О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАРКСИЗМА

Наше учение – говорил Энгельс про себя и про своего знаменитого друга – не догма, а руководство для действия1. В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду. А упуская ее из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него его душу живу, мы подрываем его коренные теоретические основания – диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории.

И именно в наше время среди тех, кого интересуют судьбы марксизма в России, особенно часто встречаются люди, которые упускают из виду как раз эту его сторону. А между тем всякому ясно, что в последние годы Россия пережила такие крутые переломы, которые с необычайной быстротой и необычайно резко меняли обстановку, социально-политическую обстановку, определяющую ближайшим и непосредственным образом условия действия, а следовательно, и задачи действия. Я говорю, конечно, не об общих и основных задачах, которые не меняются при поворотах истории, раз не меняется основное соотношение между классами. Совершенно очевидно, что это общее направление экономической (и не только экономической) эволюции России, равно как и основное соотношение между различными классами русского общества, не изменилось за последние, скажем, шесть лет.

Но задачи ближайшего и непосредственного действия изменялись за это время очень резко, как изменялась конкретная социально-политическая обстановка, – а следовательно, и в марксизме, как живой доктрине, не могли не выдвигаться на первый план различные стороны его.

Чтобы пояснить эту мысль, взглянем на то, каково было изменение конкретной социально-политической обстановки за последнее шестилетие. Перед нами сразу выделяются два трехлетия, на которые распадается этот период: одно, заканчивающееся, примерно, летом 1907 года, другое – летом 1910 года. Первое трехлетие характеризуется, с чисто теоретической точки зрения, быстрыми изменениями основных черт государственного строя России, причем ход этих изменений был очень неровен, амплитуда колебаний в обе стороны очень велика. Социально-экономической базой этих изменений «надстройки» было столь открытое, внушительное, массовидное выступление всех классов русского общества на самых различных поприщах (думская, внедумская деятельность, печать, союзы, собрания и т. д.), какое не часто наблюдается в истории.

Наоборот, второе трехлетие характеризуется – повторяем, что мы ограничиваемся на этот раз чисто теоретической «социологической» точкой зрения – такой медленной эволюцией, которая почти равняется застою. Никаких, сколько-нибудь заметных, изменений в государственном строе. Никаких или почти никаких открытых и разносторонних выступлений классов на большинстве тех «арен», на которых развертывались эти выступления в предыдущий период.

Сходство обоих периодов состоит в том, что эволюция России оставалась в течение и того и другого – прежней, капиталистической эволюцией. Противоречие такой экономической эволюции с существованием целого ряда феодальных, средневековых учреждений не устранялось, оставалось тоже прежним, будучи не сглаживаемо, а скорее обостряемо проникновением некоторого частичного буржуазного содержания в те или иные отдельные учреждения.

Различие того и другого периода состоит в том, что во время первого периода на авансцене исторического действия стоял вопрос о том, как именно сложится результат вышеуказанных быстрых и неровных изменений. Содержание этих изменений не могло не быть буржуазным, в силу капиталистического характера эволюции России, но есть буржуазия и буржуазия. Средняя и крупная буржуазия, стоящая на позиции более или менее умеренного либерализма, по самому своему классовому положению боялась изменений резких и добивалась сохранения значительных остатков старых учреждений и в аграрном строе и в политической «надстройке». Деревенская мелкая буржуазия, переплетаясь с живущим «трудом рук своих» крестьянством, не могла не стремиться к иного рода буржуазным преобразованиям, оставляющим гораздо менее места всяческой средневековой старине. Наемные рабочие, поскольку они сознательно относились к происходящему вокруг них, не могли не выработать себе определенного отношения к этому столкновению двух различных тенденций, которые обе остались в рамках буржуазного строя, но определяли совершенно различные формы его, совершенно различную быстроту его развития, различную ширину захвата его прогрессивных влияний.

Таким образом, эпоха миновавшего трехлетия не случайно, а необходимо выдвинула на первый план в марксизме те вопросы, которые принято называть вопросами тактики. Нет ничего ошибочнее того мнения, будто споры и расхождения из-за этих вопросов были «интеллигентскими» спорами, были «борьбой за влияние на незрелый пролетариат», выражали «приспособление интеллигенции к пролетариату», как думают всяких родов веховцы2. Напротив, именно потому, что данный класс достиг зрелости, он не мог остаться равнодушным к столкновению двух различных тенденций всего буржуазного развития России, и идеологи этого класса не могли не дать теоретических формулировок, соответствующих (непосредственно или косвенно, в прямом или обратном отражении) этим различным тенденциям.

Во второе трехлетие столкновение различных тенденций буржуазного развития России не стояло на очереди дня, ибо обе эти тенденции были придавлены «зубром», отодвинуты назад, загнаны внутрь, заглушены на некоторое время. Средневековые зубры не только заполнили авансцену, но и наполнили сердца самых широких слоев буржуазного общества настроением веховским, духом уныния, отреченства. Не столкновение двух способов преобразования старого, а потеря веры в какое бы то ни было преобразование, дух «смирения» и «покаяния», увлечение антиобщественными учениями, мода на мистицизм и т. п., – вот что оказалось на поверхности.

И эта поразительно резкая смена не была ни случайностью, ни результатом одного только «внешнего» давления. Предыдущая эпоха так глубоко всколыхнула слои населения, в течение поколений, в течение веков, стоявшие в стороне от политических вопросов, чуждые им, что «переоценка всех ценностей», новая работа над основными проблемами, новый интерес к теории, к азбуке, к учению с азов возник естественно и неизбежно. Миллионы, сразу разбуженные от долгого сна, сразу поставленные перед важнейшими проблемами, не могли удержаться долго на этой высоте, не могли обойтись без перерыва, без возврата к элементарным вопросам, без новой подготовки, которая бы помогла «переварить» невиданно богатые уроки и дать возможность массе несравненно более широкой пойти опять вперед, уже гораздо более твердо, более сознательно, более уверенно, более выдержанно.

Диалектика исторического развития оказалась такова, что в первый период на очереди дня стояло осуществление непосредственных преобразований во всех областях жизни страны, а во второй – переработка опыта, усвоение его более широкими слоями, проникновение его, если можно так выразиться, в подпочву, в отсталые ряды разных классов.

Именно потому, что марксизм не мертвая догма, не какое-либо законченное, готовое, неизменное учение, а живое руководство к действию, именно поэтому он не мог не отразить на себе поразительно-резкой смены условий общественной жизни. Отражением смены явился глубокий распад, разброд, всякого рода шатания, одним словом, – серьезнейший внутренний кризис марксизма. Решительный отпор этому распаду, решительная и упорная борьба за основы марксизма встала опять на очередь дня. Чрезвычайно широкие слои тех классов, которые не могут миновать марксизма при формулировке своих задач, усвоили себе марксизм в предыдущую эпоху крайне односторонне, уродливо, затвердив те или иные «лозунги», те или иные ответы на тактические вопросы и не поняв марксистских критериев этих ответов. «Переоценка всех ценностей» в различных областях общественной жизни повела к «ревизии» наиболее абстрактных и общих философских основ марксизма. Влияние буржуазной философии в ее разнообразных идеалистических оттенках сказалось в махистском поветрии среди марксистов3. Повторение заученных, но непонятых, непродуманных «лозунгов» повело к широкому распространению пустой фразы, на деле сводившейся к совершенно немарксистским, мелкобуржуазным течениям, вроде откровенного или стыдливого «отзовизма»4 или признания отзовизма «законным оттенком» марксизма.

С другой стороны, дух веховщины, дух отреченства, охвативший самые широкие слои буржуазии, проник и в то течение, которое стремится уложить марксистскую теорию и практику в русло «умеренности и аккуратности». Марксистской здесь осталась уже одна только фразеология, облекающая насквозь пронизанные либеральным духом рассуждения о «иерархии» и «гегемонии» и т. п.

В задачу настоящей статьи не может входить, конечно, рассмотрение этих рассуждений. Достаточно указать на них, чтобы иллюстрировать сказанное выше о глубине переживаемого марксизмом кризиса, о связи его со всей общественно-экономической обстановкой переживаемого периода. От вопросов, поднятых этим кризисом, нельзя отмахнуться. Нет ничего вреднее, беспринципнее, как попытки отделаться от них посредством фразы. Нет ничего важнее, как сплочение всех марксистов, сознавших глубину кризиса и необходимость борьбы с ним, для отстаивания теоретических основ марксизма и коренных положений его, искажаемых с самых противоположных сторон путем распространения буржуазного влияния на разных «попутчиков» марксизма.

Предыдущее трехлетие подняло к сознательному участию в общественной жизни такие широкие слои, которые нередко теперь впервые начинают знакомиться настоящим образом с марксизмом. Буржуазная пресса создает на этот счет гораздо более заблуждений, чем прежде, и распространяет их шире. Распад среди марксизма особенно опасен при таких условиях. Поэтому понять причины неизбежности этого распада в переживаемое время и сплотиться для последовательной борьбы с ним является, в самом прямом и точпом смысле слова, задачей эпохи для марксистов.


Примечания:



ПРИМЕЧАНИЯ

1

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 36. С. 488, 497.


2

Веховцы – видные кадетские публицисты, представители контрреволюционной либеральной буржуазии Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве и С. Л. Франк, выпустившие весной 1909 года в Москве сборник своих статей под названием «Вехи». В этих статьях, посвященных русской интеллигенции, «веховцы» пытались опорочить революционно-демократические традиции освободительного движения в России, взгляды и деятельность В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева; они чернили революционное движение 1905 года, благодарили царское правительство за то, что оно «своими штыками и тюрьмами» спасло буржуазию «от ярости народной».

Критический разбор и политическую оценку сборника как «энциклопедии либерального ренегатства» В. И. Ленин дал в статьях "О «Вехах», «Веховцы и национализм» (см.: Полн. собр. соч. Т. 19. С. 167-175; Т. 23. С. 110-111) и в ряде других работ.


3

Махизм – субъективно-идеалистическое философское течение, получило широкое распространение в Западной Европе в начале XX века. Основоположниками его были австрийский физик и философ Э. Мах и немецкий философ Р. Авенариус. Махизм был особенно опасным для рабочего класса направлением буржуазной идеалистической философии, поскольку на словах он выступал против идеализма, апеллировал к современному естествознанию, что придавало ему видимость «научности». В России в годы реакции под влияние махизма попала часть социал-демократической интеллигенции. Наиболее широкое распространение махизм получил среди меньшевиков-интеллигентов (Н. Валентинов, П. С. Юшкевич и др.). На позиции махизма встала и некоторая часть литераторов из большевиков (В. Базаров, A. Богданов, А. В. Луначарский н др.). Прикрываясь лицемерными заявлениями о развитии марксизма, русские махисты на деле подвергали ревизии основы марксистской философии. B. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг всесторонней резкой критике махизм, раскрыл его реакционную сущность, отстоял марксистскую философию от покушений ревизионистов, развил в новых исторических условиях диалектический и исторический материализм. Разгром махизма нанес сильнейший удар по идейным позициям меньшевизма, отзовизма и богостроительства.


4

Отзовизм – оппортунистическое течение в РСДРП, возникшее в 1908 году. Прикрываясь революционными фразами, отзовисты требовали отзыва социал-демократических депутатов из III Го-сударственной думы, прекращения работы в легальных организациях – профсоюзах, кооперативах и др. Разновидностью отзовизма являлся ультиматизм. Ультиматисты отличались от отзовистов лишь по форме. Не понимая необходимости вести настойчивую, кропотливую работу с депутатами социал-демократами, воспитывать их последовательными революционными парламентариями, ультиматисты предлагали предъявить социал-демократической думской фракции ультиматум о беспрекословном подчинении решениям ЦК партии, а в случае невыполнения отозвать социал-демократических депутатов из Думы. Ультиматизм фактически был прикрытым, замаскированным отзовизмом. Ленин называл ультиматистов «стыдливыми отзовистами».

Отзовисты наносили огромный вред партии. Их политика вела к отрыву партии от масс, к превращению ее в сектантскую организацию, неспособную собрать силы для нового революционного подъема. Совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» в июне 1909 года в своем решении указало, что «большевизм, как определенное течение в РСДРП, ничего общего не имеет с отзовизмом и ультиматизмом», и призвало большевиков «вести самую решительную борьбу с этими уклонениями от пути революционного марксизма» (Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. и испр. М., 1983. Т. 1. С. 338 (далее: КПСС в резолюциях…).


5

Статья «Исторические судьбы учения Карла Маркса» была написана к 30-летию со дня смерти К. Маркса и напечатана в газете «Правда» № 50 от 1 марта 1913 года.

«Правда» – ежедневная легальная большевистская газета, первый помер ее вышел в Петербурге 22 апреля (5 мая) 1912 года. Решение о необходимости издания массовой ежедневной рабочей газеты было принято в ходе работы VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, «Правда» издавалась на средства, собранные самими рабочими.

В. И. Ленин осуществлял идейное руководство «Правдой» и был фактически ее главным редактором. В «Правде» было опубликовано около 300 статей и заметок Ленина.

Членами редакции «Правды» и ее деятельными сотрудниками в разное время были: П. Н. Батурин, Демьян Бедный, К. С. Еремеев, И. К. Крупская, Л. Р. и В. Р. Менжинские, В. И. Невский, М. С. Ольминский, Н. И. Подвойский, Н. Г. Полетаев, М. А. Савельев, К. Н. Самойлова, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, П. И. Стучка, А. И. Ульянова-Елизарова и др. Активное участие в газете принимали большевики – депутаты IV Государственной думы. В «Правде» печатал свои произведения А. М. Горький.

«Правда» повседневно связывала партию с широкими народными массами, проводила политику партии по руководству нарастающим революционным движением, воспитывала массы в духе пролетарской солидарности, пролетарского интернационализма, На страницах газеты Ленин последовательно боролся за гегемонию пролетариата в грядущей революции, за союз рабочего класса и крестьянства.

«Правда» подвергалась постоянным полицейским преследованиям. Газета закрывалась царским правительством восемь раз, но продолжала выходить под другими названиями: «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», «Про-летарская правда», "Путь «Правды», «Рабочий», «Трудовая правда». 8 (21) июля 1914 года газета была закрыта.

Издание «Правды» возобновилось после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. С 5 (18) марта 1917 года «Правда» – Центральный орган партии. В июле – октябре 1917 года «Правда», преследуемая контрреволюционным Временным правительством, неоднократно меняла свое название и выходила как "Листок «Правды», «Рабочий и солдат», «Пролетарий», «Рабочий», «Рабочий путь». После победы Октябрьской социалистической революции, с 27 октября (9 ноября) 1917 года, газета стала выходить под своим прежним названием «Правда».

Значение «Правды» в истории большевистской партии и революции исключительно велико. Газета явилась коллективным пропагандистом, агитатором и организатором в борьбе за претворение в жизнь политики партии, за партийность, вела решительную борьбу с меньшевиками-ликвидаторами, отзовистами, троцкистами, разоблачала их предательскую роль. «Правда» боролась против международного оппортунизма и центризма, воспитывала рабочих в духе революционного марксизма, способствовала значительному росту партии, сплочению ее рядов, укреплению ее связи с массами. В результате деятельности «Правды» был заложен прочный фундамент массовой большевистской партии.

Оценку «Правды» Ленин дал в статьях: «Итоги полугодовой работы», "Рабочие и «Правда», «Рабочий класс и рабочая печать», «Доклад ЦК РСДРП и инструктивные указания делегации ЦК на Брюссельском совещании», «К итогам дня рабочей печати», "К десятилетнему юбилею «Правды» и др. (см.: Полн. собр. соч. Т. 21. С. 427-440; Т. 22. С. 69-71; Т. 25. С. 227-234, 371-381, 418-426; Т. 45. С. 173-177).


6

Статья «Три источника и три составных части марксизма» была написана к 30-летию со дня смерти К. Маркса и опубликована в журнале «Просвещение» № 3 за 1913 год.

«Просвещение» – ежемесячный большевистский теоретический легальный журнал, созданный по инициативе В. И. Ленина вместо закрытого царским правительством большевистского журнала «Мысль»; издавался в Петербурге с декабря 1911 по июнь 1914 года. Ленин из-за границы руководил «Просвещением». В журнале были опубликованы многие работы Ленина. Журнал разоблачал оппортунистов-ликвидаторов, троцкистов, а также буржуазных националистов, освещал борьбу рабочего класса в условиях нового революционного подъема, пропагандировал большевистские лозунги в избирательной кампании в IV Государственную думу; выступал против ревизионизма и центризма в партиях И Интернационала; сыграл большую роль в марксистском интернациональном воспитании передовых рабочих России.

Накануне первой мировой войны журнал был закрыт царским правительством.


7

См. работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Анти-Дюринг» и К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 269-317; Т. 20. С. 1-338; Т. 4. С. 419-459).


8

Статью «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)» В. И. Ленин написал для Энциклопедического словаря Гранат – одной из крупнейших русских универсальных энциклопедий. В предисловии к изданию этой статьи отдельной брошюрой в 1918 году Ленин по памяти указывает дату написания статьи – 1913 год. В действительности он приступил к работе над статьей весной 1914 года в Поронине; однако, будучи чрезвычайно занят руководством деятельностью партии и газетой «Правда», Ленин был вынужден прервать ее. В письме в редакцию изданий Гранат 8 (21) июля 1914 года он писал: «К моему величайшему сожалению, ряд совершенно исключительных и непредвидимых обстоятельств… заставил меня в самом начале перервать начатую статью о Марксе, и я, после ряда безуспешных попыток найти время для ее продолжения, должен был прийти к выводу, что не могу сделать работы до осени. Приношу свое глубокое извинение и выражаю надежду, что редакция вашего столь полезного издания успеет найти другого марксиста и получить от него статью к сроку» (Полн. собр. соч. Т. 48. С. 324-325).

В ответном письме от 12 (25) июля секретарь редакции изданий Гранат, подчеркивая большую важность статьи Ленина для демократической аудитории словаря, убедительно просил Ленина не отказываться от ее написания. Одновременно он выражал готовность на значительную отсрочку присылки статьи в редакцию.

В. И. Ленин согласился продолжать работу над статьей, но вскоре началась война, и он был арестован австрийскими властями. Только в сентябре, переехав в Берн, Ленин вновь принялся за работу над статьей и закончил ее в первой половине ноября 1914 года.

Статья «Карл Маркс» в неполном виде была напечатана в 1915 году в 28-м томе Энциклопедического словаря (7-е издание) за подписью В. Ильин. По цензурным условиям редакция словаря не напечатала два раздела статьи: «Социализм» и «Тактика классовой борьбы пролетариата» – и внесла ряд изменений в текст статьи. В конце статьи была напечатана в виде приложения «Библиография марксизма» (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 82-93).

В 1918 году статья была напечатана издательством «Прибой» отдельной брошюрой по тексту Энциклопедического словаря, но без «Библиографии марксизма». К этому изданию Ленин написал предисловие, которое печатается в настоящем томе.

Впервые полный текст статьи по рукописи был напечатан в 1925 году в сборнике «В. И. Ленин. Маркс, Энгельс, марксизм», изданном Институтом Ленина при ЦК РКП (б).


9

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29. С. 37.


10

Левые гегельянцы, или младогегельянцы, – представители левого крыла гегелевской школы – идеалистического философского течения в Германии. Младогегельянцы не понимали объективных законов общественного развития, роли материального производства в развитии общества, неизбежности классовой борьбы в нем.

В конце 30 – начале 40-х годов XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс примыкали к младогегельянцам. Перейдя от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, они подвергли всесторонней критике философию младогегельянцев, вскрыли ее классовые корни и показали со полную научную несостоятельность. Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845-1846).


11

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 281.


12

Здесь и ниже имеется в виду библиография, составленная В. И. Лениным к статье «Карл Маркс» (см.: Полн. собр. соч. Т. 26. С. 82-93).


13

Речь идет о статье К. Маркса «Оправдание мозельского корреспондента» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 187-217).


14

«Немецко-французский ежегодник» («Deutsch-Franzosische Jahrbucher») издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел только первый, двойной выпуск журнала в феврале 1844 года. В нем были опубликованы две статьи К. Маркса и две статьи Ф. Энгельса (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 382-429, 544-597). Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге.


15

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 422.


16

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 65-185.


17

«Союз коммунистов» (1847-1852) – первая международная коммунистическая организация революционного пролетариата, создателями и руководителями которой являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Он был образован на базе коренным образом реорганизованного тайного немецкого общества «Союз справедливых» (организации рабочих и ремесленников), в которое вступили в феврале 1847 года Маркс и Энгельс. В июне 1847 года на конгрессе в Лондоне произошло переименование «Союза справедливых» в «Союз коммунистов»; прежний расплывчатый лозунг: «Все люди – братья!» – был заменен боевым интернационалистским лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

«Союз коммунистов» ставил своей целью свержение буржуазии, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и создание нового общества без классов и частной собственности. Маркс и Энгельс принимали участие в работе второго конгресса «Союза», состоявшегося в Лондоне в ноябре – декабре 1847 года, и написали по его поручению программу «Союза» – «Манифест Коммунистической партии».

«Союз коммунистов» сыграл большую историческую роль как школа пролетарских революционеров, как зародыш пролетарской партии, предшественник Международного Товарищества Рабочих (I Интернационала). История «Союза» изложена в статье Ф. Энгельса «К истории Союза коммунистов» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 214-232).


18

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 419-459.


19

Имеется в виду буржуазная революция во Франции в феврале 1848 года.


20

Речь идет о буржуазной революции в Германии и Австрии, начавшейся в марте 1848 года.


21

«Новая рейнская газета» («Neue Rheinische Zeitung») издавалась в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года. Руководителями газеты были К. Маркс и Ф. Энгельс, главным редактором – Маркс. Газета отстаивала интересы революционной демократии, интересы пролетариата. О «Новой рейнской газете» см. статью Ф. Энгельса «Маркс и „Neue Rheinische Zeitung“ (1848-1849)» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 14-22).


22

Речь идет о народной демонстрации в Париже, организованной партией мелкой буржуазии («Гора») в знак протеста против нарушения президентом и большинством Законодательного собрания конституционных порядков, установленных революцией 1848 года. Демонстрация была разогнана полицией.


23

В. И. Ленин имеет в виду издание переписки К. Маркса и Ф. Энгельса, вышедшее в свет в Германии в сентябре 1913 года в четырех томах под названием «Der Briefwechsel zwischen Friedrich Engels und Karl Marx 1844 bis 1883», herausgegeben von A Bebel und Ed. Bernstein. Vier Bande (Stuttgart, 1913) («Переписка Фридриха Энгельса и Карла Маркса с 1844 по 1883», изданная А. Бебелем и Эд. Бернштейном. Четыре тома) (Штутгарт, 1913).

Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса, насчитывающая более 1500 писем, является важнейшей составной частью их теоретического наследия. Наряду с ценными биографическими сведениями она содержит богатейшие материалы, отражающие организационную и теоретическую деятельность основоположников научного коммунизма. Ленин глубоко изучал переписку Маркса и Энгельса, составил ее конспект (см.: Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883 гг.». М., 1968) и использовал в ряде своих произведений.


24

Ленин имеет в виду памфлет К. Маркса «Господин Фогт», являвшийся ответом на клеветническую брошюру бонапартистского агента К. Фогта "Мой процесс против «Allgemeine Zeitung» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 14. С. 395-691).


25

Имеется в виду «Учредительный манифест Международного Товарищества Рабочих» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 3-11).


26

Бакунисты – сторонники мелкобуржуазного течения, одного из направлении анархизма, названного по имени его идеолога М. А. Бакунина. Бакунисты требовали наряду с уничтожением частной собственности отмены всякого государства, в том числе государства рабочего класса, пропагандировали ничем не ограниченную свободу личности, выступали прямыми противниками политической борьбы пролетариата, создания самостоятельной рабочей партии, марксистского учения о социалистической революции. Их тактика заговорщичества, бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксизму.

Теория и тактика бакунистов были резко осуждены К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.


27

Французская социалистическая партия была образована в 1905 году в результате слияния Социалистической партии Франции (гедисты) и Французской социалистической партии (жоре-систы). Во главе объединенной партии встали реформисты. С начала первой мировой войны руководство партией перешло на позиции социал-шовинизма, открытой поддержки империалистической войны и участия в буржуазном правительстве. В партии существовало центристское направление, возглавляемое Ж. Лонге, стоявшее на позиции социал-пацифизма и проводившее соглашательскую политику по отношению к социал-шовинистам. В ФСП имелось также левое, революционное крыло, стоявшее на интернационалистских позициях и представленное главным образом рядовыми членами партии.


28

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 139.


29

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 21.


30

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 43, 59, 34-35, 24.


31

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282, 283, 284.


32

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 182.


33

Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 10, 22.


34

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 302, 276, 302.


35

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 20. С. 25, 26.


36

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 7.


37

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 289.


38

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 383.


39

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6-7.


40

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 31. С. 197.


41

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 424-425, 434, 433.


42

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 10.


43

Маркс К. Капитал, т. I//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т, 23. С. 84.


44

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 16.


45

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 180-181.


46

Маркс К. Капитал, т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т, 23. С. 177.


47

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 770, 771-773.


48

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 215-220, 225– 227.


49

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. II. С. 363.


50

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 757.


51

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 657.


52

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 85-86.


53

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 211.


54

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 85.


55

Маркс К. Капитал, т. III//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. II. С. 371, 372.


56

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 514-515.


57

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 500-501, 405.


58

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 444.


59

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 171-172.


60

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 292.


61

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 173.


62

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 518.


63

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 280.


64

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 183.


65

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 169.


66

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29. С. 190, 293.


67

Чартизм – массовое революционное движение английских рабочих в 30-50-х годах XIX века, проходило под лозунгом борьбы за проведение «Народной хартии» («People's Charter» – отсюда и название). Хартии (петиции), которые вносились в парламент, содержали требования всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года, тайного голосования, сокращения рабочего дня, повышения заработной платы и др. В 1840 году была основана «Национальная чартистская ассоциация», которая явилась первой в истории рабочего движения массовой партией рабочих.

Главной причиной неудач чартистского движения было отсутствие четкой программы, тактики и последовательно революционного руководства. Однако чартизм оказал огромное влияние как на политическую историю Англии, так и на развитие международного рабочего движения. По определению В. И. Ленина это было «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение» (Полн. собр. соч. Т. 38. С. 305).


68

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 276, 280; Т. 31. С. 166.


69

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 318; Т. 35. С. 14.


70

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 458.


71

Краковское восстание 1846 года было направлено против австрийского господства и феодальных порядков; происходило в условиях кризиса феодальной системы, усиления социального и национального гнета, подъема освободительной борьбы в польских землях. В ходе восстания повстанцы создали Национальное правительство, которое в изданном им манифесте призвало народ к борьбе за национальную независимость, провозгласило отмену феодальных повинностей, передачу крестьянам в собственность земли без выкупа, упразднение сословных различий и титулов и пр. Однако вскоре восстание было подавлено.

«Краковская революция, – говорил К. Маркс, – дала славный пример всей Европе, отождествив национальное дело с делом демократии и с освобождением угнетенного класса» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 490).


72

См.: Маркс К. Буржуазия и контрреволюция // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 116-117.


73

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29. С. 37.


74

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 31. С. 38-39, 47.


75

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 290-291, 292– 293, 308, 349; Т. 31. С. 32, 38-39, 45-46, 313-314, 340, 348.


76

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 274-282.


77

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33. С. 172-173.


78

Исключительный закон против социалистов был введен в Германии в 1878 году правительством Бисмарка в целях борьбы с рабочим и социалистическим движением. Законом были запрещены все организации социал-демократической партии, массовые рабочие организации, рабочая печать, социалистическая литература; многие социал-демократы высланы из Германии или брошены в тюрьмы. Однако преследования и репрессии не сломили социал-демократическую партию: за границей издавалась ее газета «Социал-демократ» и регулярно собирались партийные съезды. Работая в подполье, партия широко использовала легальные возможности для укрепления связи с массами. Огромную помощь немецким социал-демократам оказывали К. Маркс и Ф. Энгельс. В 1890 году под напором массового рабочего движения исключительный закон против социалистов был отменен.


79

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т, 34. С. 46, 47-48, 75-76, 85, 87-88.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке