7

Начнем с общего понятия предмета. Что такое предмет? Наука проводит резкоеразличие между материальными предметами, например объектами физики, иидеальными предметами, в которых мы видим нечто духовное. Миф не знает такогоразличия. Одни ученые, например, физики или химики, занимаются только материей,тогда как другие, например историки, — идеями и духовными ценностями, которыеповлияли на исторические события; и даже там, где взаимодействие материальногои идеального имеет большое значение, например в нейропсихологии, такжепроводится резкое различение понятий. Для мифа, напротив, все материальноеодновременно определяется как идеальное и наоборот. Ибо все материальное,земля, небо, море, река, источник, радуга, молния, роща и т. д. представляетсякак проявление божественного или как знак действий бога, нумен, как говорилиримляне; точно так же все идеальное: любовь, мудрость, нравы, воинственноечувство, внезапный случай и т. д. — понимается как нумен бога, который в любоевремя может материализоваться, явив свой индивидуальный облик — эпифания, какговорили греки. Так, Земля подчиняется богине Гее, небо — Урану, радуга — Ирис,любовь — Афродите или Эросу, мудрость — Аполлону, война — Аресу и т. д.

Обратимся теперь к общему понятию взаимоотношений между предметами. Наука ищетпрежде всего такие отношения, которые выразимы в естественых законах иисторических правилах. Вопрос о том, что такое естественный закон, нами здесьподниматься не будет. Но что такое историческое правило? Под историческимиправилами понимаются такие правила, которые определяют мышление и поведениелюдей не так непосредственно как естественнаучные законы, а действуют только висторически ограниченное время, на географически ограниченном пространстве. Вкачестве примера можно назвать поведение римлянина в времена республики,человека времен Барокко, человека научно-технической цивилизации и т. д.; илиже можно вспомнить поведенческий кодекс кавалера в Рококо, джентльменаБританской империи прошлого столетия; художественный стиль, правовые ихозяйственные системы, политические идеологии, религиозные ритуалы вантичности, средневековьи и современности, но прежде всего вспомним о правилахязыка. Вся наша жизнь с самого начала и до конца, с раннего утра до позднеговечера определяется такими историческими правилами. Эти исторические правила висторических и гуманитарных науках служат такой же основой для объясненияповедения людей, какой в естественных науках законы являются основой дляобъяснения материальных процессов. В противоположность этому, миф сводит всепроцессы в природе и человеческом обществе к определенным нуминозным исходнымсобытиям, к постоянно повторяющимя архетипам или архаи, как говорили греки.Так, рождение дня из ночи рассматривается как священное прасобытие, котороепостоянно повторяется; ритмы времен года основаны на постоянном повторениипохищения Персефоны (дочери Деметры), Гадесом, богом подземного мира (чемобъясняется зима) и ее возвращение на Землю (чем объясняется наступлениевесны). С другой стороны, Афина первоначально показала людям как выращиватьоливковое дерево, как делать посуду; Зевс принес людям обычаи и нравы; Ареспоказал как нужно сражаться; с Эросом в мир пришла любовь и т. д. Также и здесьречь идет об архетипах, прасобытиях и нуминозных образцах, которые должныповторяться людьми, в соответствии с определенными ритуальными предписаниями.

В силу необходимой краткости, я ограничусь только на различиях между мифом инаукой в представлениях о времени. Примечательно, что именно научныепредставления являются нечеткими, а мифические, напротив, однозначными. Вклассической механике отсутствует направление времени в том смысле, когда мыговорим: время течет от прошлого в будущее; с другой стороны, термодинамика иосновывающаяся на ОТО космология не исключают циклического времени, в котороммогут повторяться прошлые состояния. Наконец, в квантовой механике имеютсяявления, которые могут трактоваться как просходящие в противоположном временномнаправлении, т. е. от настоящего к прошлому. 3) В противоположность этомуархаи, прасобытие мифа упорядочено не в известном из повседневности временномпотоке; в противополождность ему оно скорее нечто трансцендентное, должносуществовать в утопическом пространстве вечной тождественности, вне мира, какидеи Платона. Точно так же как для Платона вещи есть отражения идей, как воск,сохраняющий отражение печати, так архаи отпечатывает, первоначальную временнуюпоследовательность событий, так что они постоянно повторяются в отраженнойформе. Мы можем рассчитать последовательность весен в доступном для насвременном представлении — и тем не менее в каждой весне находит свое выражениевесна как прасобытие возвращающейся Персефоны и в ней повторяется; точно такжев ремесле изготовления посуды снова и снова повторяется не локализируемоепрасобытие.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке