|
||||
|
Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 7.1. Социальная жизнь общества Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы и т. д. Социальная сфера – это сфера общественного производства самого человека с его интересами и их проявлениями в различных формах. Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т. е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека[18]. Социальная жизнь общества – это деятельность личностей и социальных групп. В процессе этой деятельности формируются человеческие качества. Эти качества формируются, с одной стороны, стихийно, всеми компонентами общественной жизни, а с другой – деятельностью лиц специальных профессий, осуществляющих «общественное производство человека» (врачи, педагоги, идеологи и т. д.), специализированную деятельность по производству человеческой жизни. В обществе есть различные группы людей. Признаки, определяющие специфику и различия групп людей, делятся на естественно-биологические и общественно-исторические. К первым относят половые, возрастные, расовые. Группы людей различаются по полу, по возрасту, по расовой принадлежности. Расы – группы людей, характеризующиеся общими внешними морфологическими признаками – цветом кожи, формой головы, разрезом глаз и т. п. Эти признаки – результат воздействия природно-географических условий. Выделяют три основные расы: европеоиды – люди с белой кожей, негроиды – с черной, монголоиды – с желтой кожей и косым разрезом глаз. Что касается общественно-исторических общностей, то среди них выделяют массовые и групповые. Массовая общность – неустойчивая, внутренне неупорядоченная совокупность людей, связанная с участием в какой-то эпизодической деятельности (например, участники митинга, болельщики на стадионе, поклонники эстрадной звезды и т. п.). Групповая общность (социальная группа) – устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности, нормы поведения и т. д. Эти группы организованны, внутренне структурированы. Важнейшие среди социальных групп – семья, этнос, классы. 7.2. Брак и семья Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи является оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Морально-религиозная основа семьи опирается на авторитет церкви. Семья – первичная, элементарная ячейка общества, представляющая собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми, семья функционирует как устойчивая социальная общность. Семья выполняет ряд функций:
Семья – сложное явление, включающее в себя не только естественные отношения полов, но и экономические и нравственные взаимосвязи между мужем и женой, родителями и детьми. У каждого человека есть потребность интимного общения, в котором он может выразить свои взгляды и чувства, найти поддержку, утешение, совет, заинтересованность, сопереживание, помогающие в решении общественных и личных проблем. В браке, основанном на любви, в семье создается особая атмосфера откровенности, доверительности, взаимоуважения. Добровольность и равноправность отношений между мужчиной и женщиной должна быть в принципе везде, особенно в семье. Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви. Любовь любовью, но одним из важных факторов семейных отношений является быт. Под бытом в широком смысле понимается область непроизводственной жизни, условия, в которых находится человек вне производственной и общественной деятельности. Быт не сводится к домашнему уюту, не ограничивается семейными отношениями. Быт – это многообразные формы повседневной жизни людей: как и где они питаются, одеваются, как отдыхают, каков распорядок жизни, обычаи и привычки, общение друг с другом и т. д. Брачно-семейные отношения исторически изменяются. Рассмотрим основные этапы эволюции брачно-семейных отношений. Первобытное общество складывалось из родов – группы людей, связанных кровным родством. В роде ограничивалась свобода полового общения, не допускались связи между родителями и детьми, братьями и сестрами. Возник групповой брак, в котором брачные отношения были между родами. Все женщины одного рода были общими женами всех мужчин другого рода и наоборот. Дети входили в род своей матери. В роде пришедший извне мужчина находился в определенном подчинении у женщин. Это состояние получило название матриархат[19]. Возникновение частной собственности, развитие скотоводства, земледелия, в которых главное место занимал мужчина, привело к возрастанию общественного значения труда мужчин. Мужчина становится главой семьи. Частная собственность породила стремление собственников – мужчин умножать накопленные богатства и передавать по наследству своим детям. Возникает моногамная патриархальная семья, своеобразная община во главе с отцом – патриархом, вместе с его детьми, внуками и т. д. Патриархальная семья характерна для периода разложения первобытного и возникновения рабовладельческого общества. Частнособственническая моногамия утвердилась как результат возникновения частной собственности, а отнюдь не как торжество взаимной любви. Заключение браков было делом, которое решалось не самими вступавшими в брак, а их родителями, и заключались они по экономическому расчету. О взаимной любви вступающих в брак обычно никто не спрашивал, желания их не принимались во внимание, если они расходились с экономическими расчетами. Брак в рабовладельческом обществе был только между свободными гражданами. Супружеские отношения между рабами считались лишь сожительством. Рабовладелец мог разъединить мужа и жену, родителей и их детей, продавать их в разные руки и т. п. При феодализме в рамках моногамной семьи несколько возросла роль и авторитет законной жены. Это объяснялось тем, что глава семьи – феодал – подолгу отсутствовал, находясь на службе у сеньора, в военных походах и хозяйство ложилось на плечи жены. Но в крестьянской семье жена была полностью подчинена мужу и доля ее была нелегкой. Брак в феодальном обществе стал фактически нерасторжимым. Церковь присвоила себе монопольное право заключать браки. Христианская мораль еще сильнее приковала жену к мужу. 7.3. Этносы Этнос (от греч. этнос – племя, народ) – это такая группа людей, членов которой объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы, общностью исторического происхождения, единством языка. В этой группе складывается определенная этническая культура («стереотип поведения», «этническое самосознание»). В стереотипе поведения выделяют стереотип бытового поведения (его еще называют «образ жизни»). Стереотип бытового поведения складывается из многих факторов: это специфика пищи, одежды, жилища, гигиены, транспорта, характера семейных отношений, распределения семейного бюджета, соотношения и чередования труда и отдыха, стиль общения. Кроме бытового стереотипа есть стереотип небытовой деятельности; так, существует стереотип поведения дворянства, отличающийся в разных странах. В качестве примера этому можно сопоставить стереотип поведения французского и английского дворянства в XVII–XVIII вв.; первое ориентировалось на служение абсолютному монарху, второе не считало зазорным занятия коммерцией. Совокупность бытового и небытового стереотипа образует в целом поведенческий стереотип этноса. Поведенческий стереотип этноса отражается в этническом самосознании (как на эмоциональном, так и на рациональном уровне). Достаточно часто в этническом самосознании наблюдается факт эгоцентризма – эмоциональное переживание «превосходства» своего этноса перед другими и, как минимум, переживание оппозиции: мы – они. Этносы стремятся к сохранению своего стереотипа поведения, образа жизни. Сохранность стереотипа определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся географический и политический, а также наличие политического института – государства. Ко вторым – устойчивость этнического самосознания, поддерживаемая определенной системой воспитания. Исторически первой формой этносов была родоплеменная общность людей. Она сложилась, когда завершалось образование современного типа человека. Ее возникновение было обусловлено характером производительных сил. Когда орудия труда были весьма примитивными, люди могли добывать средства для жизни лишь путем коллективного труда, взаимно помогая и поддерживая друг друга. Таким коллективом стал род – группа людей, связанных совместным коллективным трудом, общностью имущества и кровным родством. Люди объединялись для совместной жизни по признаку кровного родства, хотя само это объединение диктовалось потребностями производства. Члены рода считали себя потомками общего предка – реального или мифологического. Роды объединялись в племена, а племена – в союзы племен. Судя по родоплеменной организации у ирокезов и других сообществ этого вида, племя обычно состояло из четного числа родов, связанных между собою попарно взаимобрачными отношениями. Племя имело свой язык или наречие, собственную территорию; оно управлялось советом племени, состоявшим из глав всех родов. Для решения наиболее важных вопросов созывалось собрание всего племени, на котором каждый мог участвовать на равных правах. Развитие производительных сил, разделение труда, возникновение частной собственности привело к разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества. Складывается новая форма этноса – народность. Народность обычно образовывалась из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Вследствие развития производства, обмена, торговли члены родов и племен перемещались, роды и племена утрачивали свою обособленность. Вместо кровно-родственных связей на первое место выходят экономические отношения. Причем если экономической основой родоплеменной общности людей была общественная собственность и общий труд, то теперь экономической ячейкой общества становится индивидуальная семья – носитель частной собственности. Народность – общность людей, проживающих на одной территории, имевших общий язык, общий образ жизни, обычаи; связующие фактором также была экономика местного значения. Народности характерны для рабовладельческого и феодального общества. С переходом от феодализма к капитализму сложилась новая форма общности людей – нация. Капитализм нуждается в такой общности людей, которая давала бы возможность для свободного и широкого товарообмена, концентрации средств производства. Развитие капиталистического способа производства, установление торговых отношений между различными районами, слияние местных рынков в общий рынок – все это связывало раздробленное население различных районов данной страны в единое целое. Ликвидация экономической разобщенности отдельных районов, укрепление связи между людьми одной народности и близких к ней народностей, образование общего для них языка – все это формирует нации. Решающим фактором становления нации является государственная организация народностей. Нации складывались как государственно-огранизованные этносы. Конечно, при определении нации нельзя пренебрегать такими моментами, как самосознание этой социальной группы, чувство общности и т. п. В понимании нации марксистская философия исходила из того, что в объединении людей в нацию решающую роль играют экономические факторы. Кроме того, в понятие нации включались признаки: общий язык, общая территория, общность культуры. Здесь подчеркивалось, что ни один из указанных признаков в отдельности недостаточен для определения нации. (Так, например, Англия и Ирландия, а также Англия и США имеют общий язык, но это – разные нации, поскольку занимают разные территории, имеют самостоятельную экономику.) Кроме понятия нации употребляется понятие национальности. Когда человек относит себя к какой-то национальности, это фактически означает, что по некоторым признакам он не входит в состав нации, но в своем сознании, в определенных элементах психологического склада, культуры он осознает себя членом определенной нации (например, так называет себя русскими русскоговорящее население в странах СНГ). Сегодня к перечисленным признакам нации (общность экономической жизни, языка, территории, культуры) добавляется политический параметр: нация складывается как государственно-огранизованный этнос. А какова будущность наций? Наиболее распространенный прогноз заключается в том, что в будущем на основе глобализации, формирования единого мирового хозяйства, развития средств коммуникации, формирования единой культуры произойдет сближение наций вплоть до их слияния в единое человечество на единой территории – нашей планете. 7.4. Классы Классовое общество возникло в результате разложения первобытнообщинного строя. Эксплуатация одного класса другим стала возможной тогда, когда развитие производительных сил, рост производительности труда привели к появлению прибавочного продукта. Родовая община распадается на семьи, разделение труда приводит к развитию обмена. На смену общинной собственности на средства производства приходит частная собственность. Родовая знать (старейшины, военачальники, жрецы) использовали свое положение для захвата части общинной собственности. Частная собственность неизбежно привела к имущественному неравенству, к обогащению части общества. Различное место классов в обществе вытекает из различного отношения классов к средствам производства. Господствующий класс обладает монополией на средства производства, ему принадлежат все важнейшие средства производства, тогда как угнетенный класс лишен этих средств производства и оказывается в экономической зависимости. Всюду, где одна часть общества монопольно владеет средствами производства, работник должен помимо рабочего времени, необходимого для содержания его самого, затрачивать еще прибавочное рабочее время для содержания собственника средств производства. Из различного отношения к средствам производства вытекают остальные признаки классов: роль классов в общественной организации труда. Господствующие, эксплуататорские классы, составляющие меньшинство населения, сосредоточивают в своих руках управление производством, заведование государственными делами, превращают умственный труд в свою монополию, тогда как большинство населения, принадлежащее к угнетенным, эксплуатируемым классам, обречено на тяжелый физический труд. Различным отношением к средствам производства определяется и различие в способах получения и размерах той доли общественного богатства, которой располагает каждый класс. Эксплуататорские классы, представляющие меньшинство населения, присваивают большую часть общественного дохода (или непропорциональную по отношению к своей численности). Признаки классов суммированы В. И. Лениным в следующем определении: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[20]. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|