|
||||
|
5 Начнем прежде всего с точного сопоставления греческого мифа с наукой. Но почемуименно греческого мифа? Не создает ли он впечатление едва ли обозримогомногообразия? Однако, несмотря на это многообразие, мы говорим о греческоммифе. Как это возможно? Но разве мы не оказываемся в том же положении, когдапытаемся судить о науке? Разве не предлагает она нам постоянно растущее и дажепротиворечивое многообразие гипотез и теорий? Тем не менее мы говорим о науке вединственном числе. Очевидно, в различных мифах и многообразных теориях мыусматриваем нечто общее, что позволяет нам охватывать многообразие в том и вдругом случае соответсвующим понятием. Это общее, свойственое различным мифам,соответственно теориям, есть их структура. Если вы читаете описание исторических событий, в котором боги выступают какважные действующие лица — припомним «Илиаду» Гомера — вы, конечно, понимаете,что здесь речь идет не о историко-научном исследовании, а о мифе; если выизучаете систематическое объяснение естественных процессов, которое опираетсяна законы, то знаете, что речь идет не о мифе, а о естественнаучной теории. Приэтом совершенно не важно, каково особое содержание в том и другом случае, веримли мы в миф, убеждены ли в истинности естественнонаучной теории; единственное,что имеет здесь значение — это структура; в одном случае мифическая, в другом —научная. Именно потому, что речь идет о структуре как таковой, котораяпоставляет общую характеристику, она применима не только к греческому мифу.Все, что далее будет говориться о структуре мифа, относится ко всем мифам, гдебы они ни встречались — Европе, Южной Америке, на Дальнем Востоке. Подструктурой понимают связь, строение и внутреннее членение целого. Целое, окотором здесь идет речь, относится ко всей действительности, бытию вообще,представляет собой всеобщий способ рассмотрения действительности и бытия,который свойственен в одном случае мифу, в другом науке; внутреннее членениеэтого целого определяется основными элементами соответствующего рассмотрениядействительности и бытия и характером их соотношения. Так, для мифа характерно,что он повсюду видит богов, которые все упорядочивают и формируют. Наука видитповсюду действие естественных законов. Боги в одном случае, естественные законыв другом являются основными понятиями в целостной концепции о действительности,бытии в целом. Если мы хотим сравнить друг с другом миф и науку, мы должнытолько отвлечься от частностей их структуры. Такие структуры, которые относятсяк бытию в целом, называются онтологиями. Онтология есть учение о бытии.Онтологии есть понятийные структуры, которые описывают бытие в целом. Искомоесравнение структур есть сравнение онтологий. Мы должны поэтому спросить: какиепредставления о действительности, бытии в целом, какие онтологии лежат воснове, с одной стороны, мифа, с другой — науки. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|