13

Но если мы должны отказаться от позиции выносящих приговор истории, чтоозначает тогда наша современная жизнь? Мы живем ведь в научную эпоху, миф илогос давно исчезли с исторической арены и ничто не может пробудить их к жизни.

Такая оценка покоилась бы однако на заблуждении. Это заблуждение, потому чтоименно в нашем экзистенциальном опыте мы неизменно думаем мифически: в нашемотношении к рождению и смерти, в любви, в отношении к природе, в восприятииискусства и религии. Здесь мы повсюду сталкиваемся с мистерией бытия и вряд линаучное просвещение сможет что-либо изменить. Современный человек живет, таксказать, во многих мирах: научно-техническом мире, который господствует в егоповседневности и профессиональной деятельности, однако без труда инепроизвольно оказывается в другом мире, когда любуется пейзажем или мифическимколдовством искусства, посещая церковь, совершено независимо от того, являетсячеловек верующим или нет в узком смысле слова. Все эти различные способыпереживания мира живут в нем, и только от ситуации зависит, когда ониактуализируются. В этой постоянной смене точек зрения выражается также то, чтонаучная эпоха, с одной стороны, прославляется как насыщенная неисчислимымимблагами, с другой стороны, сверхрационализация ведет к опустыниванию жизни,которое все более воспринимается как невыносимое.

Заблуждение, о котором я говорю, опасно тем, что оно мифическую сторону нашейжизни только вытесняет, не снимая, и содействует тем самым иррациональнойатмосфере. Я напомню о политических псевдомифах недавнего прошлого исовременности, некоторых явлениях движения «новый век», модного культа матери иего ритуалах в феминизме.

Однако тяжелейшим заблуждением было бы также полагать, что минувший мир логосанас больше не касается. Ведь свойствнная ему метафизика, которая нам открылаглаза на то, что есть вообще онтология, пыталась быть учением о сущем в целом.Греческая метафизика навсегда останется неуничтожимой парадигмой, на которуюориентируется философия, открывая нам глаза на онтологическое понимание всехконцепций действительности. Только через сравнительное изучение онтологий, длячего античная метафизика образует необходимую предпосылку, позволяет нам неоставлять без критики наш собственный опыт, понимая, что последнее обоснованиевсегда может быть только метафизическим.

Только если мы сохраняем открытым подход к прошлому и его различнымвозможностям рассматривать мир, мы можем сохранить критическую дистанцию ксовременности и предотвратить слепоту. Однако перед нами еще стоит задачавырваться из современной односторонности и преобразовать нашу действительностьна основе триады мифа, метафизики и науки.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке