилостивленный привратникъ пропуститъ, нужно входить въ сдIлку съ состоящимъ при БогI «пророкомъ» (пiамбар). Однимъ словомъ, доступъ къ Великому Богу столь же труденъ для черемисской молитвы, какъ самому черемисину трудно, напр., добраться до губернатора. Только послI столь сложной процедуры молитва черемисина язычника достигаетъ наконецъ Великаго Бога, безстрастно возсIдающаго въ богатой горницI, выстроенной среди окруженнаго новымъ высокимъ заборомъ двора, покрытаго богатою растительностью, среди которой пасутся обширныя стада Бога, пополняемыя постоянно приносимыми жертвами. Крупную фигуру Великаго Бога заслонялъ цIлый штатъ другихъ боговъ, а такъ какъ судьбой каждого человIка завIдывалъ особый "Богъ судьбы"- Каван юмо или Кава юмо, то фигура Великаго Бога, безконечно добраго (поро) къ людямъ, рисовалась черемисамъ очень туманно; теоретически какъ-будто все должно было быть въ его рукахъ, отъ него зависIть, но на практикI, при совершенномъ раздIленiи труда, Велики Богъ являлся для черемисъ чIмъ-то призрачнымъ, крайне неяснымъ, а его функцiи сводились почти къ нулю. Полная безпомощность "добраго Великаго Бога" особенно ясна делалась черемисамъ, когда они сопоставляли ее съ могуществомъ «злобнаго» (осал) Кереметя, его младшаго брата: въ то время, какъ Великiй Богъ терпIливо ждалъ обещанной жертвы, Кереметю надо было приносить ее безъ замедленiя. Всякiй другой народъ на мIстI черемисъ, создавъ столь обширный штатъ боговъ, вмIстI съ тIмъ выработалъ бы и цIлый рядъ мифическихъ сказанiй. Но у черемисъ въ этомъ отношенiи замечается поразительная бIдность. Подъ влiянiемъ моихъ вопросовъ, черемисскiе жрецы часто сознавались, что имъ самимъ трудно дать себI отчетъ въ томъ, какую же, наконецъ, роль играетъ Великiй Богъ въ мiроправленiи? Не странно ли, что, молясь напр. о прибыльномъ пчеловодствI, черемисинъ долженъ былъ непремIнно принести жертву "богу пчелъ" (мюкш он) и его женI (мюкш ава), жертва Великому Богу была при этомъ необязательна: точно также, молясь объ избавленiи отъ градобитiя, черемисинъ обращался къ "гремящему, молнiеносному богу"- (Кудурчо волгончо юмо), а не къ великому Кугу Юмо… Основатель новой секты глубоко продумалъ всю несообразность такого порядка. Если мы только представимъ себI всю сложность и трудность логическаго процесса, какой онъ продIлалъ, то мы поймемъ, какъ громадна была работа этого недюжиннаго ума. Безконечное число дней и ночей ушло у отставного — гвардейца съ товарищами на продумыванiе и взвIшиванiе всIхъ несообразностей въ черемисской мифологiи. Но мало было продумать: надо было обосновать солидными аргументами свою новую религiозную систему, предвидIть всI возможныя на первыхъ порахъ возраженiя со стороны приверженцевъ "старой Адамовой вIры", которые начало кроваваго жертвеннаго культа относятъ къ эпохI, близкой къ сотворенiю человIка. Гвардеецъ и здIсь нашелся, ссылаясь въ бесIдахъ съ черемисами на грубость древняго человечества, а съ другой стороны прототипъ новой своей вIры Якмановъ видитъ въ безкровномъ жертвоприношенiи Авеля. И я представляю себI, что черемисы жадно слушали апостола новой вIры. Должно быть, рIчи его были убIдительны, если число прозелитовъ росло со дня на день, и ко времени ссылки въ Сибирь основателей секты пять волостей съ черемисскимъ населенiемъ уже исповIдывали новое ученiе, а въ настоящее время въ трехъ смежныхъ уIздахъ почти половина черемисскаго населенiя тяготIетъ къ новой сектI. 31) простилъ намъ грехи. Выше, въ примIч. 9, я указалъ, что черемисы вообще не каялись Богу въ своихъ грIхахъ. Самое воззрIнiе язычествующихъ черемисъ на грIхъ крайне своеобразно. ГрIхъ незамолимъ: его нельзя покрыть ни кровавыми жертвами, ни свIчами, ни усердными моленiями, — только дIла благотворенiя и возмIщенiе нанесеннаго ущерба покрываютъ грIхъ. Но грIховными поступки черемисина становятся тогда, когда они наносятъ ущербъ ближнему (отнятiе жизни и имущества, колдовство и порча, присвоенiе путем кражи или хитрости, порча чужого добра, непочтенiе къ Богу, къ родителямъ и старшимъ, ложь, зависть и злоба, клевета и ябеда); все же остальное, отражающееся главнымъ образомъ на личности самого согрIшающаго, напр., пьянство и дурное поведенiе вообще, небрежность въ дIлахъ и хозяйственная нерадивость, — это будетъ не грIхъ, а проступокъ, за который виновный наказуется или Богомъ, или презрIнiемъ ближняго. Кугосортинцы значительно расширили списокъ грIховъ; въ число послIднихъ внесены: невоздержанiе (отъ вина, чаю, табаку), несоблюденiе чистоты, употребленiе въ пищу нIкоторыхъ звIрей и птицъ (о нихъ рIчь впереди); требованiя морали они также весьма замIтно повысили; впереди стоитъ заповIдь о томъ, что всI люди-братья, а изъ нея вытекаетъ много такого, что приближаетъ ученiе секты къ христiанству и ставитъ это ученiе недосягаемо выше черемисскаго язычества. Но Якмановъ не рIшился воспретить добрачную половую свободу: слишкомъ ужъ глубоко лежитъ она въ нравахъ черемисъ и слишкомъ дорожать они продолженiемъ рода, во имя котораго дIвушка можетъ не выходить замужъ, но должна имIть хотя одного ребенка… И кугусортинская дIвушка въ короткiя iюньскiя ночи жадно прислушивается къ звукамъ пуча-длинной лычной трубы, — которыми парень вызываетъ ее на свиданiе. Въ этомъ отношенiи у сектантовъ все осталось по-старому. 32) отъ всIхъ несчастныхъ бIдствiй. Молились объ этомъ черемисы и раньше, до появленiя секты кугу сорта, но тогда ихъ молитва поневолI теряла характеръ цIльности, разбиваясь по адресу цIлаго ряда боговъ, сообразно спецiальной функцiи каждаго. Величiе Верховнаго Бога теперь значительно выиграло, когда въ лицI его соединилась власть надъ всIмъ мiромъ и человIкомъ, до этого по частямъ распредIленная между многими божествами. Можно сказать, что черемисинъ (язычникъ и крещеный, но несвъдущiй въ христiанской вIрI) только теперь началъ отдавать себI отчетъ, что такое всемогущiй Богъ, когда секта отвергла всIхъ другихъ боговъ, равно перестала признавать Кереметя, который безсиленъ вредить черемисину, находящему защиту въ великомъ и единомъ БогI. 33) благодаримъ Бога за все прежнее. Какъ бы ни было неприглядно прошлое, кугусортинецъ не жалуется, а благодарить за него Бога: точно также онъ прощаетъ и забываетъ причиненныя ему обиды и притIсненiя со стороны начальства. Эта незлобивость поражала не только меня. но и всIхъ, кто соприкасался съ сектантами (Угрюмовъ, Мошковъ, Кобловъ). Только высокимъ подъемомъ религiознаго духа, очищенiемъ помысловъ отъ всего грIховнаго и широкою любовью къ ближнему можно объяснить подобное явленiе. Намекъ на прежнее время всегда замIтенъ былъ въ молитвахъ черемисъ. Но, ссылаясь на времена предковъ (тошто мари шамыч), язычникъ отмIчалъ только, что при предкахъ всего было «изобильно»: хлIба, скота, звIрей, денегъ, что предкамъ во всемъ была «удача»; такой же удачи и изобилiяпросилъ язычникъ и для себя, по примIру предковъ, и если желaнie его исполнялось, онъ считалъ, что Богу угодна была жертва, и за нее именно Богъ наградилъ черемисина изoбилieмъ. Обратно, если, напримIръ, прошeнie объ урожаI не исполнялось, какъ въ 1875 и 1879 гг., черемисы приносили болIе обильныя жертвы, вновь повторяя въ молитвахъ свои жeлaнiя. Благодарить за неурожай не приходилось, а нужно было умилостивлять Бога oбIщaнieмъ новой жертвы. Словомъ, въ чистомъ язычествI черемисинъ какъ бы вступаетъ съ Божествомъ въ сдIлку: "ты мнI, а я тебI", и только нeмнoгie черемисы доходили до болIе возвышеннаго пoнятiя о БогI, какъ существI, дIйствующемъ по началамъ высшей справедливости, да и то таковые оказывались преимущественно среди жрецовъ. BoззpIнiя сектантовъ на Верховнаго Бога, значительно облагорожены, а вмIстI съ тIмъ кугусортинецъ, вручивъ свою судьбу единому Богу, не чувствуетъ себя такимъ растеряннымъ и безпомощнымъ, какъ прежде, когда ему приходилось выбирать заступника и покровителя среди цIлаго сонма боговъ. Но при этомъ поражаетъ въ сектантствI одна черта, которая нечасто встрIчается даже среди христiанъ: это — полное и всецIлое подчиненiе себя волI Божiей. Оно столь трогательно въ нашъ матерiальный вIкъ, столь необычно для малокультурной инородческой среды, что невольно переносить наблюдателя въ тI отдаленныя эпохи, когда человIкъ умIлъ еще уходить отъ всего земного и сливаться съ Божествомъ. Удивительно, что сектанты, живя въ мipI, ведутъ часто полуаскетическiй образъ жизни, а обузданiе своихъ помысловъ и подчиненiе своей воли и поступковъ требованiямъ морали доводятъ до той степени, которая не для всякаго досягаема. 34) приносимъ моленiе за Царя и за его весь Царскiй домъ. РанIе у язычествующихъ черемисъ моленiе за Царя выражалось только тIмъ, что они просили у Великаго Юмы урожая и изобилiя главнымъ образомъ для того, чтобы исправно уплатить подати (юзак, т.-е. ясакъ). Теперь сектанты внесли еще особое прошенiе о дарованiи Государю (ош кугужа-"бIлый Царь") здравiя и долгоденствiя, равно и всей его семьи. 35) за все воинство. Молитва за все воинство, сколько знаю, читалась на моленiи только однажды-въ 1881 г., когда вскорI послI кончины Императора Александра II, духовный глава черемисъ видIлъ сонъ, будто турки вновь собираются воевать съ нами. Кугусортинцы внесли разъ навсегда въ молитву пpoшeнie о дapoвaнiи воинству русскаго "бIлаго Царя" побIды и постоянно читаютъ его на мoлeнiяxъ; въ этомъ случаI невольно сказался въ основатель секты солдатъ, бывшiй гвардеецъ. 36) начальство и добрыхъ людей. Ничего подобнаго не знало черемисское язычество. Да и трудно было язычествующимъ черемисамъ молиться за начальство духовное и свIтское, которое причиняло имъ много безпокойства, стIсняя въ дIлахъ вIры и облагая часто незаконными поборами; ряса миссiонера и форменная фуражка были одинаково страшны язычнику и придерживающемуся старины крещеному черемисину. Постоянныя гоненiя на черемисъ вызвали у послIднихъ не молитву за притIснителей, а оригинальную вставку въ молитву, въ которой они просятъ обыкновенно объ избавленiи отъ злодIевъ дневныхъ и ночныхъ; черемисы прибавили сюда спецiальное прошенiе объ избавленiи "отъ мошенника-исправника, отъ мошенника-попа и отъ всякаго мошенника-чиновника". Это показываетъ, какъ мало инородецъ довIрялъ начальству. У кугусортинцевъ нIтъ въ молитвI этой оскорбительной для русскаго вставки, и они молятся не только за всIхъ участниковъ безкровнаго жертвоприношенiя, но и "за все вообще начальство и всIхъ добрыхъ людей". Мы видимъ отсюда, насколько любовь къ ближнему беретъ перевIсъ у сектанта надъ всIми другими чувствами. А, казалось бы, достаточно было одной административной высылки въ Сибирь, чтобы надолго могло сохраниться у основателя секты недовIрiе и злоба къ начальству… 37) за всIхь умершихъ. Молитвы за умершихъ читаются у язычниковъ только на поминкахъ; обращенная къ главI загробнаго мipa, молитва не проситъ о прощенiи грIховъ умершихъ и объ улучшенiи ихъ участи; это послIднее если и возможно, то не навсегда, а только на время, подъ влiянiемъ жертвъ, приносимыхъ владыкI загробнаго мipa: онъ можетъ лишь на время отпускать души умершихъ на землю. Но чтобы хотя ненадолго освътить темный загробный мiръ и доставить нIкоторое удовольствiе для грIшниковъ, продолжающихъ сохранять чисто земныя потребности, живые родственники должны предлагать имъ время отъ времени трапезу и ставить восковыя свIчки. Сектанты хотIли бы реорганизовать и эту сторону черемисскихъ вIрованiй, но у нихъ какъ-будто не хватило умIнья. Хотя Якмановъ и говорить въ своемъ исповIданiи, что сектанты молятся, чтобы умершiе 38) уготовали (читай "себI, т.-е. удостоились") Царствiе Небесное, но этого «царствiя» кугусортинцы даже и приблизительно себI не представляютъ: они свели молитву, подобно язычникамъ, къ тому, чтобы Великiй Богъ дозволилъ "ходить умершимъ при свIтломъ солнцI", а не во мракI. У нихъ нIтъ рIчи о томъ, чтобы души умершихъ находились ближе къ Богу и наслаждались созерцанiемъ его величiя: это кажется имъ еще кощунствомъ. Но такъ какъ въ послIднее время среди черемисъ усердно распространяется переводъ апокрифического, Хожденiя св. Феодоры по мытарствамъ", то очень можетъ быть, что они выработаютъ себI болIе детальное представленiе и загробной участи и о блаженствI въ царствI небесномъ. Но въ данное время сектанты, отбросивъ старочеремисское воззрIнiе на загробный мiръ, какъ блIдную копiю настоящаго, гдI умершiе продолжаютъ жить по-земному, отказываются нарисовать картину загробнаго быта. Любопытно, надолго ли сохранится такое воззрIнiе. 39) въ пищу никогда не употребляемъ. Якмановъ могъ это сказать только про себя и про своихъ первыхъ, наиболIе экзальтированныхъ прозелитовъ. Приводя перечень всего неупотребляемаго въ пищу, основатель секты смIшиваетъ иной разъ въ своемъ изложенiи употребляемое съ неупотребляемымъ, дозволенное съ запрещеннымъ, какъ это мы сейчасъ увидимъ. 40) свинину. Свиней (сосна) черемисы вообще разводятъ мало, ибо онI причиняютъ много хлопотъ: ломаютъ изгородь, портятъ выгоны и непригодны для жертвы богамъ. Кугусортинцы еще потому чувствуютъ отвращенiе къ свиньI, что она питается всякою мерзостью. Язычники избIгаютъ приносить свиней въ жертву даже Кереметю: никому не нравится это грязное животное… Но вообще черемисы, язычники и крещеные, довольно неразборчивы въ пищI. Случалось видать, что они употребляютъ въ пищу вареную сороку, лисицу, бурундука. Это чаще наблюдается на лIвомъ берегу р. Вятки, въ Малмыжскомъ уIздI. 41) кобылятину. Конина издревле употреблялась въ пищу всIми нашими инородцами; на рынкахъ сIверной Pocciи лошадиное мясо продавалось наряду съ зайчиной, бIлкой и бобровиной еще въ XV в. Татары колютъ только старыхъ лошадей, а жеребятами лакомятся болIе богатые. За послIднее 25-лIтiе лошадиное мясо черемисы Iли только при большихъ моленiяхъ и на богатыхъ поминкахъ; но для этихъ цIлей закалывалось обыкновенно животное не старше 1 1/2, много 2 лIтъ. Отвычка отъ конины производила то, что многiе объIдались ею на моленiяхъ. Когда начиналась острая боль въ желудкI, объIвшагося отхаживали тIмъ, что или катали по землI, старательно при этомъ растирая животъ, или гоняли до полнаго изнеможенiя, какъ лошадь на кордI, по полянI, подстёгивая прутьями. При каждомъ большомъ моленiи возможны случаи смерти отъ объяденiя: умираютъ не только бIдняки, давно не видавшiе мяса, но и люди богатые, какъ ревнитель древняго язычества Александръ изъ дер. Тамшинери (около 1903 г.). Памятуя такiе случаи, Якмановъ устранилъ конину (имне шыл) совершенно. 42) медведя. Теперь медвIдь (маска) составляетъ рIдкость на черемисской территории въ языческихъ молитвахъ черемисъ онъ упоминается наряду то со звIрями, вредящими домашнему скоту, то въ числI промысловыхъ звIрей. Но лIтъ 60 тому назадъ медвIдя было еще много и за нимъ охотились; такъ напр., верховный жрецъ черемисъ Токпай, умершiй около 1900 г., много разъ ходилъ на медвIдя съ рогатиной (маска умдо). Охота производилась на этого хищника главнымъ образомъ ради шкуры, а въ пищу употреблялось далеко не все мясо, но только голова, лапы и окорока; сало извлекалось для хозяйственныхъ и лIчебныхъ надобностей. 43) зайца и бIлку. Эти грызуны всегда употреблялись черемисами въ пищу и приносились въ жертву кереметямъ. Но такъ какъ основатель секты довольно строго провелъ неупотребленiе въ пищу всIхъ звIрей, равно животныхъ и птицъ, которыхъ черемисы не разводятъ сами, то онъ поступилъ совершенно логически, возбранивъ употребленiе мяса зайца (мерянг) и бIлки (ур); въ то же время черемисская бIднота, примкнувъ къ сектI лишается существеннаго пищевого подспорья при скудномъ инородческомъ хозяйствI. Остается одно: нарушать иногда кугусортинскую заповIдь, а потомъ приносить Богу покаянiе; такъ большинство по нуждI и дIлаетъ въ послIднее время. 44-46) курицъ и яйцы. ЗдIсь мысль выражена такъ, какъ-буд-то куры и куриныя яйца не употребляются въ пищу, наравнI "съ прочими лIсными птицами". Но курица-птица домашняя, а не лIсная, какъ тетеревъ, рябчикъ, куропатка. Кугусортинцы употребляютъ въ пищу куръ (чибы) и яйца (муно); глава уржумскихъ кугусортинцевъ, угощая меня чаемъ, велIлъ мнI подать сваренныхъ всмятку куриныхъ яицъ и огурцовъ съ медомъ и Iлъ при мнI яйца. МнI разрешено было курить; мало того, я послалъ за бутылкой водки и угощалъ собравшихся ко мнI черемисъ, не принадлежащихъ къ сектантамъ. Это показываетъ, насколько велика терпимость сектантовъ и какъ они снисходительны къ людскимъ слабостямъ. 47) капусту. Какъ увидимъ ниже, огородныя овощи не изгоняются изъ кулинарного черемисскаго обихода, и дIло не ограничивается одной капустой (кобышта). 48) остальное не употребляемъ. Къ «остальному» относятся: огурцы (кгар), рIдька (кочо ушмэн), картофель (поренге), свекла (йошкар ушмэн), горохъ (пурса), бобы (немыч пурса), лукъ (шоган), морковь (кэшыр, мокрока), рIпа (ырэвы), брюква (шере ушмэн). Все это, наряду съ подсолнухами (кече шудо), я видIлъ во всIхъ сектантскихъ огородахъ (пакча). Примирить такое явное противорIчiе дIйствительности съ завIтомъ основателя секты крайне трудно; но такъ какъ дIти сектантовъ до извIстнаго возраста свободны отъ всIхъ строгостей кугусортинскаго устава, то вIрнIе всего-какъ бы для нихъ разводятся эти овощи. Въ то же время взрослые, оправдывая себя грIховностью и слабостью человIческой природы, часто погрIшаютъ, употребляя въ пищу овощи. Такимъ образомъ, не погрIшая противъ завIтовъ Якманова, сектанты могутъ употреблять въ пищу только капусту, баранину (тага шыл) и говядину или коровье мясо (ушкал шыл). 49) вина никакого не пьемъ. Это совершенно вIрно; даже кумышка, черемисская водка самосидка, совершенно устранена изъ домашняго и жертвеннаго обихода. Но такъ какъ человеку трудно обойтись безъ возбуждающихъ напитковъ, то основатель секты оставилъ медовщину (пурэ), которая, по своимъ опьяняющимъ свойствамъ, значительно сильнIе водки и кумышки, но употребляется она въ малыхъ дозахъ и не чаще одного раза въ недIлю, поэтому сектантовъ нужно считать людьми безусловно трезвыми. Число сектантовъ значительно бы возрасло, если бы Якмановъ не возбранялъ употребленiе водки; такъ какъ отстать отъ водки очень трудно, то для многихъ, сочувствующихъ сектI, фактическое вступленiе въ послIднюю затягивается на цIлые годы. Я знаю семьи, женская половина которыхъ давно примкнула къ сектI, а взрослые мужчины, при всей симпатiи къ ней, не могутъ этого сдIлать, не въ состоянiи будучи отказаться отъ водки и табаку. 50) чаю тоже. Братья Якмановы и всI живущiе съ ними въ ЦаревококшайскI чаю дIйствительно не пьютъ; но это-подвижники и люди не отъ мiра сего. Остальная масса сектантовъ слишкомъ слаба, чтобы довести свою Iду и питье до того минимума, который установилъ основатель секты. Легко себI представить, къ чему свелось бы питанiе черемисъ, если бы всI сектанты употребляли изъ овощей только капусту и не пили чаю! За послIднiе сорокъ лIтъ употребленiе чая страшно возрасло: черемисинъ, какъ и русскiй, чаепитiемъ, вмIсто завтрака, начинаетъ день, пьетъ чай съ хлIбомъ вмIсто обIда и чаемъ же, вмIсто ужина, заканчиваетъ. Отнять у него теперь чай, котораго черемисы не знали два поколIнiя тому назадъ, значит]- обречь его на голоданiе. Поэтому чай остается напиткомъ допустимымъ у большинства кугусортинцевъ; онъ допускается наравнI съ употребленiемъ рыбы (кол)-"ради слабости человIческой". 51) табакъ не куримъ, не нюхаемъ. Табакъ извIстенъ нашимъ инородцамъ со второй половины XVII вIка. Обыкновенно курятъ не только мужчины, но и женщины, а нюхаютъ главнымъ образомъ при болIзняхъ глазъ и головы. Когда табаку нIтъ, черемисы крошатъ, какъ крупку, старые прокуренные чубуки, мохъ или трутъ и курятъ. Особенно часто начинаетъ съ этихъ суррогатовъ свое куренье молодежь. Наряду съ запретомъ употреблять водку, устраненiе табаку (томак) составляетъ самое тягостное лишенiе для черемисъ и для многихъ изъ нихъ, симпатизирующихъ сектI, является трудноодолимымъ препятствiемъ. 52) кровопролитiя. Якмановъ разумIетъ, здIсь кровавыя жертвы, начало которыхъ относится у черемисъ, какъ и у всIхъ народовъ, ко временамъ отдаленнIйшей древности, вIрнIе всего — ко временамъ кочевого быта. Появленiе земледIлiя не уничтожило кровавыхъ жертвъ, а только внесло въ жертвенный ритуалъ нIкоторое дополненiе и разнообразiе. Со времени покоренiя Казани (1552), духовенство сильно боролось съ кровавыми жертвами, ито, чего не могли русскiя власти уничтожить въ три съ половиною вIка, братья Якмановы уничтожили въ нIсколько лIтъ… Это показываетъ, какъ сильно дIйствуетъ новая вIра на массу. Кончая комментарiй на кугусортинское исповIданiе вIры, не могу умолчать въ заключенiе, что возведенное Якмановымъ зданiе новой вIры выглядитъ неуклюже, сложено изъ разнороднаго матерiала, кой-гдI какъ будто недостроено. Но это зданiе такъ крIпко связано цементомъ глубокой вIры, разведеннымъ на широкой любви къ человIчеству, что оно обIщаетъ быть долговIчнымъ… Примечания:2 Шоран вургем-vestis obcacata |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|