|
||||
|
Глава III «Баи» «Восемь рядов…»Говоря о роде Цзи, Кун-цзы сказал: — Восемь рядов танцуют в храме. Если такое можно вытерпеть, то что же вытерпеть нельзя? В Трех семьях убирали под напев гимна «Плавно». Учитель сказал: — Здесь помогают в служении предку князья. Ныне Сын Неба и царь величав, величав. Разве можно воспевать такое в храмах Трех семей? Учитель сказал: — Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?[30] Линь Фан[31] спросил о сущности церемоний. Учитель ответил: — Это важный вопрос! Обычную церемонию лучше сделать умеренной, а похоронную церемонию лучше сделать печальной. Учитель сказал: — Если даже у [варваров] и и ди есть свои правители, им никогда не сравниться со всеми ся, лишенными правителей. Цзиши собирался совершить жертвоприношение горе Тайшань. Учитель обратился к Жань Ю с вопросом: — Ты не можешь помешать ему? Он ответил: — Не могу. Учитель сказал: — Разве гора Тайшань [окажется] хуже Линь Фана? Учитель сказал: — Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука. После взаимных приветствий он поднимается [в зал для стрельбы], а по выходе [ведет себя соответствующим образом] при питье вина. Подобное соперничество пристойно благородному мужу. Цзы-ся спросил: — Что значат слова: «Чарующая улыбка придает красоту, блеск глаз создает привлекательность, простой фон с помощью раскрашивания обретает разноцветные узоры»? Учитель ответил: — Рисунок появляется на простом фоне. Цзы-ся сказал: — [Это значит, что] ритуалом пренебрегли? Учитель сказал: — Шан, вы уловили мою мысль. С вами можно беседовать о «Ши цзин».[32] Учитель сказал: — Что касается ритуала династии Ся, я могу рассказать о нем. Но [не могу рассказать о ритуале] государства Ци, так как недостаточно свидетельств. Что касается ритуала династии Инь, я могу рассказать о нем, но [не могу рассказать о ритуале] государства Сун, так как недостаточно свидетельств. Причина всего этого в том, что недостаточно [исторических] документов. Если бы их было достаточно, я бы мог опереться [на них].[33] Учитель сказал: — Я не хочу смотреть большую церемонию, после того как земля полита вином.[34] Кто-то спросил [Кун-цзы] о большой церемонии. Учитель ответил: — Не знаю. И, указывая на свою ладонь, сказал: — Тому, кто знает ее сущность, легко управлять Поднебесной.[35] [Кун-цзы] приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним. Учитель сказал: — Если я не участвую в жертвоприношении, то я словно не приношу жертв. Ван Сунь-пзя спросил: — Что означают слова: «Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев»? Учитель ответил: — Не так! Тот, кто нанес обиду небу, не может обращаться к нему с просьбами.[36] Учитель сказал: — [Установления династии] Чжоу основываются [на установлениях] двух династий. О, как они богаты и совершенны! Я следую им.[37] Учитель, войдя в великий храм, спрашивал обо всем, [что видел]. Кто-то сказал: — Разве сын человека из Цзоу знает ритуал? Войдя в храм, он спрашивает обо всем, [что видит]. Услышав это, учитель сказал: — Это и есть ритуал.[38] Учитель сказал: — Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы[39]. Это древнее правило. Цзы-гун хотел положить конец обычаю принесения в жертву барана в первый день месяца. Учитель сказал: — Сы! Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале.[40] Учитель сказал: — Когда, служа государю, соблюдаешь ритуал, люди считают это угодничеством. Дин-гун[41] спросил: — Каким образом государь использует чиновников, а чиновники служат государю? Учитель ответил: — Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности. Учитель сказал: — [Песнь] «Встреча невесты»,[42] будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит. Ай-гун спросил Цзай Во [о деревьях, которые сажают у] алтаря.[43] Цзай Во ответил: — [При династии] Ся сажали сосны, [при династии] Инь – кипарисы, [при династии] Чжоу – каштаны, и [все для того], чтобы заставить народ бояться. Учитель, услышав это, сказал: — Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.[44] Учитель сказал: — Гуань Чжун[45] не обладал большими способностями. Кто-то спросил: — Гуань Чжун был бережлив? Учитель сказал: — У Гуань Чжуна было три жены. Слуг у него было много. Из чего же можно заключить, что он был бережлив? Тот снова спросил: — В таком случае, знал ли Гуань Чжун ритуал? Учитель ответил: — Ставить [в воротах] деревянную ширму мог только государь, но Гуань Чжун также поставил [у себя в воротах] деревянную ширму[46]. Только государи во время встречи ставят чаши для вина на земляную горку, но Гуань Чжун у себя также завел такую горку. Если Гуань Чжун знал ритуал, то кто его не знал? Учитель говорил лускому «старшему наставнику» (тайши) о музыке так: — Музыка – ее можно знать! Когда начинают играть, то как бы слитно. Когда дают музыке свободу, то она как бы едина и проста, как бы светла, как бы тягуча. И таким порядком заканчивают. Начальник пограничной службы в И, желая встретиться [с Учителем], сказал: — Когда сюда прибывали благородные мужи, я встречался с каждым. Ученики попросили [Учителя] принять его. Выйдя от Учителя, он сказал: — Почему вы так обеспокоены, что нет у вас чиновничьих постов? Поднебесная уже давно лишилась Дао-Пути, скоро Небо сделает Вашего Учителя колоколом. 25.Учитель говорил о Шао: — Это вполне красиво и, кроме того, вполне нравственно. Сказал об У: — Это вполне красиво, но не вполне нравственно. Учитель сказал: — Как я должен относиться к людям, которые, находясь наверху, не проявляют великодушия [по отношению к низам], совершают церемонии без почтения, на похоронах не скорбят? Примечания:3 Благородный муж (цзюнь-цаы) – является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком. Качествами такой личности, согласно взглядам конфуцианства, должен прежде всего обладать государь. Поэтому понятия «благородный муж» и «государь», «правитель» у Конфуция часто совпадают. Противоположность «благородного мужа» – «низкий человек» (сяо жэнь), человек, лишенный высоких моральных качеств, как правило, синоним простолюдина. 4 Ю-цзы – прозвище одного из семидесяти семи ближайших учеников Конфуция – Ю Жо. Вместе с Цзэн-цзы он был наиболее уважаем учителем, что отразилось в приставке только к их фамилиям слова «цзы», выражавшего почтительность. К остальным ученикам Конфуций обращался, называя просто фамилию или имя. 30 Наряду с ритуалом музыка рассматривалась конфуцианством как средство воспитания. 31 Линь Фон (Цю) – происходил из Лу. Был ли он учеником Конфуция, неизвестно. 32 Цзы-ся приводит три строфы из стихотворения «Ты величава собой», входящего в «Песни царства Вай» (третья строфа в дошедшем до нас тексте «Ши цзин» отсутствует). В ходе беседы Цзы-ся с Конфуцием выясняется, что, по мнению последнего, точно так же, как красота связана со скромностью и простотой, так и ритуал не может существовать без определенных моральных принципов. 33 Династии Ся и Инь были более знамениты, чем государства Ци и Сун, поэтому их ритуалы сохранились лучше. 34 Согласно традициям и установлениям Чжоу-гуна, такие большие церемонии имел право осуществлять только «сын неба», правитель династии Чжоу. Однако во времена Конфуция местные правители владений обособились от престола правителя настолько, что сами начали проводить «большую церемонию». Конфуций осуждал это и не желал смотреть на церемонию, проводившуюся правителем владения. 35 Конфуций уклоняется от прямого ответа, но дает понять, что все знают, как должна проходить церемония (т. е. в каком порядке следует устанавливать деревья предков). 36 Ван Сунь-цзя, будучи в то время сановником в государстве Вэй, по существу сосредоточил в своих руках политическую власть. Здесь он приводит известную пословицу того времени, которая до словно звучит так: «Лучше быть в хороших отношениях с теми, кто на кухне, чем с теми, кто в палатах». 37 Имеются в виду династии Ся и Шан. 38 Речь идет о храме Чжоу-гуна в Лу. Поскольку отец Конфуция правил в Лу уездом Цзоу, незнакомец говорит о вошедшем в храм Конфуции как о сыне человека из Цзоу. 39 Эти слова взяты Конфуцием из старинной книги обрядов «Сянь шэ ли». 40 В Древнем Китае государь в первый день каждого месяца должен был, согласно ритуалу, приносить в жертву барана. Конфуций порицает намерение Цзы-гуна (Сы) отказаться от этого обычая. 41 Дин-гун – посмертное имя Суна, правителя Лу. Посмертное имя давалось правителям и сановникам. В нем выражалась наиболее характерная черта их деятельности; например, «просвещенный», и т. д. 42 Речь идет о первой песне из «Ши цзин». 43 Цзай Во (Цаай-юй, Цзы-во или просто Юй) – ученик Конфуция. В Древнем Китае возникновение нового государства ознамено вывалось сооружением алтаря в честь духа земли. На этом алтаре сажалось дерево, порода которого зависела от характера земли данного государства. 44 Конфуций не согласен с утверждением Цзай Во о том, что посадка деревьев на алтаре осуществлялась в целях устрашения. Он считал, что это делалось в интересах соблюдения ритуала. 45 Гуань Чжун, или Гуань-цзы (первое имя И у, умер в 645 г. до н. э.), – уроженец Ци (крупного древнекитайского государства, занимавшего большую часть нынешней провинции Шаньдун), известный философ, экономист и государственный деятель, получил пост первого министра в 685 г. до н. э. Инициатор ряда важных реформ, способствовавших укреплению экономической и военной мощи страны. По его предложению в Ци была введена новая система административного деления и налогового обложения, осуществлена реформа армии. Одной из основ всех мероприятий Гуань Чжуна была изложенная им концепция социального деления общества. 46 Крупные сановники вроде Гуань Чжуна, согласно ритуалу, имели право вешать в воротах лишь бамбуковую занавеску. Гуань Чжун же, нарушая ритуал, поставил у себя в воротах подобно государю деревянную ширму, которая якобы предохраняла от проникновения злых духов. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|