|
||||
|
Книга – инструмент продвижения, шанс остаться в вечности или форма тщеславия? Согласно опросам ВЦИОМ 35% россиян практически вообще ничего не читают[2]. Что же они делают? Думаю, согласно известной поговорке[3]– они пишут! Что же ими движет? Место подвигу – есть Как вы думаете, сколько в России ежегодно публикуется книг? Некоторые скажут, что «и так много, и поэтому для меня место вряд ли найдется», а кто-то напротив, возразит, что «мало; мало хорошего – и для меня место будет». Кто же прав? Автор практической книги по продажам и бизнес-тренер Алексей Слободянюк, выступавший на презентации моей книги[4], собрал такую информацию. «По разным данным ежегодно в России заявляется на публикацию около семисот пятидесяти тысяч книг. То есть каждый сотый россиянин задумался о том, чтобы написать книжку. Из этих семисот пятидесяти тысяч заявок до публикации доходит около тысячи книг. По разным причинам. Кто-то не выдерживает, например, корректуры: был накал эмоций, он писал, писал, писал; дошел до корректора, а тот ему сказал, что нужно все переписывать. А накал уже угас, уже не то настроение, не доходят руки. Таким образом, не все добегают до финиша. Из этой тысячи, которая публикуется, достойных книг около ста». Сто достойных книг в год! На самом деле, это немного, если учесть, что среди них процент бизнес-литературы не больше одной пятой. Поэтому у тех, кто задумал написать и издать книгу по практической теме, например, по своей профессии – есть хороший шанс «выстрелить». Мнение, что хороших книг мало, и читать нечего, может быть реально изменено, и изменено вами. Вы можете исправить ситуацию в лучшую сторону собственным примером. Хайвэй всегда свободен для профессионалов. Настоящий виртуальный мир и другие предостережения Не секрет, что когда книга доходит до книжной полки, она морально устаревает. И причина не только в длинном цикле издательского процесса, хотя и в этом тоже. На мой взгляд, создание книги и вообще писательство – это пребывание в другом мире. Когда ты создаешь миры или же описываешь прошлое, ты реально пребываешь в другом мире. Книжная виртуальность – это, (как еще Иван Бунин в рассказе «Книга» прекрасно описал) крайне опасная штука. Почище всякой Интернет-зависимости! И что в итоге? Книгу пишешь – бизнес встал. Как вариант. Но зато после книги он может развиться. Правда, это не факт. Смотря, как ты книгу продвигаешь. Ведь издаться даже в хорошем издательстве – это малая часть успеха. Но об этом чуть ниже. Есть мнение, во многом справедливое, что книги пишут на «отработанном материале». То есть пока ты на этом зарабатываешь – зачем раскрывать секреты другим? И все-таки хорошие, честные книги выходят. Это происходит по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы (например, Сергей Азимов) являются бизнесменами-практиками и отлично понимают, насколько велика грань между «узнать» и «сделать». Разумеется, многие читатели не делают того, что рекомендуется в книгах. Во-вторых, ряд бизнес-авторов, бизнесменов, имеет в крови журналистскую жилку или являются журналистами (например, Алексей Ходорыч). Это подсказывает им, что надо писать всегда, когда считаешь нужным – статью, книгу, что угодно. Журналистов не останавливает даже то, что они могут попутно раскрыть и свои секреты. Главный вывод – рассмотреть честную книгу, чтобы насладиться чтением и получить пользу. Потому как, можно констатировать, что подобных книг – меньшинство. Зачем еще пишут книги? Зачем пишут художественные книги? Ответом вам может стать отличное эссе Михаила Веллера – «Молодой писатель» («Литературная газета», 2002). Великолепно отбивает охоту у будущих графоманов. Рекомендую прочесть внимательно и применительно к себе. Тем более, что все равно, по опыту общения с коллегами, однажды бизнес-писатель задумывается о художественной прозе. Поэтому лишней эта информация не будет. Впрочем, полезно будет ознакомиться с текстом «Молодой писатель»[5] и потому, что многие из бизнес-книг хотят сделать художественное произведение (и поэтому ничего или ничего хорошего – из этого в печать не выходит). Опишу несколько примеров молодого (не по возрасту – просто начинающего) бизнес-писателя. И – развенчаю несколько мифов примерами из собственного опыта. Итак. Зачем пишут бизнес-книги? 1. Чтобы заработать. Это далеко не факт. Или, смотря какую сумму подразумевать под заработком. В сумме выплата за изданную книгу вместе с процентами от реализации тиража может составлять от 20 000 до 50 000 рублей. При тираже от 2000 до 5000 экземпляров – стандартный тираж для деловой литературы. 2. Чтобы прославиться. Сомнительно. При максимальном тираже в 10 000 экземпляров. Стать «Борисом Акуниным» в бизнес-литературе тоже, наверное, к счастью, удается единицам (например, Глеб Архангельский). 3. Чтобы остаться в вечности. И будет, что показать детям, потомству. Вариант беспроигрышный. Не забудьте написать посвящение на титульном листе, поскольку информация может по большей части к достижению возраста чтения адресатом устареть. А может и не устареть, если тема вечная как, скажем, ораторское мастерство (например, Радислав Гандапас). Даже если для вас не нашлось подходящей мотивации, что-либо напугало, и вы сейчас хотите отложить недописанную рукопись в долгий ящик – не унывайте. Одну книгу вы точно сможете написать. Эта книга – о вашей профессии. «Одна книга – одна жизнь» (или наоборот). Тайны того или иного ремесла, даже самого, на первый взгляд, скучного, обычно уходят в небытие вместе с его носителем. Не допускайте этого, если вы все-таки хотите остаться в вечности. Как издавать книги? Печатное издательство. Самый традиционный и неприступный бастион. Чтобы выпуститься в большом издательстве пройти несколько барьеров – отдел маркетинга проведет экспертизу востребованности темы, директор редакции предложит позиционирование и содержание, пиар-отдел оценит перспективность раскрутки. И тогда… И тогда за вас возьмутся редакторы-стилисты, корректоры и дизайнер обложки.
Электронные издательства. Электронные издательства – это еще не престиж издательств печатных, но уже и не просто кустарная публикация на собственном сайте или в блоге. Главная проблема электронного издания вообще – незащищенность от пиратов. Однажды купленный и многоразово перекопированный текст может моментально потерять ценность для потенциальной аудитории как в прямом, так и в переносном смысле. В конечном счете – то, что бесплатно – не ценится. Мне известно только одно электронное издательство, защищающее контент по специальной технологии – bookee.ru. Совет. Так как обычно электронные издательства не имеют возможности ваше произведение редактировать-корректировать, позаботьтесь об этом самостоятельно. Корректура и редактура вместе обойдется в 15-30 рублей за 1000 знаков (без пробелов). И еще важный момент, дающий плюс тому, что можно издаваться в электронном издательстве – это только начало. Если вы будете популярны в Интернете, в бумажном виде вас не смогут не напечатать (например, Слава Сэ). Аудиокниги. Как показывает опыт коллег, аудиокнигами еще сложнее заработать, чем электронными. Но если цель ставиться другая – рекламная, например, то данную возможность стоит рассмотреть. К примеру, электронная книга «СуперДиджей» была прочитана 15 000 диджеями. А аудиокнига, которую скачало более 2000 человек, нашла абсолютно новую аудиторию, причем на том же портале Промодиджей. Продвижение книги Книга как таковая, будучи даже качественным продуктом, может никогда и не найти своего читателя, если ее не «продвинуть» к целевой аудитории должным образом. Принципы продвижения книги схожи с промоутированием консалтинговой услуги. Наилучшим вариантом является личная презентация автора в местах реализации (аналог семинара). Это не только одномоментный взлет продаж, но и пост-фактум история – видеозапись и фото для соцсетей, диктофонная запись для подкаста, повод для интервью (если на презентацию приглашены журналисты) и отзывы в блогах и микроблогах от присутствующих на презентации. Хорошим способом продвижения является возможность дать посмотреть товар лицом – несколько глав в свободном доступе. И просто отлично, когда под продвижение книги придуман специальный пиар-проект. Прочти книгу – разгадай загадку / придумай саунд-трек – получи ценный приз или – консультацию автора, тренинг, бесплатный прием и т.п. Покупая книгу, читатель будет рад получить что-то сверх его ожиданий (дополнительные материалы в электронном виде). Для этого авторы прямо в тексте указывают – напишите письмо с пометкой «из книги» и получите дополнительную информацию.
Таким образом, современная книга – это единство текста, оригинальной подачи материала и личности автора. Плюс правильное и в то же время нестандартное продвижение. Поэтому издание книги интересно издательству как яркий, креативный, цельный PR-проект. Если вы, конечно, не Борис Акунин, Виктор Пелевин или Дмитрий Глуховский, например, то есть Авторы с Именем. 2011 |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|